Порядок проведения аудита основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить порядок проведения аудита основных средств, его документальное оформление, аудит движения и амортизации основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств;
- определить основную цель аудиторской проверки, перечислить ее задачи и источники информации, на которых основывается аудитор в ходе проверки для получения аудиторских доказательств;
- ознакомится с методами сбора аудиторских доказательств;
- изучить аудит основных средств, его документальное оформление;
- рассмотреть типичные ошибки, которые чаще всего выявляются в ходе аудиторской проверки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.: Организация аудиторской проверки основных средств 5
1.1 Цель и задачи аудиторской проверки основных средств и источники информации 5
1.2 Аудиторские доказательства и процедуры при проверке основных
средств 8
1.3 Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки основных средств 11
Глава 2: Аудит операций с основными средствами 15
2.1 Аудит наличия, сохранности и документального оформления основных средств 15
2.2 Аудит движения основных средств 18
2.3 Аудит начисления амортизации основных средств 23
2.4 Аудит ремонта и переоценки основных средств 28
2.5 Аудит арендных и лизинговых операций 31
Глава 3: Типичные нарушения в учете операций с основными средствами 34
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

аудит курсовая.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

При проверке учета основных средств аудиторская фирма может применять различные способы получения доказательств.

1. Проверка арифметических  расчетов - используется для подтверждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д.

2. Инспектирование и наблюдение - необходимы для проверки фактического наличия объектов основных средств.

3. Проверка соблюдения  правил учета - применяется при  проверке учета основных средств.  Аудитор проверяет, ведется ли  учет основных средств в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положениями ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и т.д., с применяемой экономическим субъектом корреспонденцией счетов, Инструкцией по применению плана счетов и другими законодательными и нормативными документами. При проверке соблюдения правил составления отчетности аудитор проверяет отчетность экономического субъекта на предмет ее достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов, например ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Проверять документы можно для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки и переоценки основных средств.

4. Подтверждение - применяется  для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.

5. Аналитические процедуры  - используются при сопоставлении  наличия основных средств в  разные периоды, данных отчета  об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д. [26, 255]

Цель использования  аналитических процедур при проверке основных средств – изучить наличие, состав и структуру основных средств, показатели их движения и состояния, определить обеспеченность организации основными средствами и оценить эффективность их использования.

В процессе аудита основных средств целесообразно использовать следующие аналитические процедуры:

1) анализ динамики  состава и структуры земельных  угодий, находящихся в собственности экономического субъекта;

2) анализ показателей  имущественного положения, поступления,  выбытия, изношенности основных  средств;

3) оценка обеспеченности  организации производственными  ресурсами и эффективности использования  основных средств.

Успешное функционирование производственного процесса любой  организации во многом определяется эффективностью использования всех факторов производства, и в первую очередь основных средств. [25, 313]

При необходимости (резких и значительных сдвигах, нехарактерных тенденциях в динамике основных средств, недостаточном раскрытии соответствующих разделов учетной политики и пояснительной записки и т. д.) после оценки общей ситуации с основными средствами аудитору следует провести пообъектный анализ, выявить сущность и причины вызывающих сомнение событий и их влияние на достоверность отчетности.

В ходе инвентаризации аудитору необходимо также оценить обеспеченность организаций основными средствами. Иначе ему придется выяснять, достаточно ли у организации таких активов, каковы их техническое состояние и пригодность для выполнения бизнес-плана по выпуску продукции и продажам. Результативность инвентаризации повышается при использовании аналитических процедур пообъектной оценки состояния активов. Для этого проверяется соответствие фактического состояния объектов техническим характеристикам, указанным в паспортах, формулярах и другой технической документации, а также способность объектов выполнять заданные функции с учетом фактического срока службы. Например, в акте обследования здания следует указать состояние его отдельных элементов и конструктивных частей: окон, дверей, кровли, установленного оборудования и т. д. Особое внимание уделяется оценке работоспособности активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств), уровню их технического обслуживания и реальной загрузки в производственном процессе, для чего проверяющий пользуется внутренней информацией (документами, подтверждающими выполненный ремонт, отработанное время и др.).

На основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору нужно количественно оценить состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно охарактеризовать наличие и качество основных средств организации.

По результатам осуществления  процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор может дать оценку амортизационной политике организации. С помощью выбранной учетной политики организация приобретает возможность оказывать влияние на формирование расходов, прибыли, налоговых баз по налогу на прибыль и налогу на имущество через способы начисления амортизации. Выбор способа зависит от целей и стратегии финансово-хозяйственной деятельности организации. Если целью организации является поддержание стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений, то линейный способ начисления амортизации отвечает этим требованиям. Когда же организация предпочитает значительный рост уровня рентабельности или аккумулирование крупных финансовых ресурсов для обновления материальной базы, тогда она закрепляет в учетной политике один из нелинейных способов начисления амортизации.

В процессе аудита основных средств проверяющий должен сочетать элементы финансового и управленческого (внутрипроизводственного) анализа. В  заключение кропотливой работы аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его руководителю проверки совместно с рабочей документацией.

При проведении аудиторской  проверки основных средств можно  использовать следующие аудиторские  процедуры, представленные в таблице 1.1. [24, 265]

 

 

Таблица 1.1

Аудиторские процедуры  в отношении учета объектов основных средств

Содержание процедуры

Используемые документы

Проверка соблюдения положений учетной политики в  отношении объектов основных средств

Учетная политика, регистры учета, первичные документы

Проверка соответствия отчетных показателей (форм №1 и №5) соответствующим показателям в  Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета

Квартальный, полугодовой  и годовой балансы, форма №5, приложение к балансу, формы основных средств

Проверка правильности определения первоначальной стоимости  основных средств

Акты приемки-передачи, счета-фактуры, накладные

Проверка источников поступления основных средств

Накладные, счета-фактуры

Проверка правильности оформления приобретенных основных средств

Акты приемки-передачи, акты оприходования основных средств

Проверка правильности выделения налога на добавленную  стоимость при приобретении основных средств

Нормативные документы, счета-фактуры, данные по счетам 19 и 68

Проверка правильности оформления документов при различных  вариантах поступления основных средств

Нормативные документы, акты, учредительный договор

Проверка правильности использования типовых форм по учету  основных средств. Проверка правильности начисления амортизации по основным средствам.

Учетная политика, нормативные  документы, формы основных средств  статистической отчетности. Разработочные  таблицы «Расчет амортизационных  отчислений»

Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета

Нормативные документы, учетная политика

Проверка правильности отнесения объектов основных средств  к соответствующим категориям

Нормативные документы, справочная документация

Проверка правильности оформления операций по выбытию основных средств

Акты на списание основных средств (форма основных средств)

Проверка правильности уплаты налогов по реализованным  основным средствам

Журналы учета хозяйственных  операций, акты на списание основных средств, расчеты

Проверка правильности «привязки» объектов основных средств  к материально ответственным  лицам

Справочная документация, данные устных опросов, договоры материальной ответственности

Проверка правильности отражения в учете и отчетности операций по арендованным основным средствам

Данные по счетам 01, 03, 08, 76, 19, 001; журнал хозяйственных операций

Проверка правильности проведения переоценки основных средств  и результатов ее оформления

Расчеты по переоценке основных средств, журнал регистрации хозяйственных операций

Проверка правильности ведения учета основных средств  в условиях автоматизированной формы  учета

Учетная политика, руководство  по работе с программами бухгалтерского учета


 

1.3 Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки основных средств

План и программа  аудита учета основных средств может  быть дополнена следующими вопросами.

Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:

1.Создана ли на предприятии  комиссия по приемке основ­ных  средств ОС и оформлению ее результатов;

2.Оформлены ли договоры  купли—продажи ОС;

3.Оформлены ли протоколы  договорной цены;

4. Правильно ли указана  первоначальная стоимость в актах  приемки—передачи ОС;

5. Правильно ли отражена  первоначальная стоимость после  достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

 

Аудиторская проверка включает ряд последовательных действий, выполняемых  аудитором для сбора доказательств  и выражения мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существующих аспектах.

Теоретические аспекты  аудита основных средств могут быть представлены в виде общей схемы, включающей несколько этапов:

1. Определение цели  и задачи аудиторской проверки.

2. Планирование и разработка  рабочей программы аудита.

3. Составление аудиторского заключения.

4. Разработка рекомендаций  и предложений по оптимизации  учета. [21, 265]

Для детальной проверки операций с основными средствами аудитору очень важно соблюсти определенную последовательность процедур.

1. Осуществить оценку  сохранности и наличия основных средств. При проведении аудита сохранности основных средств возникает необходимость проверки условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, проверяется наличие договоров о материальной ответственности.

2. Произвести проверку  соблюдения условий для отнесения  имущества к основным средствам.  Для этого изучаются состав  и структура основных средств  по данным регистров аналитического  учета, в том числе инвентарные  карточки учета основных средств, ведомости и др. Дополнительно проверяется классификация данного вида активов, а также формирование инвентарных объектов. Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.

3. Осуществить проверку  документального оформления и  учета основных средств. Первичные  документы, на основании которых  в учете отражаются операции, связанные с объектами основных  средств, должны иметь правильное оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

4. На основании данных  учета и первичных учетных  документов проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств и правильность формирования первоначальной стоимости поименованных активов. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

5. Отследить правильность  начисления амортизации основных  средств для целей бухгалтерского  и налогового учета. Способ  начисления амортизации должен  быть закреплен в учетной политике  организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации. При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется учетной политикой организации и решает ряд задач:

- осуществление анализа  объектов амортизации; 

- проверка правильности  расчета норм амортизационных  отчислений;

- анализ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

- проведение оценки  амортизационной политики, осуществляемой  субъектом хозяйствования.

В первую очередь отслеживается  состав основных средств, по которым  начисляется амортизация. Затем  путем пересчета норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.

6. Проверить порядок  оформления и отражения в учете  операций с основными средствами  в рамках заключенных договоров  аренды и залога, а также операций  по выбытию основных средств,  которое имеет место в случаях  продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях или стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, заключенных при приобретении права собственности на объекты капитальных вложений.

Информация о работе Порядок проведения аудита основных средств