Применение упрощенной формы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть теоретическую основу организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета на предприятиях малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить особенности ведения учета на малых предприятиях;
- выявить формы бухгалтерского учета, применяемые на предприятиях малого бизнеса;
- изучить теоретические основы упрощенной формы бухгалтерского учета;
- рассмотреть порядок применения упрощенной формы бухгалтерского учета на малом предприятии.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по бухгалтерскому учёту и анализу.docx

— 283.61 Кб (Скачать файл)

Если в этом качестве выбраны доходы, то высчитываются, лишь доходные хозяйственные операции. Расходные операции в данном варианте в книге не отражаются вообще.

Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все доходные и расходные хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Причем заносятся данные по всем поступившим доходам и произведенным расходам (графы 4 и 6 книги), из которых затем выделяются доходы и расходы, учитываемые при расчете единого налога (графы 5 и 7 соответственно).

Книгу учета доходов и расходов ведется и заполняется в течение одного календарного года. Её можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде, в последнем случае книга распечатывается и заверяется в конце отчетного года.

При ведении книги в «бумажном» варианте ее листы нумеруются, прошнуровывается и на последнем из них указывается их число в книге. Все это подтверждается подписью руководителя организации и печатью организации. До начала ведения книги она представляется в налоговую инспекцию, где ее заверяют подписью должностного лица инспекции и скрепляют печатью.

Если же книга ведется в электронном виде, то по окончании отчетного (налогового) периода она выводится на бумажные носители. По итогам же налогового периода с выведенными листами книги производятся вышеупомянутые операции:

- брошюровка;

- прошивка;

- нумерация листов.

Организации теряют возможность применять упрощенную систему налогообложения в случае, когда его доход с начала отчетного (налогового) периода превысит 15.000.000 руб. Потеря права на использование упрощенной системы налогообложения или же отказ от ее применения по окончании календарного года повлечет за собой обязанность ведения бухгалтерского учета в обычно установленном порядке.

Таким образом, мы рассмотрели критерии отнесения предприятия к малому бизнесу, особенности ведения учёта на таком предприятии, а также организацию и формы бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса. Ведь правильно выбранная форма бухгалтерского учёта является важнейшим и необходимым условием эффективной работы организации. В следующей главе рассмотрим сущность упрощённой формы бухгалтерского учёта. 

2 УПРОЩЁННАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более ста в месяц), рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Она предусмотрена Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 21 декабря 1998 года №64н.

Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций. Он позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечит контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета может вестись:

1. По простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

2. По форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

 

2.1 Простая форма бухгалтерского учёта

 

Её сущность заключается в том, что регистрация первичной документации, распределение сумм совершенных операций по счетам, которые являются регистром аналитического и синтетического учета, а также определение себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата производятся в одном бухгалтерском регистре – Книге учета хозяйственных операций (ф. №К-1) (см. приложение А).

Форма книги по объему применяемых счетов не фиксирована, каждое малое предприятие самостоятельно определяет необходимое количество счетов, которые используются в учете и показываются в этой книге.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Кроме этого, предприятие для учета расчетов по оплате труда с работниками, по НДФЛ ведет ведомость учета заработной платы по форме №В-8.

Книга (форма №К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство - дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи», с отражением соответственно в графах «Затраты на производство - кредит» и «Реализация - дебет», при этом в графе 3 «Содержание операции» делается запись - «Списаны затраты на производство реализованной продукции».

Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация - кредит», и оборотом по графе «Реализация - дебет».

Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:

1. В графе 3 делается запись «Финансовый результат за месяц»;

2. В графах «Сумма», «Реализация - дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование - кредит» или «Реализация - кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование - дебет» показывается сумма финансового результата за месяц.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета выглядит следующим образом:

1) первичные учетные файлы;

2) ведомость заработной платы;

3) книга учета фактов хозяйственной деятельности;

4) кассовая книга;

5) баланс и отчетность.

 

2.2 Форма учёта с использованием регистров бухгалтерского учёта имущества малого предприятия

 

Упрощенная форма с использованием регистров бухгалтерского учета предназначена для небольших, средних предприятий, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг). Эта форма рекомендуется малым предприятиям, имеющим на балансе собственные основные средства, определенные запасы материалов и ведущим расчет с покупателями и поставщиками с предварительной или последующей оплатой счетов. Данная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в ведомостях. Каждая из них имеет свое предназначение, которое отражено в ее названии.

В качестве учетных регистров применяются восемь ведомостей для учета имущества предприятия и источников его образования и одна шахматная ведомость для обобщения данных этих ведомостей и проверки правильности, произведенных в них записей по счетам бухучета.

Всего для учета применяют девять ведомостей:

- ведомости по учету  основных средств и начисленных  амортизационных отчислений (форма  №В-1) (см. приложение Б);

- ведомость по учету  производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по  ценностям (форма №В-2) (см. приложение В);

- ведомость по учету  затрат на производство (форма  №В-3) (см. приложение Г);

- ведомость по учету  денежных средств и фондов (форма  №В-4) (см. приложение Д);

- ведомость по учету  расчетов и прочих операций (форма  №В-5) (см. приложение Е);

- ведомость (оплата) по учету  реализации, если в учетной политике  закреплен метод реализации «по  оплате» или ведомость (отгрузка) по учету расчетов и прочих  операций, если в учетной политике  закреплен метод реализации «по  отгрузке» (форма №В-6) (см. приложение Ж).

Надо отметить, что малым предприятиям при учете доходов и расходов позволяется не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Они могут использовать кассовый метод учета, что отражается в учетной политике:

- ведомость по учету  расчетов с поставщиками (форма  №В-7) (см. приложение И);

- ведомость по учету  оплаты труда (форма №В-8) (см. приложение К);

- ведомость (шахматная) (форма  №В-9) (см. приложение Л).

Формы ведомостей приведены в приложениях к приказу Минфина России №64н.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов, отраженных в ведомостях, производится в шахматной ведомости по форме №В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Оборотная ведомость, в свою очередь, служит для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Схема документооборота упрощенной формы учета:

1) первичные учетные файлы;

2) ведомости аналитического учета;

3) ведомости синтетического учета;

4) кассовая книга;

5) шахматная ведомость;

6) оборотная ведомость;

7) баланс и отчетность.

Таким образом, в данной главе рассматривается сущность упрощённой формы бухгалтерского учёта, её удобства. В следующей главе рассмотрим применение этой формы бухгалтерского учёта.

 

3 ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЁННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Особенности объектов бухгалтерского учёта на малом предприятии

 

Учёт основных средств и нематериальных активов. Правила формирования в бухгалтерском учёте информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» утверждены приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

Учёт основных средств на предприятиях малого бизнеса ведётся на счёте 01 «Основные средства» - предназначенном для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, в аренде и доверительном управлении.

Планом счетов предусмотрено что для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые в дальнейшем будут приняты к бухгалтерскому учёту в качестве основных средств назначается счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». По основным средствам ПБУ предусмотрено что первоначальная стоимость объектов приобретённых за плату признаются суммы фактических затрат организации на приобретение минус НДС и иные возмещаемые налоги кроме случаев предусмотренных законодательством РФ.

По основным средствам фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление являются (ПБУ 6/01):

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационно-консультационные услуги связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, производимые в связи с приобретением прав на объекты основных средств;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретён объект основных средств.

Информация о работе Применение упрощенной формы бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса в Российской Федерации