Процедуры судебно-бухгалтерской экспертизы и их применение в экспертном исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Термин “экспертиза” происходит от латинского “ехpertus”, что означает “опытный”, “сведущий”. Когда говорят об экспертизе, то имеют в виду исследование, проводимое сведущим лицом (экспертом) для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, опытных, профессиональных) познаний.

Содержание работы

I. Теоретические положения бухгалтерской экспертизы 3
1. Процедуры судебно-бухгалтерской экспертизы и их применение в экспертном исследовании. 3
2. Правовое положение эксперта-бухгалтера 10
II. Практическая часть. 15
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ СБЭ МОЯ.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Воронежский филиал 
 
 
 
 
 

Контрольная РАБОТА

по  дисциплине «Судебно-бухгалтерская  экспертиза» 
 
 
 

Воронеж

2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

I. Теоретические положения бухгалтерской экспертизы 

1. Процедуры судебно-бухгалтерской  экспертизы и их  применение в экспертном  исследовании.

    Термин  “экспертиза” происходит от латинского “ехpertus”, что означает “опытный”, “сведущий”. Когда говорят об экспертизе, то имеют в виду исследование, проводимое сведущим лицом (экспертом) для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, опытных, профессиональных) познаний.

    Задачи  судебно-бухгалтерской экспертизы можно подразделить на четыре группы. К первой группе относится установление обоснованности оприходования и списания материальных ценностей и денежных средств. Ко второй группе относится установление наличия или отсутствия материальных ценностей и денежных средств. К третьей группе относится определение правильности ведения бухгалтерского учета, отчетности и организации контроля. К четвертой группе относится установление круга лиц, в ведении которых находились материальные ценности и денежные средства, а также ответственных лиц за нарушение правил ведения учета и контроля.

    Основаниями производства судебно-экономической  экспертизы являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего  дознание, следователя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего постановления или определения.

    Процедура (методика) проведения исследований в  рамках судебно-бухгалтерской экспертизы, по мнению многих авторов, рассматривающих  эту проблему, представляет собой совокупность приемов и способов, применяемых экспертом – экономистом при исследовании элементов предмета экспертизы.

    Методика  проведения экспертизы включает в себя следующие последовательно выполняемые  действия:

  1. ознакомление со всеми материалами дела, представленными для производства экспертизы;
  2. анализ достаточности объектов исследования  
    (материалов дела), предоставленным лицом, назначившим экспертизу для разрешения поставленных вопросов и выдачи заключения;
  3. выяснение возможности выдачи полного и обоснованного заключения по поставленным вопросам, определение степени категоричности выводов;
  4. рассмотрения экономического содержания хозяйственных операций, сведения о которых содержатся в представленных материалах;
  5. установление фактического выполнения исследуемыми лицами положений соответствующих отраслей законодательства;
  6. исследование и разрешение вопросов;
  7. составление заключения.

    Экспертиза  в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев судебно-экономическая экспертиза назначается именно следователем.

    Согласно  ст. 69 УПК заключение эксперта является доказательством, а экспертиза — процессуальным действием по его получению. Имеющиеся в деле акты, справки, заключения о результатах ведомственного исследования какого-либо обстоятельства, именуемые экспертизой (например, о недостаче ТМЦ и т.п.), хотя бы и полученные по запросу органов следствия или суда, но не отвечающие требованиям правил проведения судебно-экономической экспертизы, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

    Наиболее  существенными основаниями для назначения судебной бухгалтерской экспертизы являются:

- необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных познаний эксперта-экономиста;

- недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом ревизии и другими материалами дела, противоречий в выводах ревизоров при проведении первоначальной, повторной или дополнительной ревизий;

- обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-экономической экспертизы;

- заключение экспертов других специальностей о необходимости проведения судебно-экономической экспертизы.

    Назначение  судебно-экономической экспертизы в соответствии со ст. 79 УПК не является обязательным и отнесено на усмотрение следователя.

    После принятия решения о проведении экспертизы следователь оценивает с точки  зрения достаточности и полноты  материалы дела и собирает для  экспертизы дополнительные данные, без  которых ее проведение невозможно. Собранный материал анализируется следователем и только после этого выносится постановление о назначении судебно-экономической экспертизы, в котором перечисляются вопросы, подлежащие разрешению экспертом. Следователь и суд не должны допускать постановку перед экспертом правовых вопросов, не входящих в его компетенцию (например, имело ли место хищение, недостача, кто виновен в растрате и т.п.). Материалы, необходимые эксперту-экономисту по каждому конкретному делу, устанавливает следователь. Однако представление дополнительных материалов может осуществляться и после назначения экспертизы, если об этом ходатайствует эксперт.

    Процессуальным  актом, реализующим это решение, является постановление следователя  о назначении экспертизы. Способы  производства экспертизы определяются, как правило, экспертом. Однако следователь правомочен исходя из обстоятельств дела указать в постановлении на необходимость определенного способа исследования (например, встречной проверки документов).

    Предварительное следствие должно быть закончено в соответствии со ст. 133 УПК не позднее чем в двухмесячный срок. Поэтому если объем экспертной работы велик, то для ускорения проведения экспертизы по инициативе следователя или руководителя экспертного учреждения к экспертизе привлекаются несколько экспертов одной специальности.

    Поскольку судебная экспертиза чаще всего проводится вне суда (т.е. не в зале судебного  заседания), то при ее назначении в  стадии судебного разбирательства  возникает необходимость предоставить эксперту время на специальное исследование. Поэтому в ГПК предусмотрено право суда приостановить производство по делу в случае назначения экспертизы (п. 5 ст. 215 ГПК). Определение о приостановлении производства выносится судом по ходатайству заинтересованных лиц либо по своей инициативе.

    На  необходимость комиссионной или  комплексной экспертизы указывается  в постановлении (определении) о  назначении экспертизы. Руководитель экспертного учреждения вправе дать указание о проведении комиссионной или комплексной экспертизы по своей  инициативе или по инициативе эксперта. Эксперт, производящий экспертизу вне экспертного учреждения, придя к выводу о необходимости комиссионной или комплексной экспертизы, ставит об этом вопрос перед следователем (судом) в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

    При производстве экспертизы в судебно-экспертном учреждении руководитель экспертного учреждения, получив постановление следователя об экспертизе, обязан поручить ее производство одному или нескольким экспертам. Согласно ст. 78 УПК вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний последнего. Кроме того, руководитель экспертного учреждения проверяет соответствие задания требованиям закона и оформляет проведение экспертизы в виде задания.

    На  основании поручения следователя руководитель экспертного учреждения разъясняет экспертам права и обязанности, они предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения и за дачу заведомо ложного заключения.

    В соответствии со ст. 189 УПК, если экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь после вынесения постановления о назначении экспертизы вызывает к себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта.

    Следователь вручает эксперту постановление  о назначении экспертизы, разъясняет эксперту права и обязанности, предусмотренные  ст. 82 УПК и предупреждает его об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения. О выполнении этих действий следователь делает отметку в постановлении о назначении экспертизы, которая удостоверяется подписью эксперта.

    При отсутствии ходатайств либо после разрешения их и установленном порядке эксперту предоставляются необходимые материалы  дела, и он приступает к исследованию. Объем предоставляемых эксперту материалов, направление расследования  определяется следователем. Он может по своей инициативе предоставить эксперту дополнительные материалы, поставить перед экспертом новые дополнительные вопросы и исключить ранее поставленные.

    При этом рекомендуется избегать ознакомления экспертов с материалами, как  негативно характеризующими личность обвиняемых, так и прочими обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к предмету экспертизы. Эксперту также не следует высказывать предположений, которые могут не подтвердиться в процессе исследования, но влияют на принимаемые решения следователя до получения им заключения экспертизы.

    Эксперт может работать с материалами  дела в помещении, предоставленном  ему следователем. При производстве экспертизы в экспертном учреждении эксперт работает с документами  на своем рабочем месте. С разрешения следователя допускается часть исследований производить в организациях, имеющих отношение к изучаемым обстоятельствам.

    Руководитель  экспертного учреждения в течение  пяти суток должен сообщить о нарушениях в оформлении представленных на экспертизу материалов назначившему ее органу. Если этим органом не принимаются необходимые меры для устранения недостатков, руководитель экспертного учреждения имеет право вернуть материалы без исполнения вместе с сообщением о невозможности дачи заключения.

    Согласно  действующей Инструкции сроки производства экспертиз устанавливаются руководителем  экспертного учреждения (структурного подразделения) в пределах 20 дней после  предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное  ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Если экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность лицо (орган), назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.

    Руководитель  экспертного учреждения обязан контролировать качество и сроки проведения экспертизы. По завершении экспертизы руководитель экспертного учреждения проверяет  обоснованность выводов, полноту исследования, правильность оформления заключения и направляет материалы в назначивший экспертизу орган. Заключение экспертизы представляется следователю в отпечатанном виде и оговоренном заранее количестве экземпляров. В соответствии со ст. 193 УПК следователь, получив заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дать заключение), обязан предъявить его для ознакомления обвиняемому, который вправе дать свои объяснения и заявить возражения по существу заключения, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы.

    Главная особенность постановлений о  назначении дополнительной и повторной  экспертиз в том, что в них  подробно излагаются причины, обусловившие необходимость назначения и проведения последних. Подробно указывается, в  чем неясность или неполнота  заключения первичной экспертизы, в результате каких обстоятельств возникли дополнительные вопросы, поставленные на рассмотрение эксперту, и появились сомнения в правильности предыдущего заключения эксперта.

Информация о работе Процедуры судебно-бухгалтерской экспертизы и их применение в экспертном исследовании