Проблемы и пути снижения кредитных рисков коммерческого банка в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является анализ кредитного риска в коммерческом банке. Выявление слабых мест в методах анализа и управления кредитными рисками, позволяющие их максимально уменьшить. В работе поставлены такие задачи, как выяснить сущность банковских рисков и факторы на них влияющие, принципы и критерии классификаций рисков, показать организацию кредитного процесса на примере КБ «Сибирское О.В.К», выявить факторы, влияющие на риск невозврата ссуды. Предложены пути снижения и возможности управления кредитными рисками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 1. БАНКОВСКИЕ РИСКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. . . . . .
1.1. Сущность банковских рисков и факторы на них влияющие. . . .
1.2. Принципы и критерии классификаций банковских рисков. .
1.3. Кредитный риск коммерческого банка и методы его расчета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4. Анализ финансовых отчетов заемщика. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ НА ПРИМЕРЕ КБ «СИБИРСКОЕ О.В.К.». . . . . . . . . . . . . .
2.1. Организация кредитного процесса КБ «Сибирское О.В.К»
2.2. Этапы выдачи кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Анализ технико-экономического обоснования кредита (ТЭО). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Обеспечение кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Факторы, влияющие на риск невозврата ссуды. . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Возможности управления кредитными рисками коммерческого банка в современных условиях. . . . . . . . . . .
3.2. Пути и способы снижения кредитных рисков в современных условиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Диплом Цыбулькина для Натальи2.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Перечисленные факторы, влияющие на ухудшение хозяйственной  деятельности компании, действуют автономно, независимо от банка. Но банк, зная, где у фирмы возникли слабые места, может и должен дать соответствующие рекомендации, предотвращающие появление несвоевременно погашенных ссуд.

Большое внимание коммерческими  банками уделяется прогнозированию  проблемных кредитов на первой и второй стадиях кредитного процесса, т. е. этапах анализа кредитной заявки и ее исполнения. Банковская практика сформулировала 25 сигнальных флагов, которые помогают в кредитном процессе выявить потенциальные проблемные кредиты.

Сигналы из истории заемщика

Недавняя финансовая несостоятельность заемщика

Расхождения и противоречия в информации о заемщике

Сигналы, касающиеся руководства  и управления заемщика

Заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать

Невысокие моральные  качества руководителя

Борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи – владельцами компании

Частые смены в руководстве

Строптивый, неуравновешенный характер руководителя

Стремление руководства  заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского  работника

Сигналы, отражающие производственную заемщика

Круг поставщиков и  покупателей у заемщика не диверсифицирован

Ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами

Заемщик относится к  той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы

Упрощенное ведение  баланса, т. е. активы и пассивы не детализируются по статьям

Сигналы, относящиеся  к организации кредитования

Заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается  кредит

У заемщика нет ясной  программы погашения ссуды

Отсутствие резервных  источников погашения кредита

Заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения своей цели, на которую предоставлен кредит 

Сигналы, фиксирующие  отклонения от установленных норм

Нарушения в периодичности  предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности

Отклонения от нормы  порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.)

Пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения  кредита; просьба о пролонгации  ссуды

Отклонения  показателей  хозяйственно-финансовой деятельности компании-заемщика от плановых или ожидаемых

Отклонения в системе  учета и контроля заемщика

Эти сигналы настораживают  банк и помогают предотвратить просроченные кредиты либо выявить их возникновение. Если банк идентифицировал сомнительные кредиты, какими должны быть его дальнейшие шаги? Банк принимает программу действий, направленную на погашение кредитов. В большинстве случаев заемщик еще не потерял способность отвечать по своим обязательствам. В этой ситуации банк рассматривает вопрос об изменении условий кредитного соглашения. Новые условия затрагивают график погашения кредита, касаются организации взаимных и согласованных действий банка и заемщика, цели которых – ликвидация проблемных кредитов. Банк может взять на себя функции контролера за движением оборотных средств компании - заемщика или консультанта в процессе принятия фирмой управленческих решений. В случаях, когда заемщик исчерпал все возможности для погашения ссуды и заключение нового кредитного соглашения неэффективно, банк вынужден прибегнуть к передаче дел в суд.

В самом конце заключения эксперт делает вывод о возможности  кредитования.

Что касается ЧП, ему был  выдан кредит. Исходя из проведенного анализа, экспертом КБ «Сибирского  О.В.К» были рассмотрены все стороны  данного кредитного дела, из которого ясно, что кредитные риски сведены к минимуму. Приложение 8.

 

 

 

 

ГЛАВА 3  ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

3.1. Возможности управления кредитными  рисками коммерческого банка в современных условиях.

 

Управление рисками  не представляет собой набора формальных действий, которые осуществляются в  некоем вакууме. Работая вместе с  руководством, работник, готовящий  оценку, пытается определить риск, минимизировать и смягчить потери, где это возможно. Оценка успеха связана с осуществлением именно этих задач.

При правильном осуществлении, оценка процесса представляет собой  подтвержденное исследованиями обоснованное указание на состояние и результативность направленного осуществления управления рисками.

До недавнего времени  управление рисками не имело особого  значения для банков. Процентные ставки фиксировались монетарными властями, структура финансовых инструментов часто устанавливалась заранее, финансовые рынки отличались малой  глубиной и степенью активности, банкам не разрешалось вести операции в иностранной валюте, планирование было очень поверхностным и относительным, т.к. банки обладали ограниченной автономностью, а национальные стандарты учета не требовали той степени раскрытия информации, которая позволила бы оценить прибыльность или достаточность капитала.

Сейчас на многих рынках положение меняется, в некоторых  случаях довольно резко, что потребовало  срочного усиления управления финансами  и рисками банков, функционирующих  на этих рынках. Необходимо укрепить несколько областей: финансовую информацию нужно сделать более доступной, нужно развивать финансовую политику, финансовые навыки, в особенности в управлении активами и обязательствами, обязательствами и портфелями, необходимо создать процесс управления активами и обязательствами, улучшить организационную структуру, четко распределить обязанности по финансовому управлению и повысить эффективность контроля.

Управление финансами  в значительной степени фокусируется на управлении риском. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми банковскими рисками, она играет центральную роль в определении объема, отслеживания и планирования эффективного управления риском.

Управление активами, связанными с рисками и контроль. Активы, связанные с рисками, как они характеризуются в банковском регулировании, обычно не включают денежные средства и ближайшие заменители денег, такие как банковские векселя, высоконадежные ценные бумаги и золото. Активы, связанные с риском обычно составляют большую часть всех активов.

Приобретение таких  активов и управление ими является основой управленческого процесса в банке, потому что именно эти  активы и обеспечивают основную долю доходов банка. Стратегические планы  в отношении этих активов должны оценивать существующие и потенциальные рынки, стратегию и качество портфеля.

К вопросу о страховании  депозитов

Что касается банковских депозитов, сейчас в стране рассматриваются  методы страхования банковских депозитов.

Центральный Банк  России признал необходимость принятия Закона об обязательном страховании банковских вкладов  граждан.  Такой Закон сможет не только удержать вклады населения в банках (а они составляют около четверти от общих  ресурсов банковской системы),  но сыграет существенную роль в привлечении новых вкладчиков (потенциально богатый внутренний  инвестиционный источник).

Введение обязательного  страхования вкладов частных  лиц в банковских учреждениях  России позволит заложить основы социального  согласия в нашем обществе и даст прецедент введения обязательного страхования ориентированного на долгосрочное развитие и совершенствование.  Банковской системе страны будет дан новый импульс стабильного и неограниченного потенциального развития.

В помощь банкам даже Центробанк РФ намерен осуществлять мониторинг кредитоспособности и финансового состояния промышленных предприятий.

Следующее рассмотрение Закона об обязательном страховании  банковских  вкладов граждан будет 4 июля 2003 года

В качестве  других шагов  реформирования банковского сектора страны рассматриваются предоставление гарантий сохранности депозитов в коммерческих банках, осуществление контроля за правильностью ведения банковских счетов, а также отстранение от ведения дел банковских работников с сомнительной репутацией.

