Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:55, курсовая работа
Цель работы состоит в получении представления о составлении пояснений к бухгалтерской отчетности и пояснительной записки. В соответствии целью определены следующие основные задачи:
– ознакомиться с порядком составления приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
– рассмотреть сущность и форму составления пояснительной записки;
– отразить информацию, которую необходимо представить в пояснениях и пояснительно записке.
Введение 3
1. Изменения в бухгалтерской отчетности, значение
пояснений к ней и пояснительной записки 4
2. Содержание пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах 10
3. Содержание пояснительной записки и информация,
отражаемая в ней 26
Заключение 38
Список используемой литературы 40
При этом отдельно выделяют задолженности по процентам или штрафам, признанным должниками или присужденным компании судом.
В форме отдельно приводят информацию о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную. В случае такого перевода сумма долга указывается в разделе "Долгосрочная дебиторская задолженность" в круглых скобках. Одновременно эта же сумма вписывается в раздел "Краткосрочная дебиторская задолженность".
Пример. В прошлом году ЗАО выдало работнику беспроцентный заем в сумме 50 000 руб. сроком на два года с условием единовременного погашения. На начало отчетного года эта дебиторская задолженность была отражена в составе внеоборотных активов баланса, а в конце отчетного года (на отчетную дату) бухгалтер перевел ее в состав оборотных активов.
Наименова-ние показателя |
Период |
На начало года |
Изменения за период |
На конец периода | ||||
Учтен. по усло-виям дог-а |
величина резерва по сомни-тель- |
поступление |
перевод из |
учтен. по усло-виям дог-ра |
величина резерва | |||
в резуль-тате хозяйст-венных опер-й |
причитаю- | |||||||
Долгосрочная дебиторская |
за 20 12г. |
50 |
( – ) |
– |
– |
( 50 ) |
– |
( – ) |
за 20 11г. |
– |
( – ) |
50 |
– |
( – ) |
50 |
( ) | |
в том числе: |
за 20 12г. |
50 |
( – ) |
– |
– |
( 50 ) |
– |
( – ) |
за 20 11г. |
– |
( – ) |
50 |
– |
( – ) |
50 |
( ) | |
Краткосрочная дебиторская задолженность – всего |
за 20 12г. |
– |
( – ) |
50 |
– |
х |
50 |
( – ) |
за 20 11г |
– |
( – ) |
– |
– |
х |
– |
( – ) | |
в том числе: |
за 20 12г. |
– |
( – ) |
50 |
– |
х |
50 |
( – ) |
за 20 11г2 |
– |
( – ) |
– |
– |
х |
– |
( – ) |
О затратах на производство.
В этом разделе показываются за отчетный и предыдущий годы сведения о затратах на производство, а именно: о материальных затратах организации, о расходах на оплату труда, об отчислениях на социальные нужды, об амортизации и о прочих затратах (расходы по основным элементам в соответствии с ПБУ 10/99).
По строке «Материальные затраты» показывают кредитовые обороты по счетам 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетами учета затрат (20, 21, 23, 25, 26, 29 и 44). Для отражения информации об амортизации суммируются обороты по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов».
Кроме перечисленных элементов, в пояснении указываются за отчетный и предыдущий годы данные об изменении остатков (прирост [+], уменьшение [-]): незавершенного производства, готовой продукции и т.д.
Пример. Затраты ООО "Икс-эль" по элементам за отчетный год суммарно составили 1 700 000 руб.
На начало отчетного года в учете "Пассива" числились остатки: по счету 20 "Основное производство" - 100 000 руб., по счету 43 "Готовая продукция" - 50 000 руб. На конец отчетного года остатки по этим счетам составили соответственно 350 000 руб. и 0 руб.
В строку "Изменение остатков (прирост [-], уменьшение [+]): незавершенного производства, готовой продукции и др." бухгалтер "Икс-эля" занесет сумму в круглых скобках - (200 000 руб.) (-(350 000 - 100 000) + (50 000 - 0)). В последней строке "Итого расходы по обычным видам деятельности" бухгалтер покажет сумму 1 500 000 руб. (1 700 000 - 200 000). Эта величина совпадет с суммой себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов за отчетный год. Ведь все затраты, которые не сосредоточены в указанных остатках, в течение года были списаны в дебет счета 90 "Продажи".
О резервах под условные обязательства.
В пояснении "Резервы под условные обязательства" показывается информация по каждому признанному организацией оценочному обязательству и указываются сведения об остатках каждого оценочного обязательства на начало года и конец отчетного периода, начислении, использовании и восстановлении его за отчетный год.
Порядок учета условных обязательств регламентирует Положение по бухучету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010). Согласно пункту 14 ПБУ 8/2000 условные обязательства в бухгалтерском учете не признаются. Информация о них может быть указана лишь в пояснительной записке. Следовательно, какие-либо записи в учете, связанные с подобными обязательствами, не делаются.
При этом компания должна отражать
в учете оценочные
Оценочное обязательство - это предстоящие расходы компании, которые могут возникнуть в результате выполнения требований законодательного акта, вступления в силу судебного решения, исполнения договора. Данные об оценочных обязательствах компании приводят только по состоянию на 1 января и 31 декабря 2012 года.
Пример. В прошлом году ЗАО «Актив» начислил под оценочное обязательство долгосрочный резерв на благотворительность (восстановление храма), который на начало года отражался в учете по приведенной стоимости в сумме 5000000 руб. Согласно учетной политике резерв наращивается помесячно. Поэтому в течение отчетного года он был доначислен на 400 000 руб. Реконструкция храма начата в отчетном году, на нее фактически израсходовано 5 100 000 руб. Избыточная сумма резерва в сумме 300 000 руб. (5 000 000 + 400 000 – 5100 000) списана.
Наименование показателя |
Остаток на нача-ло года |
Признано |
Погашено |
Списано как избыточная сумма |
Остаток на конец периода |
Оценочные обязательства – всего |
5000 |
400 |
(5100) |
(300) |
– |
в том числе: обязательства по благотворительности |
5000 |
400 |
(5100) |
(300) |
– |
Об обеспечении обязательств.
В данном пояснении приводятся данные о наличии и движении полученных и выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам).
Стоимость собственных векселей покупателей - это дебетовый остаток по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (субсчет "Векселя полученные"). Стоимость векселей, которые учитываются в составе финансовых вложений, в этом разделе отражать не надо. Строки, в которых указывается стоимость полученного в залог имущества, заполняют на основании данных аналитического учета по забалансовому счету 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные". Данные о полученных обязательствах детализируют по их видам.
Сведения о выданных собственных векселях показывают на основании кредитового остатка по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (субсчет "Векселя выданные"). Строки, в которых отражается стоимость переданного в залог имущества, заполняют на основании данных аналитического учета по забалансовому счету 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".
Суммы обеспечений, учтенные на этом счете, списываются при погашении задолженности, в обеспечение которой они получены.
Пример. ООО "Урал" заключило договор на поставку производственного оборудования стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Поставщик потребовал предоставить гарантию в обеспечение оплаты оборудования. Гарантию на сумму 590 000 руб. предоставило ЗАО "Макс".
Бухгалтер "Макс" должен сделать в учете запись:
Дебет 009 - 590 000 руб. - учтена сумма гарантии, выданной "Макс" поставщику "Урал".
После того как "Урал" оплатил стоимость оборудования поставщику, бухгалтер "Макс" сделает запись:
Кредит 009 - 590 000 руб. - списана сумма гарантии, выданной "Макс" поставщику "Урала".
О государственной помощи.
Это пояснение предназначено
для отражения за отчетный и предыдущий
годы информации о государственной
помощи в виде бюджетных средств
и кредитов, полученных организацией
на осуществление своей
Раздел заполняется в соответствии с ПБУ 13/2000. Данные о бюджетном финансировании берутся из оборотов по счету 86 «Целевое финансирование». Сумма бюджетного финансирования, причитающаяся компании, отражается в учете, если у фирмы есть уверенность в том, что все условия, связанные с получением средств, выполнены и что эти средства поступили из бюджета. В этой ситуации задолженность бюджета по предоставляемому финансированию отражают по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование". Факт поступления средств значения не имеет. После поступления денег делается запись по дебету счетов 51 "Расчетные счета" или 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 76. Подробнее о бухгалтерском учете бюджетных средств читайте в подразделе "Целевое финансирование из бюджета" раздела "Доходы будущих периодов.
Пример. Коммерческая организация получила бюджетные средства в размере 23 600 тыс.руб. для закупки станков и производственного сырья (материалов). Рассмотрим схему бухгалтерских проводок, используемую при приобретении этих материальных ценностей и использовании их в производстве:
Д 51 К 86 – 23 600 руб. – в качестве целевого финансирования на расчетный счет поступили бюджетные средства;
Д 60 К 51 – 16 520 руб. – оплачена поставщику стоимость приобретаемых станков;
Д 01 К 60 – 14 000 руб. – оприходованы и введены в эксплуатацию станки;
Д 19 К 60 – 2520 руб. – отражена сумма НДС, выделенная поставщиком;
Д 86 К 98 – 14 000 руб. – показан источник приобретения станков (за счет средств целевого финансирования).
Примерная форма приложения, приведенная в Приказе Минфина № 66н – это лишь образец. Организация не обязана строго следовать этой форме.
Вид, состав и объем пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах каждая организация выбирает самостоятельно, отразив это в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Очевидно, что самый простой вариант - это взять за основу форму пояснений, рекомендуемую Минфином. При необходимости в нее можно включить любую дополнительную информацию (ввести в рекомендованные Минфином таблицы дополнительные строки и расшифровки, разработать новые таблицы, дополнить таблицы текстовыми пояснениями и т.п.).
Способ представления информации в пояснительной записке нормативными правовыми документами не установлен. Это означает, что такая информация может быть представлена по усмотрению организации в виде текста, графиков, таблиц, диаграмм. Конкретное содержание, объем и форма пояснительной записки должны быть согласованы с руководством организации.
Как правило, пояснительная записка содержит информацию:
1) об организации, учетной политике и ее изменениях;
2) по отчетным сегментам;
3) об участии в совместной деятельности;
4) о событиях после отчетной даты;
5) о связанных сторонах;
6) прочую информацию.
Информация об организации
В соответствии с п. 31 ПБУ
4/99 в пояснительной записке
- юридический адрес организации;
- основные виды деятельности;
- среднегодовая численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату;
- состав (фамилии и должности)
членов исполнительных и
О размерах фирмы (масштабах бизнеса) отчасти можно судить по величине ее уставного капитала, численности работающих, размерам производственных площадей и других ресурсов. Можно кратко описать производственную структуру организации: ее производства, цеха, службы, а также обособленные подразделения. В случае наличия дочерних и зависимых организаций компании необходимо указать их адреса и названия, направления деятельности.
Пример представления таких сведений в пояснительной записке:
Раздел I. Общие сведения о деятельности фирмы 1.1. Общество с ограниченной ответственностью "Пассив" создано в 1995 г. В отчетном году его участниками являлись граждане России. Уставный капитал общества составляет 150 000 руб. На конец отчетного периода на фирме работало 66 человек. ООО "Пассив" состоит из следующих отделов и служб: - отдел продаж (10 человек); - бригада монтажников (16 человек); - сервисная служба (18 человек); - транспортная служба (10 человек); - финансовая служба (5 человек); - отдел логистики (4 человека). 1.2. Фирма имеет собственную
производственную базу по |