Принципы бухгалтерского учета. Задачи и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:00, шпаргалка

Описание работы

БУ - это упорядоченная сис.сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об имуществе, обязательствах, доходах и расходах орг-ии и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хоз.операций с целью активного воздействия на процессы управления орг.
Одной из основных целей БУ явл-ся формирование информации о деят-ти хоз.субъекта и его фин.положении, т.е. фин.результатов этой деятельности, к-е необходимы внутр. и внешн. пользователям б/у.

Файлы: 1 файл

shpora_bukh_uchet.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

Сальдо по сч. 40 м/б как дебетовым, так и кредитовым. Оно показывает производственный результат: экономию (кредитовое с-до) или перерасход (дебетовое с-до). Производственный результат списывается со сч. 40 по каналам исп-ия продукции.

 

  1. Учет процесса продаж (2 модели)

Процесс продаж и реализации – это совок-ть операций, в результате кот. продукция, произведённая орг-ей, передаётся другому п/п (покупателю). Этот процесс явл-ся завершающим в кругообороте хоз.ср-в. Покупатель, принявший продукцию, возмещает её ст-ть по договорной ст-ти. В процессе реал-ии орг-ия также несёт расходы: затраты на тару, упаковку продукции на складе, расх. по доставке её до пункта отправления, расх. по погрузке, комиссионные и иные сборы, уплачиваемые сбытовым и иным посредническим орг-ям, расх. на рекламу и др.

Расходы по продаже продукции присоединыют к ст-ти проданной продукции по Ф с/с, в результате чего опред-ся коммерческая (полная) с/с. Все расх. учитываются на сч. 44 «Расходы на продажу», к-е периодически, по мере реализации продукции, списывают с кредита названного счёта в Дт 90, на к-м формируется фин.результат – прибыль или убыток.

При учёте процесса реал-ии решают задачи:

  1. опред-ие расх. по продажам; - опред-ие коммерческой (полной) с/с товарной продукции; - опред-ие выручки продажам в целом, по видам продукции и каналам реализации; - выделение из выручки НДС и начисл-е его;
  2. опре-ие фин.рез-та от реал-ии.

В БУ принято 2 варианта записей процесса продаж в зависимости от признания выручки.

1 вар. Орг-ия при постановке на учёт проданной продукции формирует выручку от продажи по моменту отгрузки продукции. Моментом продажи и признания выручки явл-ся наличие транспортных документов по тгрузке продукции и и выписка с/ф покупателю.

К сч. 90 открываются субсчета. По субсчетам записи ведутся в течение года в накопительном порядке нарастающим итогом. Ежемесячно, путём сопоставления дебетовых оборотов по этим субсч. с кредитом 90.1 исчисляется фин.результат от продаж (прибыль или уб), к-й списывается заключительными записями месяца со сч. 90..9 на 99. Если получена прибыль – Дт 90.9 Кт 99, если убыток – Дт 99 Кт 90.9. В конце года с/сч 90.9 закрывается внутренними записями сумм по всем открытым с/сч к сч.90. Анал.учёт по сч.90 ведётся по каждому виду проданной продукции, виду работ, услуг.

2 вар. Выручка от продажи продукции определённое время не м/б признана в БУ (при экспорте продукции, при передаче продукции др. орг-ии для продажи на комиссионных началах). В этих обстоятельствах орг-ия указывает в договоре особые условия перехода права собственности на товар. В таком случае отгруженную продукцию покупателям и комиссионерам отражают на сч.45 «Товары отгруженные». Принятые на учёт суммы за продукцию, товары по сч.45 списываются в Дт90 одновр. с признанием выручки от их продажи или при получении извещения комиссионером о продаже продукции.

 

  1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность

БФО – инф-я о фин.положении экон.субъекта на отчетную дату, финн. Результате его деят-ти и движение ден.средств за отчетный период.

ФЗ «О БУ» №402, ПБУ 4/99 « Бух.отчетность (БО) орг-ии», приказ минфина России от 2.07.2010 года №66н «О формах БОв орг-ии».

Отчетность д.удовлетворять требованиям:

  1. Достоверность (инвентаризация)
  2. Полезность (если уместна, сравнима, надежна, своевременна)
  3. Полнота
  4. Существенность
  5. Нейтральность
  6. Последовательность

Форма отчетности обяз-но указывает:

  1. Наименование формы отчетности
  2. Наименование организации
  3. ИНН
  4. Вид деят-ти
  5. ОПФ (орг-прав.форма)
  6. Ед.измерения
  7. Юр.адрес
  8. Дата подписания

Отчетность подписывает рук-ль и главбух. После подписания рук-лем отчетности на бум.носителе она считается составленной.

Орг-ии д.обеспечивать для польз-ля ознакомление с отчетностью путем предоставления доступа к гос. инф. ресурсу. предоставление обяз.формы отчетности органам статистики не позжнее 3х месс. после окончания отчетного периода.

Дата предоставленияя отчетности – день почтового отправления либо день факт.передачи. Дата составления отчетности – последний календарный день отчет. периода. Орг-я хранит отчетность постоянно.

Отчетность составляется:

  1. На русском языке
  2. В валюте РФ
  3. Без десятичных знаков
  4. Не д.б.помарок
  5. Вычитаемый показатель дают в скобках

Состав БФО (кроме кред.и стр.):

  1. Бух.баланс
  2. Отчет о фин.результатах
  3. Отчет об изменении капитала
  4. Отчет о движении ден.средств
  5. Иные приложения к бух.балансу и отчету о фин.рез-ах

 

  1. Бухгалтерский аппарат

Руководитель структуры обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководитель организации вправе:

  1. создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  2. ввести в штат должность бухгалтера;
  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
  4. вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством РФи утвержденной решением руководителя организации.

Для ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией создается бухгалтерия.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Аппарат бухгалтерии занимается ведением учета, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.

Структура бухгалтерского аппарата зависит от организационных форм бухгалтерского учета, условий организации и технологии производства, объема выполняемых учетных работ и уровня автоматизированной обработки учетной информации.

Различают две формы организации БУ:

  1. Децентрализованная - наряду с бухгалтерией, входящей в аппарат управления организацией, предусматривает существование самостоятельных бухгалтерий и в ее подразделениях. При такой форме организации основные функции учета и внутрихозяйственного контроля осуществляют бухгалтерии структурных подразделений организации.
  2. Централизованная - все учетные работы (обработка документов, аналитический и синтетический учет, составление сводного баланса и отчета) сосредоточены в едином учетном органе организации – центральной бухгалтерии.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера — бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся ИП.

Руководитель частной унитарной организации имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

 

  1. Права и обязанности главного бухгалтера

В соотв. с ФЗ «О БУ» главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главбух должен руков-ся ФЗ «О БУ», положением по ведению БУ и БО в РФ, нормативными документами.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Глав.бух. обеспечивает соответствие осуществляемых хоз.операций законод-ву РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Глав.бух-у запрещается принимать к исполнению и оформ-ю документы по операциям, противоречащим закон-ву РФ и нарушающим договорную и финансовую дисциплины.

Должностные права гл.бух.:

  1. Главбух устанавливает служебные обязанности подчинённых ему работников, с тем ч/б каждый из них знал круг своих обязанностей и нёс ответственность за их выполнение.
  2. Требования гл.бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
  3. Назначение, перемещение и увольнение МОЛ (кассиров и др.) производится по согласованию с главбух.
  4. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
  5. За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей гл.бух несёт ответс-ть в соотв-ии с действ-им зак-ом. При освобождении гл.бух прои-ся сдача дел вновь назначенному, в процессе к-й проводится проверка состояния БУ и достоверности отчётных данных с составлением соотв-го акта, утверждённого директором.

 

  1. Учетная политика предприятия

Учётная политика – принятая орг-ей совок-ть способов ведения БУ (первичное наблюдение, ст-ое измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов х/д)

Орг-ии самостоятельно формируют УП, исходя из своей стр-ры, отраслевой принадлежности и др.особенностей деятельности.

УП орг-ии форм-ся гл.бухгалтером орг-и на основании ПБУ 1-2008 «УП орг-ии» и утверждается руководителем орг-ии.

При этом утверждаются:

  1. рабочий план счетов б/у, содержащий синт. и анал.счета, необходимые для ведения б/у в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хоз. деятельности, по к-рым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней б/о;
  3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орг-ции;
  4. методы оценки активов и обязательств;
  5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  6. порядок контроля за хоз.операциями;
  7. другие решения, необходимые для организации б/у.

УП орг-ии д. обеспечивать:

  1. требование полноты – полнота отражения в БУ всех фактов х/д;
  2. тр-ие своевременности – свое-ое отражение фактов х/д в БУ и БО;
  3. тр-ие осмотрительности – большую готовность к признанию в БУ расх. и обязательств, чем возможных дох. и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  4. тр-ие приоритета содержания перед формой – отраж-ие в б/у фактов х/д исходя не столько из их правовой формы, сколькоко из экон-ого содержания фактов и условий хозяйствования;
  5. тр-ие непротиворечивости – тождество данных анал.учёта оборотам и остаткам по счетам синт.учёта на последний календарный день каждого месяца;
  6. тр-ие рациональности – рац-ое ведение БУ, исходя из условий х/д и величины орг-ии.

Принятая организацией учетная политика применяется послед-льно из года в год.

Способы ведения БУ, избранные орг-ей при формир-ии УП, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соотв-его организационно-распорядит.документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделниями орг-ии, вкл. выделенные на отдельный баланс.

Информация о работе Принципы бухгалтерского учета. Задачи и функции бухгалтерского учета