В числе факторов, определяющих слабость существующих финансовых институтов, следует назвать ограниченные возможности контроля (инспекции на местах и внешние проверки), а также уровень, до которого центральные банки способны выполнять эту функцию в отношении большого числа мелких банков.

Финансовой отчетности уделяется внимание, поскольку прежние  ее формы можно рассматривать  как малоэффективные по следующим  признакам:

неадекватная классификация  займов, нормы приращения процентов  и пролонгация  кредитов превышали показатели по качеству и размерам активов и размывали   очертания потенциальных проблем ликвидности;

резервы по покрытию кредитных  потерь обеспечивались лишь в ряде случаев и  превышали размер доходов  и капитала;

анализ финансового  риска был неточным, скрывал технические аспекты неплатежеспособности банка;

 размер минимального  капитала и стандарты по адекватности  капитала не были приведены  в соответствие с критериями  здорового функционирования банковского   сектора. 

 Принимая во внимание  эти данные, вряд ли можно было ожидать, что число профессионалов по отчетности и аудиту, которые могли бы осуществлять необходимый коммерческий менеджмент, окажется достаточным. В качестве решения проблемы предлагается сокращение числа банков посредством ужесточения правил лицензирования кредитных институтов.

Дело в том, что хотя небольшой капитал и простая  процедура лицензирования поощряют частных лиц к действию, возрастающий риск малоэффективного управления и  нерациональная кредитная политика могут подорвать стабильность банковского сектора. Жесткий альтернативный подход к лицензированию и высоким требованиям к минимальному капиталу может привести к накоплению критической массы в банках и обеспечить большую вероятность долгосрочной стабильности, однако, при этом возникают барьеры на пути формирования сектора мелких частных банков, способных удовлетворить потребности частного сектора.

Эффективность финансового  сектора зависит от должного функционирования соответствующих институтов. Центральные  банки получают для их создания техническую помощь и хорошо подготовленные кадры, например, для совершенствования инфраструктуры регулирования и расширения возможностей мониторинга; одновременно они работают над улучшением качества информационных потоков, систем платежей и реорганизацией для более эффективного использования капитала.

Для решения задач  в сфере владение-менеджмент часто  привлекаются независимые эксперты, работающие в регулирующих организациях. В ряде случаев вводятся рамки  на инвестиции в ценных бумагах, ограничивающие концентрацию влияния того или иного агента.

Имеют место ограничения  по кредитам для держателей ценных бумаг, призванные повысить автономность банка и перевести в плоскость  практического применения критерии (в большей степени ориентированные  на рынок) для принятия верных решений по кредитам и инвестициям. Данные изменения в корпоративном управлении банками не являются самодостаточными, но при этом рассматриваются как жизненно важные вехи переходного периода и одно из средств совершенствования моделей управления банками, которые сложились до переходного этапа.

Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками является ключевым требованием  ко всем организациям по контролю за деятельностью  банков и должна быть завершена в  кратчайшие сроки.

Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:

недостаточное число  квалифицированных контролеров, способных  проводить  инспекции на местах и  внешний мониторинг;

 малоэффективные информационные  системы, задерживающие внешний  контроль в период ограниченных возможностей. В числе недостатков информационных систем называют низкие качество и оперативность, а также отсутствие "горячих  данных" и систем "раннего предупреждения". Кроме того, финансовая информация часто не отвечает необходимым требованиям для проведения внешних инспекций.

При этом возможности  имеющихся аудиторских структур, призванных восполнять  такие пробелы  либо недоступны, либо слишком дороги;

    контролеры  часто не имеют полномочий, необходимых  для решения того или иного   вопроса, поскольку крупнейшие банки все еще находятся в государственном владении. Меры, которые могут рассматриваться как "логичные" в финансовом и операционном отношении, не всегда одобряются и выполняются старшими     менеджерами;

    контроль за  деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных вопросах (например, ликвидность), при отсутствии долгосрочных подходов к управлению   рисками.

    В программах  реформ практически всех стран  с переходной экономикой поддерживаются  меры по обучению и технической помощи, направленные на увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности), и, наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен информационными потоками.

Информация о работе Проблемы и пути снижения кредитных рисков коммерческого банка в современных условиях