Поступление материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основании изучения литературных источников и практики работы СПК «Агро-Липнишки» исследовать методику учета материальных ресурсов в условиях рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
изучить сущность материальных ресурсов, их классификация и оценка;
раскрыть нормативная правовая база, регулирующая постановку учета материальных ресурсов;
изучить международные стандарты по учету производственных запасов;
раскрыто документальное оформление поступления материалов. Взаимосвязь бухгалтерского и оперативного учета;
изучен синтетический и аналитический учет поступления материалов и расчетов с поставщиками;
раскрыта организация расчетов с поставщиками материальных ресурсов;
выявлены пути совершенствования бухгалтерского учета поступления материалов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…............................................................................................................... 4
ГЛАВА 1 МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ АПК…………………
1.1 Материальные ресурсы, их классификация и оценка...........
1.2 Нормативная правовая база, регулирующая учет материальных ресурсов……………………………………
1.3 Международные стандарты по учету производственных запасов…....... 7
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИИ АПК……… 25
2.1 Документальное оформление поступления материалов. Взаимосвязь бухгалтерского и оперативного учета……
2.2 Синтетический и аналитический учет поступления материалов и расчетов с поставщиками………………………..
2.3. Организация расчетов с поставщиками материальных ресурсов………………………………………………………...…
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ …………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 43

Файлы: 1 файл

курсовая поступление материалов.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

По характеру владения материальные ресурсы подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности (праву хозяйственного ведения, оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву. К принадлежащим предприятию ресурсам относятся приобретенные, изготовленные или полученные в иной форме ценности. В их состав входят: ценности, находящиеся в пути, если к организации в соответствии с договором о поставке перешло право собственности на них; материалы, принадлежащие предприятию, но переданные другим юридическим лицам в переработку или на реализацию (включая сданные на условиях комиссии - до перехода права собственности на них к покупателю); ценности, принадлежащие организации, учитываемые в залоге (как находящиеся на собственном складе, так и переданные на хранение залогодержателю). К материальным ценностям, не принадлежащим предприятию по праву собственности или другому аналогичному праву, но по условиям договора находящимся у него, относятся: материалы, принятые на ответственное хранение (при отказе от оплаты счетов поставщиков, запрещении к расходованию до оплаты счетов); материалы, принятые в переработку; ценности, принятые от других юридических лиц для реализации на условиях комиссии (консигнации).

С переходом организаций на рыночные отношения важное значение приобретает процесс выбора форм оценки используемого имущества. Организации в своей практической деятельности применяют различные формы оценки: по первоначальной стоимости, фактической себестоимости, рыночной стоимости, остаточной стоимости, ликвидационной стоимости, чистой стоимости реализации, потребительской стоимости и др.

В последнее время в международной практике бухгалтерского учета преобладает тенденция отражения имущества не по стоимости приобретения, являющейся основной формой оценки, а по его текущей (рыночной) стоимости.

Оценка материалов при их использовании в производственном процессе является производной от оценки остатков материалов на конец отчетного периода.

Применяются следующие методы оценки материалов:

 по средневзвешенной  себестоимости (средней оценке);

 по стоимости последних  закупок (метод ЛИФО);

 по стоимости первых  закупок (метод ФИФО) [30, с. 48].

Любой из этих методов предполагает сначала оценку материалов, числящихся в остатке на конец месяца, а затем определение стоимости выбывших ценностей. Стоимость последних вычисляется путем вычитания из общей суммы стоимости остатка ценностей на начало периода, с учетом стоимости остатка ценностей, поступивших за отчетный период, стоимости ценностей на конец периода. Кроме того, организация может учитывать выбывшие ценности по себестоимости каждой единицы. При индивидуальной оценке материалы учитываются по фактической себестоимости приобретения каждой единицы изделий [6, с. 8].

Наибольшее распространение в международной практике имеют методы ЛИФО и ФИФО. Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения, т. е. ресурсы, первые поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений. Ранее этот метод был разрешен законодательными актами в Республике Беларусь, но в настоящее время он не работает.

Оценка запасов методом ЛИФО основана на правиле: «последняя партия на приход - первая в расход». При применении этого метода оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости реализации продукции учитывается себестоимость поздних по времени приобретения. Таким образом, использование метода ЛИФО позволяет в современных условиях максимизировать себестоимость продукции (цены более поздних приобретений сейчас, как правило, выше, чем более ранних) и минимизировать сумму стоимости остатков материалов на складе.

Основная проблема при выборе метода оценки материальных ценностей заключается в том, что от избранного метода зависят: итоговая стоимость товарно-материальных ценностей и величина прибыли, полученной в отчетном периоде, отраженные в балансе и отчете о прибылях и убытках; сумма налогов, исчисляемых и уплачиваемых исходя из размера прибыли предприятия.

Метод ЛИФО в наибольшей степени подходит для составления отчета о прибылях и убытках, поскольку наилучшим образом позволяет сопоставлять доходы от реализации товаров с их себестоимостью. Но он не является лучшим для оценки текущей балансовой стоимости производственных запасов при существующей тенденции повышения цен.

Метод ФИФО целесообразно применять при составлении баланса, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка к текущим ценам и реальнее представляет активы предприятия [6, с. 8].

В международной практике используются и другие методы оценки материалов: метод базовых оценок, метод специфических идентификаций, НИФО (следующая партия в приход, первая в расход), метод цены последней покупки.

Предприятие имеет возможность выбора метода оценки запасов. Выбранный метод должен быть зафиксирован в учетной политике. При наличии серьезных оснований организация с начала отчетного года может изменить метод оценки производственных запасов, изложив причины и последствия перехода в пояснительной записке об учетной политике, прилагаемой к годовому отчету.

Таким образом, изменение оценки производственных запасов по решению предприятия в течение года не допускается. Исключение сделано только в одном случае. По материальным ценностям, на которые цена в течение года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаемым в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативная  правовая база, регулирующая учет  материальных ресурсов

 

 

За последние годы в бухгалтерском учете, отчетности произошли существенные изменения, адекватно отражающие процессы становления в экономике страны рыночных отношений. В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета и аудита, соответствия организации бухгалтерского учета в Республике Беларусь международным стандартам бухгалтерского учета, отчетности и аудита осуществляется система их государственного нормативного регулирования. В настоящее время в Республике Беларусь сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита.

Основные положения и принципы организации бухгалтерского учета и ревизии в Республике Беларусь регламентированы в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» На основании и во исполнение этого закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета, в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.

Правовое регулирование бухгалтерского учета и ревизии можно представить в следующем иерархическом порядке.

Первый уровень: Законы Республики Беларусь и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и аудита.

К данному уровню относятся:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» 18 октября 1994 года №3321-ХII (с изменениями и дополнениями 26.12.2007 года №302-З) [20] - определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. В СПК «Агро-Липнишки» при определении учетной политики руководствуются данным Законом [10].

Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями 28.08.2012 № 428-З) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения [1].

Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 9 декабря 2002 г. № 166- З (с изменениями и дополнениями от 26.10.2012 г. № 431-З)  устанавливает общий порядок исчисления и уплаты налоговых платежей в бюджет Республики Беларусь. Так же Настоящий Кодекс устанавливает основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством [9].

Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16 октября 2009 года № 510 (с изменениями и дополнениями от 08.01.2013 г. № 8) утверждает «Положение о порядке организации и проведения проверок». Положение определяет порядок организации и осуществления контроля (надзора) в Республике Беларусь, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов [13].

Указ Президента Республики Беларусь «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» от 22 июня 2010 № 325 (с изменениями и дополнениями от 25.02.2013 г. №90) направлен на дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего осуществление ведомственного контроля в стране, в целях повышения его эффективности и значимости. Согласно Указа «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» от 22 июня 2010 № 325 для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом и без права юридического лица. Так же нормами данного указа определяется порядок назначения камеральных, внеплановых и дополнительных проверок в увязке с нормами Указа № 510 от 16.10.2009. При этом на руководителей ведомственных контролирующих органов возлагается персональная ответственность за организацию и осуществление ведомственного контроля в подчиненных или входящих в их состав (систему) организаций, обоснованность включения проверок в координационные планы контрольной деятельности [11].

С 01.04.2011 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» от 15 марта 2011 № 114 (с изменениями и дополнениями от 21.06.2012  г. №  284) [12].

В соответствии Указом определено перечень учетных документов, которые определил Совет Министров Республики Беларусь Постановлением от 24 марта 2011 № 360 (с изменениями и дополнениями от 30.09.2011 г. № 1306). В перечне учетных документов значатся: ТТН и ТН, приходный и расходный кассовые ордера, акты о приеме-передаче основных средств, нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, платежные инструкции и выписки из банка. Формы документов не указанные в перечне, могут утверждаться руководителем организации. При этом организациям дано право самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами.

 В Указе определен  перечень сведений, которые должны  содержать первичные учетные  документы. К ним относят: наименование  документа, дату его составления; наименование организации, фамилию  и инициалы ИП; содержание и  основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях); должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи, а также указанные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета.

К этому уровню относятся:

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта министерства финансов Республики Беларусь» от 30 ноября 2007 г. № 180 (с изменениями и дополнениями от 22.04.2010 г. № 50) [15].

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 17  апреля 2002 года №62 (с изменениями и дополнениями 14.12.2012 г. № 74) утверждена «Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», которая устанавливает методологические, организационные и технические аспекты учетной политики организации. Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»  устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации [17].

Информация о работе Поступление материалов