Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:28, курсовая работа
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую финансовую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса.
Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1 Основные составляющие понятия «консолидированная бухгалтерская отчётность» 8
1.2 Принципы подготовки консолидированной отчетности. Законодательно-правовое сопровождение консолидированной отчётности предприятия 13
1.3 Организация бухгалтерского учета на ОАО «Промприбор»
2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ОАО «ПРОМПРИБОР» 19
2.1 Порядок составления консолидированной отчётности ОАО «Промприбор» 19
2.2 Процедура консолидирования 23
2.3 Методы составления первичной консолидированной отчетности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Приложение А 39
Приложение Б 41
Приложение В 42
- типовые формы бухгалтерской
отчетности могут дополняться
данными, необходимыми
- статьи (строки) типовых
форм бухгалтерской отчетности,
по которым у группы
- числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового результата ее деятельности. [8]
Числовые показатели по отдельным видам активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и (водному отчету о финансовых результатах.
Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием причин, вызвавших это изменение.
Основные правовые моменты послужили основой для создания интегрированной структуры, которая образовалась на базе структурных подразделений (цеха, участки, отделы) ОАО «Промприбор», и вследствие этого сформировались организационные структуры управления для каждой выделившейся бизнес единицы, а обобщающим моментом стала разработка общей структуры управления ОАО «Промприбор» (материнского предприятия).
Структура ОАО «Промприбор» отражена в приложении Б:
- «Наливные приборы» производит оборудование для нефтебаз, НПЗ, нефтехранилищ;
- ООО «Инструмент» производит прессформы, штампы, оснастка, спец. инструмент, мерительный инструмент, мерники, шлагбаумы;
- ООО «Ливенка» производит оборудование для АЗС;
- ООО «Металлург» производит литье, запчасти (отливки, сборочные изделия) и т.д.;
- ООО «Электромаш» производит электродвигатели и насосы;
- ООО «Промсервис» производит металлоконструкции, мобильный комплекс мойки резервуаров, кап. ремонт и модернизация станков, строительство зданий;
- «Измерительная техника» производит счетчики, узлы учета, фильтры, газоотделители.
Достоверность составления
и соблюдение порядка представления
сводной бухгалтерской отчетнос
Объем и порядок, включая
сроки представления
До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами. [7]
В случае наличия у
головной организации дочерних и
зависимых обществ одновременно
сводная бухгалтерская
Показатели бухгалтерской
отчетности дочернего общества включаются
в сводную бухгалтерскую
Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества. [12]
Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.
Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.
Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.
Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.
По решению участников
группы сводная бухгалтерская
Сводная (консолидированная) статистическая отчетность ФПГ составляется и представляется в Государственный комитет Российской Федерации по статистике центральной компанией в установленном порядке.
Сводные (консолидированные) отчеты, бухгалтерская и статистическая отчетность отражают имущественное и финансовое положены ФПГ, а также результаты ее инвестиционной деятельности.
Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое. [6]
Проблема заключается в том, что балансы материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей.
В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:
- в структуру баланса;
- в состав и содержание статей баланса;
- в оценку статей баланса;
- в пересчет статей баланса из одной валюты в другую.
Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса.
Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности.
Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии с национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.
Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета.
Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.
Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании.
2.2 Процедура консолидирования
Неверно было бы думать, что консолидация - это простое суммирование статей отчетов материнской и дочерних компаний.
Консолидация, по сути, представляет собой замещение в отчетности материнской компании «балансовой стоимости инвестиций» в каждую дочернюю компанию на то, что эти инвестиции представляют собой реально на настоящий момент, то есть на долю материнской компании в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании на отчетную дату и остаток, возникший на момент приобретения инвестиции. Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:
- затраты по инвестициям
инвестора элиминируются
- остатки непогашенной
задолженности по
- нереализованная прибыль
по внутрифирменным операциям
в остатках товаров и в
- нереализованные убытки
по внутрифирменным операциям
в остатках активов также
- чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;
- в консолидированной
отчетности следует также
При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. [13]
Это касается следующих статей баланса:
- задолженности по взносам в уставный капитал;
- расчетов по коммерческим операциям;
- кредитов, выданных предприятиям группы;
- долгосрочных финансовых вложений;
- векселей;
- прочей задолженности;
- краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации:
- уставный капитал;
- резервный капитал;
- резервы, образованные из валового дохода;
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
- чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:
- первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;
- последующая консолидация
(при составлении
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны. [11]
Консолидированные отчеты о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках дочерней компании, на 100% принадлежащей материнской компании, может быть без изменений включен в отчет о прибылях и убытках материнской компании для получения консолидированных показателей. На практике, существуют корректировки, позволяющие скомпенсировать показатели по доходам, затратам, прибыли, дивидендам и т.д. между компаниями (приложение В).
Приведем выдержку из приложения В.
Таблица 1 – Консолидированный отчет ОАО «Промприбор» за 2009 г
Таким образом, консолидация представляет собой замещение в отчетности материнской компании «балансовой стоимости инвестиций» в каждую дочернюю компанию на то, что эти инвестиции представляют собой реально на настоящий момент, то есть на долю материнской компании в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании на отчетную дату и остаток, возникший на момент приобретения инвестиции.
2.3 Методы составления первичной консолидированной отчетности
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.
Информация о работе Порядок составления консолидированной отчетности