Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней нарастающим итогом отражаются показатели, характеризующие имущественное и финансовое положение организации, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность дает возможность более глубоко изучить внутренние и внешние отношения хозяйствующего субъекта, оценить его способность своевременно и полностью рассчитывать по обязательствам. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного организации, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить финансовое положение потенциальных партнеров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность и значение бухгалтерской отчетности……………………………5
Этапы подготовительной работы составления отчетности………………….8
Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав……………...12
Бухгалтерский баланс……………………………………………………….16
Отчет о прибылях и убытках………………………………………………..21
Отчет об изменении капитала………………………………………………23
Отчет о движении денежных средств………………………………………26
Пояснительная записка……………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курс.docx

— 77.55 Кб (Скачать файл)

По статье «Чистая прибыль - всего» (стр.060) отражается сумма чистой прибыли организации, которая учитывается  по счетам 99 и 84 (или только по счету 84 после реформации бухгалтерского баланса).

Средства фонда накопления предназначены для производственного  развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению и (или) созданию нового имущества организации. Как правило, фонд накопления формируется (пополняется) за счет чистой прибыли организации при ее распределении.

Средства фонда потребления  предназначены для их использования  на социальное развитие (кроме капитальных  вложений) и материальное поощрение работников организации и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации. Сальдо по кредиту счета 84, субсчет «Фонд потребления», показывает остаток неиспользованных средств фонда потребления. Использование средств фонда потребления допускается только в пределах зачисленных в него сумм. Дебетовое сальдо по субсчету «Фонд потребления» не допускается.

По статье «Непокрытый  убыток - всего» (стр.070) приводится сумма  полученного организацией убытка, образованного  на счете 99 и перенесенного в дебет счета 84 после реформации бухгалтерского баланса.

Справочно по группе стр.071-078 «источники покрытия убытков» отражаются данные о собственных (капитал и резервы, кроме средств фонда переоценки активов) и привлеченных (средства учредителей, целевое финансирование и др.) источниках, направленных на покрытие убытков прошлых лет и отчетного года.

По статье «Расходы на потребление - всего» (стр.080) приводится информация обо всех расходах на потребление, отраженных по дебету счетов 92 и 84 на основании данных аналитического учета, а именно: на выдачу займов (ссуд) работникам, в т.ч. на строительство жилья; на выплату вознаграждения работникам по итогам работы за год; другие расходы в соответствии с законодательством.

По статье «Целевое финансирование»  по графам «Из бюджета» и «Из внебюджетных фондов» показывается движение средств, полученных организацией из бюджета, внебюджетных фондов, предоставленных в виде льгот по налогам и таможенным платежам, из других источников на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, на покрытие убытков и другие нужды, учет которых ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

Расшифровка полученных сумм по направлениям их использования отражается в разделе «Справки» по стр.210-235.

 

3.4 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

 

Данный отчет содержит сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода по видам деятельности - текущая, инвестиционная и финансовая. В отчете приводятся сведения о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах бухгалтерского учета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути». Отчет составляется в белорусских рублях.

По группе статей «Поступило денежных средств – всего» и «Направленно денежных средств – всего»  формы составляются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

По строкам 021-029 отражаются суммы денежных средств, фактически поступившие на счета учета денежных средств за период с начала года за реализованные товары, продукцию, работы, услуги, включая реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих  производств и хозяйств, реализацию прочего имущества, суммы денежных средств поступившие на счета безвозмездно, и т. д.

По строкам 031-039 отражаются суммы денежных средств, фактически выданные из кассы, перечисленные с  расчетного и иных счетов организации  на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату работ, услуг (в том  числе в виде авансов).

Справочно показываются суммы  денежных средств, сданных организацией в банк или иную кредитную организацию, которые в итоговые показатели данного раздела отчета не включаются.

 

 

 

3.5 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Пояснительная записка характеризует  деятельность организации в отчетном году. Приводятся в ней данные по показателям, не нашедшим отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке  необходимо раскрыть данные статей, по которым в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме.

В пояснительной записке  следует привести краткую характеристику деятельности организации (виды деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации. Кроме того, необходимо привести данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации, включая принятие решения о распределении прибыли.

При изменении вступительного баланса на начало года в пояснительной записке объясняются причины изменений.

Организация, имеющая дочерние и зависимые общества, в пояснительной записке приводит сведения об их наличии, месте нахождения, наименовании и виде деятельности.

На показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а, следовательно, на результаты расчетов аналитических показателей оказывает влияние учетная политика организации. Существует обоснованная точка зрения, что одним из необходимых условий квалифицированного интерпретирования отчетности является знание тех учетных принципов, которыми руководствовались при ее составлении. В первую очередь это касается правил оценки имущества (статей баланса), методики определения финансовых результатов и др. Значит, чтобы обеспечить достоверную оценку финансового состояния внешними пользователями бухгалтер должен отразить в пояснительной записке основные учетные принципы, принятые на предприятии. Обязательным условием составления пояснительной записки должно быть отражение в ней не только факта изменения учетной политики, но и последствий этих изменений для структуры баланса и финансовых результатов.

Практика показывает, что  квалифицированно составленные пояснительные записи к годовому отчету могут стать действенным методом использования выявленных в них резервов, оказывают значительную помощь в расчете финансовых показателей, способствуют достоверной оценке финансового состояния организации. Однако, как правило, составление пояснительных записок носит чисто формальный характер, а анализ, проводимый в пояснительных записках, не отвечает предъявленным требованиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вышеизложенное в курсовой работе позволяет сделать следующий  вывод.

Бухгалтерская отчетность является «зеркалом» любой организации, по ней  можно судить об изменениях, происходящих с активами и обязательствами, доходами и расходами организации.

Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем  учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных текущего учета недостаточно для контроля над выполнением заданий и использованием находящихся в распоряжении предприятий средств.

  Составление отчетов  – завершающий этап учетного  процесса. В них содержатся совокупные  сведения о результатах производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия.  Данные  бухгалтерской отчетности являются источниками информации. Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях использования прибыли и т. д.

  Роль отчетности особенно  возросла в связи с тесным  сближением национальных экономик различных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчетности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений и отраслей в целом.

  Отчетные показатели  используются для анализа хозяйственной  деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятий.

  В бухгалтерском учете  осуществляется обобщение и накопление  данных, полученных в процессе первичного наблюдения за хозяйственной деятельностью. Происходит обобщение информации, отражаемой на счетах, в различных учетных регистрах.

  Для управления процессами  производственной и финансовой  деятельности предприятий необходима информация не только бухгалтерского, но и других видов учета. Она должна быть представлена в компактной форме, удобной для обозрения и восприятия людьми, принимающими управленческие решения. Такой формой является отчетность.

  Отчетность как элемент  метода бухгалтерского учета  выступает завершающим этапом полного цикла бухгалтерской обработки информации. Она характеризует производственную и финансовую деятельность предприятия при помощи системы обобщающих показателей.

   Таким образом,  бухгалтерская отчётность – это  комплекс показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность используется в системе управления как способ получения вышестоящими звеньями информации о работе, результатах или положении дел в нижестоящих звеньях или других управляемых ими объектах.

Делая вывод о проделанной  работе, хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций -  кредиторов, акционеров и др.

Составление бухгалтерской  отчетности – очень ответственная  работа, которая под силу не каждому  бухгалтеру. Нужно быть хорошим специалистом, иметь соответствующее образование и практический опыт, быть в курсе происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобы справиться с этой задачей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.     Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. — Издательский центр «МарТ», 2000. — 416с.
  2.     Бухгалтерский учет / Под общ. ред. Тишкова И.Е.  – 5-е изд., - Мн.: Высшая школа, 2001 г. – 685 с.
  3.     Бухгалтерский учет. Под ред. И.Н.Белого., изд. 2-е, перераб. и доп. Мн.: ООО «Интерпрессервис» УП «Экоперспектива», 2002г. – 436с.
  4.     Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов / А.И.Балдинова, Т.Н.Дементей, Е.И.Завидова [и др.]; под общ. ред. И.Е.Тишкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 1999. - 746 с.
  5. Быков В.А. «Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности»// Бухгалтерский учет- М., 2003.-№22- с.8
  6.     Вопросы и ответы по составлению годовой бухгалтерской отчетности / Информационный программный продукт «Финансист. Белорусский выпуск».
  7.     Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. М., 1997 – С.163
  8. Готовимся к годовому отчету. // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, № 8 (57), февраль, 2006г., с.50-61.
  9. Закон Республики Беларусь «О Бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. в редакции закона от 25.06.2001г. № 42-З.
  10.      Ладутько Н. И Бухгалтерский учет в промышленности: Учеб. пособие для вузов/ Н. И. Ладутько. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 688 с.
  11. Ладутько Н.И., Борисевский П.Е., Дробышевский Н.П., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет / Под общ. редакцией Н.И. Ладутько – Мн.: «ФУАинформ», 2001 г. – 832 с.
  12.      Левкович О.А., Бурцева И.Н. Бухгалтерский учет, – Мн.: «Амалфея», 2005 г. – 798 с.
  13. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»
  14.   Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005г. № 83 «Об утверждении инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок».
  15.   Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета».
  16.       Снитко М. А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 1996. — 263 с.
  17.       Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Методическое пособие. – Мн.: «Книжный дом», 2004 г. – 384 с.

Информация о работе Порядок составления бухгалтерской отчетности и её состав