Порядок проведения аудита основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить порядок проведения аудита основных средств, его документальное оформление, аудит движения и амортизации основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств;
- определить основную цель аудиторской проверки, перечислить ее задачи и источники информации, на которых основывается аудитор в ходе проверки для получения аудиторских доказательств;
- ознакомится с методами сбора аудиторских доказательств;
- изучить аудит основных средств, его документальное оформление;
- рассмотреть типичные ошибки, которые чаще всего выявляются в ходе аудиторской проверки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.: Организация аудиторской проверки основных средств 5
1.1 Цель и задачи аудиторской проверки основных средств и источники информации 5
1.2 Аудиторские доказательства и процедуры при проверке основных
средств 8
1.3 Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки основных средств 11
Глава 2: Аудит операций с основными средствами 15
2.1 Аудит наличия, сохранности и документального оформления основных средств 15
2.2 Аудит движения основных средств 18
2.3 Аудит начисления амортизации основных средств 23
2.4 Аудит ремонта и переоценки основных средств 28
2.5 Аудит арендных и лизинговых операций 31
Глава 3: Типичные нарушения в учете операций с основными средствами 34
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

аудит курсовая.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

В процессе проведения аудита амортизационных отчислений аудитор  осуществляет проверку правильности начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и в целом  расчет за отчетный период.

Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для этого следует по счетам затрат или других источников установить назначение этих основных средств: производственное или непроизводственное. Проводя проверку начисления амортизации, аудитор обязан обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным. Важно выявить, не включается ли она в себестоимость продукции, что нередко делается для снижения затрат на содержание непромышленных объектов. Такие случаи при проверках должны выявляться.

Необходимо проверить, не продолжается ли начисление амортизации  по основным средствам, уже имеющим  полный износ, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

Аудитору необходимо выборочно пересчитать нормы  амортизации, установленные при  вводе объекта в эксплуатацию основного средства. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации. Следует также обратить внимание на правильность определения срока полезного использования объектов основных средств. Информационной базой для проведения данной процедуры являются акты ввода объектов в эксплуатацию, материалы переоценки основных средств, регистрирования бухгалтерского и налогового учета.

Путем арифметического  пересчета сумм амортизационных  отчислений по отдельным объектам и  сопоставление полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов аудитор выясняет правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов. Можно указать корреспонденцию счетов по операциям с основными средствами.

ПБУ 6/01 устанавливает, что  срок полезного использования объекта  основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного  использования объекта основных средств производится исходя:

- из ожидаемого срока  использования этого объекта  в соответствии с ожидаемой  производительностью или мощностью;

-ожидаемого физического  износа, зависящего от режима  эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

-нормативно-правовых  и других ограничений использования  этого объекта.

Начисление амортизации  по объектам основных средств, сданным  в аренду, производится арендодателем (за исключением амортизируемых отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).

Рабочий документ по результатам  проверки амортизации объектов основных средств представлен в таблице. [25, 305]

 

Таблица 2.1

Проверка расчета суммы  амортизационных отчислений ОАО  «Красная поляна»

Наимено-вание объекта

Способ начисления амортиза-ции

Срок полезного использования, мес

Первона-чальная стоимость, руб

По данным аудита

По данным амортиза-ционной ведомости, представ-ленной бухгалте-рией, руб.

Откло-нение

Норма аморти-зационных  отчислений, % 1/слб.3*100%

Сумма амор-тизационных  отчислений, руб. Слб.5*слб.4/100%

Насос

Линейный

84

11 600

1,190476

138,10

138,10

-

Здание склада для  зерновых культур

Линейный

706

3 493152,77

0,141643

4947,81

4947,81

-

Легковой автомо-биль

Линейный

95

324 106,25

1,052632

3411,64

3411,64

-


 

Амортизационные отчисления за отчетный период принимаются к  бухгалтерскому учету в том отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Сумма начисленной амортизации основных средств включается в затраты на производство (расходы на продажу) и учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» по соответствующим субсчетам, открываемым по признаку собственности на имущество. [18, 108]

Проверяя начисление амортизации, аудитору следует учитывать, что амортизация не начисляется:

-по мобилизационным  мощностям, законсервированным и  не используемым в текущем производстве, при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

-не подлежат амортизации  объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и др.);

-по объектам основных  средств некоммерческих организаций.  По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

В зависимости от режима эксплуатации основные средства, согласно п.23 ПБУ 6/01, амортизация не начисляется  по объектам, находящимся:

- на консервации сроком  более 3 месяцев;

- в процессе восстановления (ремонта, модернизации, реконструкции), если период восстановления превышает  12 месяцев.

Учет начисленной амортизации  ведется на счете 02 «Амортизация основных средств». Счет в балансе не показывается, а с его помощью определяется остаточная стоимость основных средств, по которой они показываются в балансе.

С учетом места использования  объекта амортизация включается в дебет счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Порядок начисления амортизации  для целей налогового учета содержится в гл.25 Налогового кодекса РФ. Для  целей налогового учета в соответствии со ст.258 Налогового кодекса РФ основные средства относятся к амортизируемому  имуществу.

Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст.258 и 259 главы 25 Налогового кодекса  РФ: [23, 85]

-амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;

-налогоплательщик  начисляет амортизацию одним  из следующих методов:

1) линейным;

2) нелинейным

При обнаружении аудитором  ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы. По всем фактам неправильного начисления амортизации:

- определяются суммы  излишне начисленной или недоначисленной  амортизации;

- устанавливается, как  это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты;

- выявляются причины  нарушений и виновные лица;

- предлагаются меры  к недопущению подобных недостатков  в будущем.

 

2.4 Аудит ремонта и  переоценки основных средств

аудиторский проверка основной средство

Не менее важным является проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств. Согласно пунктам 71 и 72 Методических указаний, к  работам по обслуживанию, а также  текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.

Проверка расходов на ремонт основных средств зависит  от способа проведения ремонта (подрядным  или хозяйственным способом) и  способа отражения в бухгалтерском учете производственных расходов на ремонт основных средств, избранного в организацией и закрепленного в учетной политике.

При проведении ремонта  подрядным способом осуществляется проверка договоров с подрядными ремонтными организациями по существу: предмет договора, цена работ, условия выполнения работ, сроки сдачи и т.д. Выполнение работ подтверждается сметой расходов и актом выполненных работ.

При проведении ремонта  хозяйственным способом проверяется  формирование затрат по элементам (например, материалы, заработная плата рабочих, занятых ремонтными работами, отчисления от заработной платы и др.). При этом анализируются документы по учету отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда и других расходов.

При этом аудитор должен учитывать, что затраты на ремонт основных средств могут отражаться одним из следующих способов:

1. При проведении небольших  объемов ремонтных работ затраты  по ним относятся на счета  издержек в том периоде, в  котором они возникли.

2. При проведении капитальных ремонтов для равномерного включения затрат в себестоимость продукции целесообразно формировать резерв на ремонт основных средств или создавать ремонтный фонд.

3. При проведении  внеплановых ремонтов затраты  по ним могут относиться сначала  на счет 97 «Расходы будущих периодов» и затем равномерно списываться в течение периода, оставшегося до конца года. Не соответствует современному законодательству.

Выбранный вариант учета  затрат на ремонт основных средств  должен быть зафиксирован в учетной  политике предприятия. Аудитору следует убедиться в том, что затраты на ремонт основных средств производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного назначения – за счет чистой прибыли.

При создании резерва  на ремонт основных средств проверяются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений в ремонтный фонд: дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ), сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

Проводится аудит организации  бухгалтерского учета расходов на ремонт по корреспондирующим счетам. Анализируются  бухгалтерские записи по дебету счетов: 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «расходы на продажу», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и кредитов счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов».

Одновременно аудитор  проверяет соответствие записей  в первичных документах, отражающих расходы на ремонт, записям и суммам по корреспондирующим счетам бухгалтерского учета. [25, 306]

Основным критерием  ремонта является то, что он не увеличивает  балансовую стоимость основных средств.

В ходе проверки аудитору следует убедиться в том, что  правильно сформирована проектно-сметная документация на проведение ремонта, и выяснить, не производятся ли под видом ремонта новое строительство и реконструкция основных средств, затраты по которым должны относиться на капитальные вложения. [19, 264]

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или ввозимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость. [18, с.93]

Порядок проведения переоценки основных средств изложен в п.15 ПБУ 6/01.

При проверке текущей (восстановительной) стоимости объектов, сформированной в результате переоценки, изучаются:

- методы переоценки, отраженные  в учетной политике организации и фактически использованные;

- распорядительные документы  на проведение переоценки (приказ, распоряжение)

- перечни переоцениваемых  объектов, в которых должны быть  указаны название, дата приобретения, сооружения, изготовления, принятия объекта к бухгалтерскому учету;

- ведомости результатов  переоценки за весь период  эксплуатации объекта;

Информация о работе Порядок проведения аудита основных средств