Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение организации, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность дает возможность более глубоко изучить внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного организации, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить финансовое положение потенциальных партнеров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность и значение бухгалтерской отчетности……………………………5
Этапы подготовительной работы составления отчетности………………….8
Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав……………...12
Бухгалтерский баланс……………………………………………………….16
Отчет о прибылях и убытках………………………………………………..21
Отчет об изменении капитала………………………………………………23
Отчет о движении денежных средств………………………………………26
Пояснительная записка……………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курс.docx

— 77.55 Кб (Скачать файл)

По статье "Денежные средства" показывается остаток денежных средств  организации в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах в  банках, а также денежные переводы в пути.

Расшифровка движения денежных средств приводится в отчете о  движении денежных средств.

По статье "Прочие оборотные  активы" показываются суммы, не нашедшие отражения по другим статьям раздела «Оборотные активы» бухгалтерского баланса.

Таким образом, актив баланса  дает возможность узнать, какими основными средствами располагает предприятие, какого наличие денежных средств, запасов, ТМЦ, готовой продукции на складах, дебиторской задолженности, но в активе баланса не указана об источниках их поступления.

Все эти данные можно найти  в пассиве баланса. Как было отмечено, выше пассивная часть баланса  состоит из трех разделов: раздел III «Источники собственных средств», раздел IV «Доходы и расходы», раздел V «Расчеты».

По статье «Уставный фонд» показывается уставный фонд организации, образованный за счет вкладов его учредителей (участников) в соответствии с учредительными документами, а по государственным унитарным предприятиям - сумма средств, которыми наделяется предприятие со стороны государства при его образовании. Увеличение и уменьшение уставного фонда производится по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

По строке «Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей)» приводится стоимость собственных акций (долей), выкупленных у акционеров (учредителей) в случае их выхода из состава собственников организации. Данные этой статьи бухгалтерского баланса вычитаются при подсчете результатов по разделу «Источники собственных средств» бухгалтерского баланса.

По статье «Резервный фонд» отражается сумма остатков резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь или в соответствии с учредительными документами. Расшифровка состава и движения в течение года резервных фондов приводится в отчете о движении источников собственных средств.

По статье «Добавочный фонд показываются полученные организацией доходы, отличные от прибыли: эмиссионный доход акционерного общества, суммы переоценки внеоборотных активов организации в соответствии с установленным порядком и др.

По статьям «Нераспределенная прибыль» и «Непокрытый убыток», показывается остаток нераспределенной прибыли прошлого года (прошлого отчетного периода) или остаток непокрытого убытка организации за периоды, предшествующие отчетному периоду.

По статье «Целевое финансирование» организации отражают остатки поступивших и неиспользованных целевых средств.

Расшифровка данных об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по их видам  и источникам, об их поступлении  и использовании в течение  отчетного периода, остатках на конец  отчетного периода некоммерческими организациями приводится в отчете о целевом использовании полученных средств. Расшифровка источников финансирования целевых мероприятий и порядок использования средств на установленные цели коммерческими организациями приводится в отчете о движении источников собственных средств.

По разделу IV «Доходы и расходы» приводится информация об остатках сумм доходов и расходов, учитываемых на счетах раздела VIII Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30 мая 2003 г.

В разделе V «Расчеты» приводятся данные о составе обязательств организации - кредитах и займах, расчетах с поставщиками и подрядчиками, расчетах по оплате труда и др.

После заполнения бухгалтерского баланса вся записанная информация по статьям подтверждается инвентаризацией  и сверкой расчетов, что будет  реально отражать средства предприятия.

При проверке необходимо установить, аналогичны ли данные на начало отчетного  периода на конец предыдущего  периода. Если по отчетным показателям имеются расхождения, то они должны быть обоснованными.

Такие расхождения возможны в связи с реорганизацией.

Определяется, насколько  согласуются показатели, получившие отражение в других формах отчетности с показателями баланса.

После проверки баланс утверждается руководителем предприятия и  главным бухгалтером.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ  И УБЫТКАХ

Важнейшей формой выражения  деловой активности предприятий  является величина текущего финансового результата за определенный период - прибыли, получаемой от их производственно-эксплуатационной, инвестиционной и финансовой деятельности. Во всём деловом мире сведения о формировании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерского отчёта предприятия, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательного оформленного результата.

Отчет о прибылях и убытках  является основной теоретической базой  для анализа финансовых результатов  деятельности предприятия. Именно в данном отчете отражается присущие всем организациям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования прибыли, единство системы налогообложения.

Отчет о прибылях и убытках  содержит сравнение суммы всех доходов  предприятия от продажи товаров  и услуг или других статей доходов  и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года.

 В отчете о прибылях  и убытках данные о доходах,  расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Отчет о прибылях и убытках  состоит из трех разделов:

     I     Доходы и расходы по видам деятельности;

     II    Операционные доходы и расходы;

     III Внереализационные доходы и расходы.

Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках  зависит от признания организацией доходов исходя из характера своей  деятельности, вида доходов, размера  и условий их получения (доходы от видов деятельности или прочие поступления — операционные, внереализационные).

По статье «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг» показывается выручка от видов деятельности: от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг, учитываемая по кредиту счета 90 «Реализация» в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, расчетов и др.

По статье «Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг» показываются налоги, начисленные в соответствии с законодательством и отраженные по дебету счета 90 «Реализация» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам).

По статье «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом  НДС, акцизов и иных аналогичных  обязательных платежей)» показывается выручка от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг, указанная по строке «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг  за вычетом налогов, указанных по строке «Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции работ и услуг».

По статье "Себестоимости  реализации товаров, продукции работ, услуг" содержит информацию о сумме расходов, понесенных предприятием на производство продукции (работ, услуг).

По статье «Управленческие  расходы» показываются суммы, учтенные на счетах 25 «Общепроизводственные  расходы» (в части условно-постоянных расходов) и 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с установленным порядком и списываемые с них при определении финансовых результатов непосредственно в дебет счета 90 «Реализация».

По статье «Расходы на реализацию»  отражаются:

  • организацией, занятой производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг — расходы по сбыту, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам;
  • организацией, занятой в торговой, снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельности, — издержки обращения, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и приходящиеся на реализованные товары.

В разделе II «Операционные доходы и расходы» раскрывается информация о суммах полученных операционных доходов и соответствующих им операционных расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

По статьям раздела  III «Внереализационные доходы и расходы» раскрывается информация о суммах полученных внереализационных доходов и расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В составе внереализационных  доходов и внереализационных  расходов показываются доходы и расходы, приведенные в Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89, а также иные доходы и  расходы с учетом требований законодательства Республики Беларусь.

При заполнении строк «Прибыль (убыток) от реализации, «Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов», «Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов» и «Прибыль (убыток) за отчетный период» показывается финансовый результат деятельности организации за отчетный период в соответствии с данными счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы».

3.3 ОТЧЕТ ОБ  ИЗМЕНЕНИИ КАПИТАЛА

 

 

В отчете об изменении капитала (форма 3) приводится информация об остатках, увеличении и уменьшении уставного, резервного и добавочного фондов, а также прибыли (в т.ч. распределенной и нераспределенной) и убытка. Движение каждого фонда в отчете расшифровывается по источникам пополнения и причинам уменьшения.

В составе резервного фонда  показываются раздельно резервы, созданные в соответствии с законодательством, и резервы, созданные в соответствии с учредительными документами.

Для заполнения перечисленных  показателей отчета по форме 3 необходимо использовать данные синтетического и аналитического учета по счетам 80 «Уставный фонд», 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 92 «Внереализационные доходы и расходы» (в части расходов на потребление), 99 «Прибыли и убытки».

Общие правила заполнения формы 3 следующие:

- в гр.3 формы 3 приводятся  данные об остатках фондов  и резервов на начало года;

- в гр.4 и 5 отражаются  данные соответственно об увеличении  и уменьшении фондов и резервов  организации;

- в гр.6 - остатки фондов  и резервов на конец отчетного  года.

По статье «Уставный фонд» (стр.010) показываются величина уставного фонда на начало и конец отчетного года, зафиксированная в учредительных документах, а также произошедшие в течение года изменения уставного фонда, отраженные по счету 80 после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

По стр.011-017 приводится расшифровка  причин, вызвавших изменения величины уставного фонда: дополнительная эмиссия акций; реструктуризация кредиторской задолженности; выбытие учредителей, участников; другие причины.

Данные гр.4 и 5 стр.010 отчета должны соответствовать сумме показателей, отраженных в гр.4 и 5 стр.011-015 отчета.

В стр.016 «сумма изменений  уставного фонда, подлежащая включению  в учредительные документы в  следующем отчетном году» на начало и конец отчетного года приводится (справочно) информация о сумме увеличения или уменьшения уставного фонда  по решению, принятому собственниками. Причины произошедших в течение года изменений в уставном фонде организация раскрывает в пояснительной записке.

В стр.017 «фактически сформированный размер уставного фонда» указывается сумма вкладов в уставный фонд, фактически внесенных учредителями, участниками, акционерами. Данные этой строки формируются на основе информации по счету 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд».

По статье «Прибыль на акцию, руб.» (стр.018) приводится сумма увеличения (уменьшения) стоимости простой акции после внесения соответствующих изменений в уставный фонд. Если стоимость акции снизилась, то показатель прибыли на акцию приводится по данной статье со знаком «минус».

По статье «Стоимость чистых активов» (стр.019) показывается стоимость чистых активов организации на начало и конец года, определяемая в соответствии с законодательством. В случае отрицательного значения показателя стоимость чистых активов отражается со знаком «минус».

По статье «Резервный фонд» (стр.020) приводятся суммы резервных  фондов, создаваемых организацией за счет чистой прибыли по счету 82. Расшифровка гр.4 и 5 стр.020 об увеличении и уменьшении резервного фонда в разрезе причин, вызвавших эти изменения, приводится в стр.021-026 отчета.

Справочно из стр.020 «Резервный фонд» по стр.030 «резервные фонды, созданные  в соответствии с законодательством, - всего» и 040 «резервные фонды, созданные  в соответствии с учредительными документами, - всего» отражается информация о наименованиях и размерах резервных фондов, созданных в организации в отчетном году.

По статье «Добавочный  фонд» (стр.050) отражается информация об остатках на начало и конец года, приросте и уменьшении добавочного фонда, учитываемого по счету 83 по соответствующим субсчетам. Расшифровка гр.4 и 5 стр.050 об увеличении и уменьшении добавочного фонда в разрезе причин, вызвавших изменения величины фонда, приводится в стр.051-057 отчета. Графы 3 «На начало года» и 6 «На конец года» заполняются по данным аналитического учета по счету 83. При этом сумма увеличения (уменьшения) стоимости активов в результате переоценки показывается в гр.4 «Увеличение», а сумма увеличения (уменьшения) амортизации в результате переоценки активов - в гр.5 «Уменьшение». В гр.5 «Уменьшение» отражается уменьшение добавочного фонда, связанное с направлением средств этого фонда на покрытие убытков от списания остаточной (недоамортизированной) стоимости основных средств в соответствии с законодательством в пределах суммы переоценки, начисленной по списанным основным средствам.

Информация о работе Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав