Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение организации, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность дает возможность более глубоко изучить внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного организации, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить финансовое положение потенциальных партнеров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность и значение бухгалтерской отчетности……………………………5
Этапы подготовительной работы составления отчетности………………….8
Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав……………...12
Бухгалтерский баланс……………………………………………………….16
Отчет о прибылях и убытках………………………………………………..21
Отчет об изменении капитала………………………………………………23
Отчет о движении денежных средств………………………………………26
Пояснительная записка……………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курс.docx

— 77.55 Кб (Скачать файл)

Организация составляет самостоятельный  баланс по всем видам деятельности, отражающий состав имущества и источники их формирования.

Годовая бухгалтерская отчетность дает достаточно полную информацию для оценки эффективности работы организации. Типовые и специализированные формы ее устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь и регламентируются Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и  Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) состоит из форм, утвержденных постановлением № 19:

  • бухгалтерского баланса (форма 1);.
  • отчета о прибылях и убытках (форма 2);
  • отчета об изменении капитала (форма 3);
  • отчета о движении денежных средств (форма 4);
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5);
  • отчета о целевом использовании полученных средств (форма 6) - представляют некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (дохода);
  • пояснительная записка и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту.

При составлении годовой  бухгалтерской отчетности заполняются  все прилагаемые формы отчетности, за исключением субъектов малого предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций.

Субъекты малого предпринимательства, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, в случае отсутствия соответствующих данных бухгалтерского учета имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных  средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку и аудиторское заключение.

Некоммерческие организации  имеют право не представлять в  составе годовой бухгалтерской  отчетности отчет о движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих  данных - не представлять отчет о  движении источников собственных средств и приложение к бухгалтерскому балансу. Некоммерческие организации в состав промежуточной бухгалтерской отчетности включают отчет о целевом использовании полученных средств.

Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров, работ, услуг в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляются отчет о движении источников собственных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка.

Представляемая бухгалтерская  отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Отчетным годом считается  период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно, а отчетной датой — последний календарный день отчетного периода. Для годовой отчетности сальдо по счетам берется на 31 декабря. 

Сроки составления бухгалтерской  отчётности регламентированы Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". Организации обязаны предоставлять  годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончанию года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается  дата ее почтовой отправки.

В случаях, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь, организация публикует бухгалтерскую  отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской  отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

 

 

3.1 БУХГАЛТЕРСКИЙ  БАЛАНС

 

Одним из основополагающих понятий бухгалтерского учёта и  отчетности является баланс, который как метод учёта закреплен в международных стандартах бухгалтерского учёта и отчётности.

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской  отчетности, отражающий средства предприятия  на определенную дату, с одной стороны, по составу и размещению, а с другой — по источникам образования и целевому назначению

Бухгалтерский баланс отражает имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату: конец месяца, квартала или года. Он включает сальдо счетов, на которых учтены активы, обязательства и источники собственных средств организации, обеспечивая их группировку по однородным признакам

По форме бухгалтерский  баланс представляет собой таблицу, в которой статично отражено состояние  активов и пассивов организации  на начало года и на конец отчетного  периода. В активе бухгалтерского баланса  представлена информация об имуществе  организации, а в пассиве - об источниках его формирования, чем обусловливается равенство итогов актива и пассива. Для удобства составления и пользования бухгалтерским балансом по каждой его статье указан код синтетического счета, а также код строки. Адресное содержание статей бухгалтерского баланса облегчает контроль соответствия учетной и отчетной информации, а также проверку взаимоувязки показателей между отдельными формами бухгалтерской отчетности.

Имущество организации и  источники его формирования сгруппированы по экономическому содержанию в разделы и подразделы с выделением составляющих их статей. Активы организации сгруппированы по разделам в порядке возрастание ликвидности. Пассивы организации сгруппированы в бухгалтерском балансе по разделам исходя из видов вложенных в имущество источников средств (собственные и заемные средства).

В бухгалтерском балансе, форма которого утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 19 от 17 февраля 2008 г., статьи актива сгруппированы  в двух разделах: раздел I. «Внеоборотные активы», раздел II «Оборотные активы», а статьи пассива - в трех разделах: раздел III «Источники собственных средств», раздел IV «Доходы и расходы», раздел V «Расчеты».

Статьи бухгалтерского баланса  объединены по разделам по принципу взаимной увязки показателей соответствующих  разделов актива и пассива баланса. Такое построение бухгалтерского баланса  дает возможность провести анализ финансового положения организации. Сопоставлением имущества и источников его формирования по соответствующим разделам актива и пассива баланса рассчитывают показатели для оценки финансового состояния субъекта хозяйствования и степени использования им собственных и заемных средств.

При составлении бухгалтерского баланса должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, по раскрытию в нем информации об активах, источниках собственных средств, обязательствах, доходах и расходах организации.

Как уже отмечалось выше, баланс состоит из двух разделов актива баланса и трех разделов пассива баланса.

В первом разделе приводятся разнородные по своей природе  активы: материально-вещественные, ценные бумаги, средства в расчетах. Все  эти активы объединены в данном разделе из-за длительного характера их использования

В разделе «Внеоборотные  активы» показывают данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.

По статье "Основные средства" показываются данные по основным средства, как действующие, так и находящиеся на консервации или запасе, по остаточной стоимости.

По статье «Нематериальные  активы» предприятие относит  права пользования природными ресурсами, патенты, лицензии ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенный вид деятельности), организационные расходы, торговые марки, товарные знаки и т.п., которые используются в хозяйстве предприятия и приносят доход в течение длительного времени.

По статье "Доходные вложения в материальные ценности" организации, осуществляющие доходные вложения в  материальные ценности, предоставляемые за плату во временное владение и пользование (по договорам аренды (лизинга), проката, найма) с целью получения дохода, отражают остаточную стоимость указанного имущества.

При заполнении указанной  группы статей необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами по отражению в бухгалтерском учете операций по договорам аренды (лизинга), проката имущества.

По статье "Вложения во внеоборотные активы" показываются затраты на приобретение оборудования, транспортных средств, иных материальных активов длительного пользования, на строительство зданий, прочие капитальные работы и затраты, включая суммы выданных на инвестиционные вложения авансов, учитываемых на отдельном субсчете к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" относятся  расходы организации по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на приобретение (создание) основных средств и нематериальных активов.

Незавершенные капитальные  вложения отражаются в бухгалтерском  балансе по фактическим затратам застройщика (инвестора). Данные по этой статье приводятся с учетом проведенной  по решению Правительства Республики Беларусь переоценки.

По статье "Прочие внеоборотные активы" отражаются другие средства и вложения, не нашедшие отражения  в разделе «Внеоборотные активы» 

В разделе «Оборотные активы»  бухгалтерского баланса приводится информация о составе материальных ценностей, дебиторской задолженности  и финансовых вложений, а также  о денежных средствах организации.

По соответствующим строкам  группы статей "Запасы и затраты" показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации, для продажи или перепродажи и других материальных ценностей, а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения).

По статье «Налоги по приобретенным  ценностям» отражаются суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на соответствующие источники ее покрытия; суммы налога с продаж автомобильного топлива.

По статье «Готовая продукция  и товары» показываются фактическая  или плановая себестоимость либо другая оценка, предусмотренная отраслевыми нормативными правовыми актами по планированию, учету и калькулированию себестоимости, остатка продукции, прошедшей все стадии (фазы, переделы), предусмотренные технологическим процессом.

По статье "Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги" отражаются данные об отгруженных покупателям товарах и продукции, предъявленных заказчикам выполненных работах и услугах.

По группе статей "Дебиторская  задолженность" показываются данные о расчетах с: покупателями и заказчиками  в размере договорной или сметной  стоимости отгруженных товаров, сданных работ и оказанных  услуг заказчикам (покупателям) до момента поступления платежей за них на расчетный (или иной) счет организации либо зачета взаимных требований; задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов по отгруженной продукции, товарам, выполненным работам и оказанным услугам, обеспеченная полученными векселями; сумма полученных авансов.

По статье "Финансовые вложения" показываются инвестиции организации в уставные фонды других организаций; инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги и т.п., а также предоставленные организацией другим организациям займы.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат на их приобретение с отнесением непогашенной суммы по соответствующей статье группы статей "Кредиторская задолженность" в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет оплаты подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по соответствующей статье группы статей "Дебиторская задолженность".

Информация о работе Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав