Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую финансовую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1 Основные составляющие понятия «консолидированная бухгалтерская отчётность» 8
1.2 Принципы подготовки консолидированной отчетности. Законодательно-правовое сопровождение консолидированной отчётности предприятия 13
1.3 Организация бухгалтерского учета на ОАО «Промприбор»
2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОАО «ПРОМПРИБОР» 19
2.1 Порядок составления консолидированной отчётности ОАО «Промприбор» 19
2.2 Процедура консолидирования 23
2.3 Методы составления первичной консолидированной отчетности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложение А 39
Приложение Б 41
Приложение В 42
Метод покупки. В соответствии
с этим методом на дату приобретения
определяется справедливая рыночная цена
приобретенных материнской
Следует иметь в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная нетто-активам по стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой необходимость составления консолидированной отчетности, а приобретение более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.
При покупке и установлении контроля достаточно сложно определить дату, на которую необходимо составлять консолидированную отчетность, поскольку дата приобретения доли в капитале и дата переоценки активов могут быть разными. [5]
Прибыль приобретаемого предприятия, полученная до даты приобретения, не включается в консолидированную отчетность.
Разница между ценой, уплаченной за приобретенные нетто-активы действующего предприятия, и их справедливой рыночной ценой представляет цену фирмы или резервный капитал (отрицательный гудвилл, возникающий при покупке по цене, меньшей справедливой рыночной оценки). [12]
Таким образом, цена фирмы отражает потенциальную доходность дочернего предприятия, не показанную в учете, а также стоимость неидентифицируемых активов и качественных показателей. Цена фирмы отражается в консолидированном балансе по статье «Нематериальные активы», которая подлежит амортизации в течение срока ее ожидаемой будущей доходности.
Если приобретается компания, уже обладающая репутацией, связями, налаженным и прибыльным производством, пользующейся спросом продукцией и хорошо организованной системой сбыта, то цена ее приобретения будет отличаться не только от балансовой стоимости нетто-активов, но и от справедливой рыночной цены идентифицируемых активов.
Справедливая рыночная цена в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях – это стоимость активов и обязательств по сделкам информированных и заинтересованных сторон, не принимающих участия в конкретной операции по приобретению. В других – наименьшая стоимость замещения, применяется если активы действительно подлежат замещению. Это может быть и стоимость нетто-реализации, если активы подлежат продаже.
Следует отметить, что справедливую рыночную цену определяют дифференцированно по видам имущества. При этом могут быть использованы справочные цены на машины и оборудование, цены соответствующих рынков, дисконтированная стоимость долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, текущая стоимость воспроизводства земельных участков и незавершенного производства, скорректированная стоимость приобретения материально-производственных запасов и долгосрочных контрактов.
Таким образом, цена фирмы – это разница между суммой, уплаченной за действующее предприятие, и справедливой рыночной ценой приобретаемых идентифицируемых активов.
Необходимость консолидации капитала связана с устранением двойного счета в консолидированной отчетности и правильным отражением величины собственного капитала в балансе единой экономической единицы.
Консолидированная отчетность составляется с точки зрения материнской (холдинговой, головной) компании.
В целях составления консолидированной отчетности в учете западных стран руководствуются количественным подходом к определению степени влияния этих операций на инвестора, что в значительной мере условно, так как зависимость инвестируемой компании не обязательно будет обусловливаться высокой долей инвестора в ее акционерном капитале, а контроль может осуществляться другим образом.
Выделяются три уровня влияния инвестора:
- менее 20% в акционерном капитале инвестируемой компании (не оказывает существенного влияния);
- от 20 до 50% (существенное влияние);
- более 50% в акционерном
капитале инвестируемой
Приобретение более 20% акций, имеющих право голоса, позволяет оказывать существенное влияние на деятельность инвестируемой компании. Для учета этих акций используется метод пропорционального распределения прибылей. [14].
В данном случае участие в акционерном капитале инвестируемой компании, превышающее 20%, предполагает, что инвестор включает в свои отчеты соответствующую долю прибылей или убытков контролируемой компании; подобные инвестиции производятся не только для простого получения дивидендов. Такие компании называются родственными или ассоциированными, в Гражданском кодексе Российской Федерации - зависимыми.
Можно выделить три основных признака рассматриваемого метода:
- инвестор учитывает
приобретенные акции по
- часть чистой прибыли
инвестируемой компании
- получаемые дивиденды
инвестор относит на
Таким образом, текущая сумма инвестиций в балансе складывается из следующих элементов: затраты по приобретению + соответствующая доля прибылей - соответствующая доля убытков - получаемые/полученные дивиденды.
Как уже отмечалось, при установлении контроля инвестора называют материнской компанией, а инвестируемую компанию – дочерней. В этом случае возникает необходимость составления консолидированной отчетности.
С одной стороны, каждая из этих компаний является самостоятельным юридическим лицом и составляет свою финансовую отчетность, с другой стороны, в силу особых отношений и связей между дочерней и материнской компаниями они рассматриваются как единое целое и подготавливают общую отчетность, которая называется консолидированной.
Метод слияния (поглощения).
Описанный ранее метод
Рассмотрим характерные черты метода слияния (поглощения):
- активы и пассивы
не переоцениваются и не
- инвестиции показываются по номиналу;
- прибыли, полученные
дочерней компанией до слияния,
Применение указанного метода разрешено в следующих случаях:
- материнская компания обменивает более 90% номинального капитала дочерней компании;
- осуществляется обмен акций материнской компании на акции дочерней компании;
- расчеты в денежной форме не должны превышать 10% номинальной стоимости выпущенных акций;
- компании должны быть равновеликими.
При этом методе отсутствует цена фирмы, не производится переоценка активов до их справедливой рыночной цены, что привело бы к повышению амортизационных отчислений. [14]
Составление консолидированного отчета о прибылях и убытках. Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг. (Приложение В)
Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:
- консолидирование внутренних оборотов по реализации между предприятиями группы,
- консолидирование прочих доходов и расходов,
- консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна.
При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы учета затрат - метод полных затрат или метод прямых затрат. Поэтому в ходе подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов.
Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и убытках.
Выше была рассмотрена методика так называемого полного консолидирования, применяемого для дочерних компаний. Как уже упоминалось, включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично полному консолидированию при использовании метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или совместной деятельности. [10]
При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с необходимостью элиминирования статей, отражающих взаимные внутрифирменные операции, во избежание повторного счета и искусственного завышения величины капитала и финансовых результатов. Статьи, подлежащие элиминированию, — это статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики деятельности группы.
Концепция группы предполагает особое отношение к операциям между компаниями, входящими в группу. Внутрифирменные операции схожи с операциями между отделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении дивидендов. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках. Должны быть элиминированы и внутрифирменные остатки по расчетам. [12]
При составлении консолидированной отчетности следует элиминировать займы, дебиторскую, кредиторскую задолженность и начисления, поскольку единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской задолженности сама себе.
Подлежат элиминированию следующие расчеты:
- задолженность по еще не внесенным в уставный капитал вкладам;
- авансы полученные или выданные;
- займы компаниям, входящим в группу;
- взаимная дебиторская и кредиторская задолженность компаний группы;
- другие активы и ценные бумаги;
- расходы и доходы будущих периодов;
- начисления;
- непредвиденные операции.
Если суммы дебиторской задолженности одной компании полностью соответствуют суммам кредиторской задолженности другой компании, входящей в группу, то они просто опускаются.
Причины расхождений по дебиторской и кредиторской задолженности в учете материнской компании и дочернего предприятия могут быть вызваны методологическими различиями, ошибочными записями, различиями во времени и другими причинами. Подобные расхождения легко устранить без какого - либо влияния на отчет о прибылях и убытках. Счета к оплате могут превышать счета к получению в связи с различиями применяемых методов оценки (резерв в учете одной компании при отсутствии счетов к получению другой компании группы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Предприниматели нередко предпочитают вместо одной крупной корпорации создавать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам, снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта. [8]
Консолидированная финансовая отчетность – это финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единой организации. Основной целью консолидированной финансовой отчетности является предоставление такой картины материнского и дочерних предприятий, как если бы они были одной компанией.
В заключение отметим, что крупные компании, как правило, представляют собой корпоративные группы, поэтому их публичные годовые отчеты включают несколько наборов отчетных форм. Чаще всего в таком отчете можно найти два набора форм - отчетность группы и отчетность материнской компании; иногда вводится третий набор - отчетность группы, подготовленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IAS).
Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности