Порядок составления консолидированной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую финансовую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1 Основные составляющие понятия «консолидированная бухгалтерская отчётность» 8
1.2 Принципы подготовки консолидированной отчетности. Законодательно-правовое сопровождение консолидированной отчётности предприятия 13
1.3 Организация бухгалтерского учета на ОАО «Промприбор»
2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОАО «ПРОМПРИБОР» 19
2.1 Порядок составления консолидированной отчётности ОАО «Промприбор» 19
2.2 Процедура консолидирования 23
2.3 Методы составления первичной консолидированной отчетности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложение А 39
Приложение Б 41
Приложение В 42

Файлы: 1 файл

готовая БФО.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ  ОТЧЕТНОСТИ      5

1.1 Основные составляющие  понятия «консолидированная бухгалтерская  отчётность»         8

1.2 Принципы подготовки  консолидированной отчетности. Законодательно-правовое сопровождение консолидированной отчётности предприятия                  13

1.3 Организация бухгалтерского  учета на ОАО «Промприбор»

2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ  КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА  ОАО «ПРОМПРИБОР»                19

2.1 Порядок составления консолидированной отчётности ОАО «Промприбор»                  19

2.2 Процедура консолидирования             23

2.3 Методы составления  первичной консолидированной отчетности   26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ            37

Приложение А                  39

Приложение Б                  41

Приложение В                  42

 

ВВЕДЕНИЕ

Все организации любой  организационно-правовой формы собственности  обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую финансовую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.

Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных  сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Составление сводной  годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного  суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.

Кроме того, сводная (консолидированного) отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ. [7]

На сегодняшний день данная тема является актуальной так  как:

- составление сводного (консолидированного) отчета является  одной из наиболее сложных  задач для бухгалтерской службы организации;

- бухгалтерская консолидированная  отчетность является важнейшим  показателем, характеризующим финансовое  положение организации, и в  этом качестве представляет интерес  для большого числа различных  пользователей подобной информации;

- бухгалтерская сводная  (консолидированного) отчетность является  информационной базой финансового  анализа;

- консолидированная бухгалтерская  отчетность имеет цель - показать, результаты финансово-хозяйственной  деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

Основная потребность  составления консолидированных  отчетов – элиминирование отдельных  показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная  отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического  обобщения, а консолидированная  – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

Целью работы является рассмотреть  теоретические аспекты и изучить  порядок составления консолидированной  бухгалтерской отчётности.

Задачами работы являются:

- рассмотрение основных  составляющих понятия «консолидированная  бухгалтерская отчётность»;

- рассмотрение принципов подготовки консолидированной отчетности и законодательно-правовое сопровождения консолидированной отчётности предприятия;

- изучение организации  бухгалтерского учета на предприятии;

- рассмотрение порядка  составления консолидированной  отчётности предприятия;

- рассмотрение процедуры  консолидирования;

- рассмотрение методов  составления первичной консолидированной  отчетности;

Объектом изучения является ОАО «Промприбор».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ  ОТЧЕТНОСТИ

1.1 Основные составляющие  понятия «консолидированная бухгалтерская  отчётность»

В условиях рыночной экономики  любая коммерческая организация  стремится к извлечению экономических  выгод. Именно эта целевая направленность в деятельности является существенной в деловой активности организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, её финансового капитала.

Основным источником полезной (понятной, прозрачной, достоверной, существенной, надежной) информации должна служить финансовая отчетность.

Составление консолидированной отчетности связано, прежде всего, с крупными транснациональными корпорациями (ТНК), чьи акции котируются на фондовых биржах и операции носят  международный характер. Многочисленные мелкие и средние компании в большинстве случаев освобождаются от необходимости ее составления.

Вместе с тем значение консолидированной  отчетности выходит за чисто информационные рамки, поскольку имеет вполне конкретных пользователей, - инвесторов и акционеров. Внутрифирменные операции могут создавать нереалистичную картину активности группы компаний, ее продаж, расчетов, запасов, финансовых результатов.

Консолидированная отчетность представляет более объективную картину операций и финансового положения единой экономической единицы, не заменяя отдельных финансовых отчетов компаний группы, поскольку отражает ее экономические взаимосвязи. [7]

Такая отчетность может выполнять  функцию контроля для материнской  компании и влиять на ее дивидендную  политику. В некоторых странах, например в США, консолидированная прибыль является основой для объявления дивидендов (материнская компания принимает решение о выплате дивидендов по результатам деятельности дочернего предприятия). Несомненно, консолидированная отчетность содержит важную информацию для принятия финансовых и управленческих решений.

Если материнская компания удовлетворяет  перечисленным выше критериям, она  обязана составлять консолидированную  отчетность. Это относится к каждому  дочернему предприятию группы.

Компания, имеющая дочерние предприятия, не составляет консолидированную отчетность, если в свою очередь является дочерним предприятием, а ее материнская компания составляет консолидированную отчетность.

Консолидированная бухгалтерская  отчетность составляется на основе отчетности предприятий группы при помощи определенных учетных процедур, которые представляют собой, в сущности, суммирование активов, обязательств, доходов и расходов предприятий группы и исключения общих статей.

По своему содержанию консолидированная бухгалтерская отчетность аналогична отчетности любого другого самостоятельного предприятия и включает:

- консолидированный баланс (форма  №1);

- консолидированный отчет о  финансовых результатах (форма  №2);

- консолидированный отчет о  движении денежных средств;

- пояснения (расшифровки) к консолидированному  финансовому отчету;

- доклад руководства правления  предприятий группы. [11]

Не всегда отчет группы предприятий  может включать все перечисленные  позиции; состав консолидированной  отчетности в разных странах может быть различным. Так, например, а Германии, в отличие от США в консолидированном отчете не требуется отчета о движении денежных средств. Различной может быть и структура консолидированного баланса или счета прибылей и убытков.

Согласно 7-й Директиве ЕС, которая определяет общие правила составления консолидированных отчетов, они должны включать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснения (расшифровки), а также дополняться специальным отчетом о состоянии дел концерна.

По международным и  российским правилам материнская компания обязана консолидировать все  зарубежные и национальные предприятия  концерна независимо от рода их деятельности. Однако, если деятельность какого-либо предприятия значительно отличается от деятельности группы, то, согласно МСУ в пояснительной записке необходимо указать на этот факт. К тому же рекомендуется приводить данные отчетности такого предприятия отдельной позицией при расшифровке тех или иных статей консолидированной отчетности. Международными стандартами предусмотрено также (в российских не указано), что предприятие не должно включаться в консолидированную отчетность, если его доля в уставном капитале приобретена исключительно с целью продажи, а также, если предприятие перестает отвечать определению дочернего, - с этого момента оно не включается в консолидированную отчетность группы.

Освобождаются от составления  консолидированной отчетности малые  и средние компании, если соблюдаются  два из трех требований: размеры  товарооборота, итог баланса и число занятых. Расчет суммы баланса и товарооборота может осуществляться валовым или чистым методами; согласно последнему исключаются внутрифирменные операции.

Консолидированная отчетность не составляется, если:

- предполагается временный  контроль, поскольку дочернее предприятие приобретено с целью продажи в ближайшем будущем;

- дочернее предприятие  работает в условиях строгих  ограничений, что существенно  снижает возможность передачи  фондов материнской компании;

- дочернее предприятие  не является значительным для группы;

- несколько взятых  вместе предприятий не занимают  значительного места в группе;

- деятельность дочернего  предприятия отличается от деятельности  предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой  и достоверной оценки);

- высока стоимость  и значительна задержка представления  информации и документов, необходимых  для консолидации.

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и  отчетности в РФ на среднесрочную  перспективу, одобренной Приказом Минфина  России от 1 июля 2004 г. № 180 консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями. [10]

Главная задача в области, консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям  к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.

1.2 Принципы подготовки  консолидированной отчетности. Законодательно-правовое  сопровождение консолидированной  отчётности предприятия

В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).

Принцип полноты. Все  активы, обязательства, расходы будущих  периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются  в полном объеме независимо отдел и материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются  как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.

Принцип справедливой и  достоверной оценки. Консолидированная  отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

Принцип постоянства  использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

Принцип существенности. Этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих  периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте.

Не имеет значения, как они представлены в текущем  учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская  компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидации активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности.

Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности