Профессия бухгалтера – взгляд выпускников вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:17, научная работа

Описание работы

Как следствие меняется отношение к профессии бухгалтера. В нынешних условиях, бухгалтер должен не просто фиксировать эпизоды хозяйственной деятельности, он обязан стать хозяйственником высокого класса способным решать и оценивать факты хозяйственной жизни предприятия, уметь предлагать варианты выхода из труднейших финансовых ситуаций руководителю. На практике быть вторым человеком на предприятии.
Актуальность темы обусловлена тем, что при быстром развитии рыночных отношений повышается интерес к высококвалифицированных работникам, в частности профессии бухгалтера.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1. СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ «БУХГАЛТЕР» В РОССИИ (СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП)………………………………………………………………………...…5
1.1 Развитие профессии бухгалтера в России………………………………………….5
1.2 Эволюция требований, предъявляемых к бухгалтеру …………………………….6
1.3 Бухгалтерская профессия и профессиональная этика …………………..……….11
2. Результаты исследования мнений студентов НГИЭИ о профессии бухгалтера………………………………………………………………………………….15
Выводы и предложения ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы ………………………………………….22
Приложения …….………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Научная работа проверка 1.docx

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Вторая  цель – изменить менталитет бухгалтера. Менталитет бухгалтера, сложившийся в советский период, формировался на протяжении многих лет, и трудно надеяться, что существующее поколение бухгалтеров сумеет полностью преодолеть его последствия. В планово – регулируемой экономике бухгалтер осуществлял функции государственного контролера, был полпредом государства на предприятии. Он обязан был следить за правильным и скрупулезным выполнением всех предписаний государства по ведению бухгалтерского учета в организации. Основной задачей главного бухгалтера было представить отчетность по утвержденным государством формам во все заранее определенные инстанции. Отчетность предприятия использовалась, в основном, для управления предприятиями страны на макроуровне. Она поступала в министерства и ведомства для управления организациями на отраслевом уровне, а в Госплан, Госкомстат, Министерство финансов и т.п. для управления на региональном и государственном уровнях. Бухгалтерская информация для целей управления на уровне предприятий, несмотря на многочисленные попытки, использовалась недостаточно. Для этих целей на предприятиях велся оперативный (оперативно – технический) учет. Существовал двойной стандарт: бухгалтерская отчетность должна была показать положение на предприятии в наилучшем (положительном) свете; оперативный учет должен был обеспечить информацией все службы предприятия для текущего управления предприятием. От того, как в отчетности показывались показатели выполнения плана, зависели премиальные, выплачиваемые руководителем предприятия по итогам отчетных периодов. Чем лучше бухгалтер мог «сделать» отчетность, тем он больше ценился. Кстати, автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП), которые активно разрабатывались в 70-е годы, плохо внедрялись, в том числе из-за расхождений бухгалтерской и оперативно – технической информации. Единая первичная документация, используемая в АСУП для различных функциональных подсистем, в том числе для подсистем «Бухгалтерский учет», не позволяла приукрашивать отчетность предприятия.

Положение главного бухгалтера в организации  было двойственное. У него было двойное подчинение. С одной стороны, он был  в организации государственным  контролером, с другой – подчинялся директору. Директор организации мог  назначить и снять главного бухгалтера только по согласованию с вышестоящей инстанцией (министерством или ведомством). Все финансовые документы, договоры и т.п. были действительными только при наличии подписи директора и главного бухгалтера организации. Существовала целая процедура утверждения документов, когда были расхождения во взглядах директора и главного бухгалтера. В то же время главный бухгалтер был членом коллектива, и от его решения зависело не только материальное благополучие дирекции предприятия и всего коллектива, но и его личное благополучие. При хороших показателях отчетности главный бухгалтер, как и вся дирекция, получал премиальные. Главный бухгалтер в организации пользовался всеми благами, которые могли быть получены (предоставление квартир, дач, земельных участков, путевок и т.п.).

Таким образом, главный бухгалтер организации  оказался, образно говоря, между  молотом и наковальней. Это и  определило рождение бухгалтера нового советского образца. Отсюда безынициативность  и бездумное исполнение предписаний (инструкций, указаний и т.п.), поступающих от вышестоящих органов. Одна из основных задач главного бухгалтера и его аппарата – обеспечение сохранности собственности – постоянно контролировалась контрольно – ревизионным аппаратом отраслевого министерства или Министерства финансов РФ. Этот же аппарат контролировал безусловное исполнение инструкций и указаний вышестоящих органов. Любые отклонения от них, даже рационализаторские, не приветствовались. Большинство бухгалтеров организаций не имели представления, для каких целей формировались показатели отчетности и как они использовались. В то же время жизнь организации и дирекция зачастую требовали от главного бухгалтера выполнения операций, не предусмотренных инструкциями или вопреки существующим указаниям. Отказ от их выполнения ставил бухгалтера вне коллектива и вызывал множество конфликтных ситуаций.

Многие главные бухгалтеры пытались решить проблемы предприятия вопреки указаниям вышестоящих органов. Зачастую главные бухгалтеры сознательно или бессознательно покрывали хищения социальной собственности. В 40 - 50-х годах прошлого столетия в 50% уголовных дел к ответственности привлекались главные бухгалтеры предприятий. Такая безысходность и невозможность предотвратить негативные последствия принятия решений вынуждали многих главных бухгалтеров высшей квалификации уходить из профессии. И если до революции профессия главного бухгалтера почиталась, он был один из самых высокооплачиваемых и уважаемых людей на предприятии, то после революции (особенно после Великой Отечественной войны) профессия бухгалтера превратилась в самую непопулярную и малооплачиваемую. Слово «бухгалтер» стало нарицательным и воплощало самое худшее в чиновничьем аппарате. В Советском Союзе бухгалтерская профессия стала, в основном, женской. До 90 % главных бухгалтеров предприятий были практиками и имели среднее образование или были без образования.

Перестройка экономики на рыночные отношения и принятие государством ориентира на Международные стандарты финансовой отчетности потребовали возрождения бухгалтерской профессии. В новых условиях главный бухгалтер на предприятии стал одним из ведущих специалистов. От него зависит финансовое благополучие предприятия. Он представляет предприятие в налоговых и других фискальных органах государства. Правильно составленная финансовая отчетность организации является основой для привлечения инвестиций и кредитов. От уровня знаний главного бухгалтера зачастую зависит благополучие организации, в том числе величина налогового бремени.

За 20 лет перестройки коренным образом изменилось отношение к бухгалтерской профессии, как в организациях, так и в обществе в целом. Сегодня главный бухгалтер в организации занимает одно из ведущих положений, а факультеты по подготовке бухгалтерских кадров становятся наиболее популярными. В то же время сложившийся за 70 лет советской власти менталитет бухгалтера остался неизменным. Он по-прежнему ждет указаний сверху, неукоснительно подчиняется всем (даже противозаконным) предписаниям фискальных и других органов. Однако сегодня полностью изменился стиль написания положений по бухгалтерскому учету. Если раньше инструктивные материалы были лаконичны и носили предписывающий характер, то сейчас положения по бухгалтерскому учету пытаются донести не букву, а дух закона. Отсюда некоторая расплывчатость и их описательный характер. Все это требует от бухгалтера не слепо выполнять, а понять смысл заложенных в положении по бухгалтерскому учету решений и интерпретировать их выполнение в соответствии с заложенным в них духом.

Третья  цель аттестации профессиональных бухгалтеров  состоит в определении квалификационных требований, предъявляемых к главному бухгалтеру, и отбору тех из них, которые им соответствуют, т. е. проведение мероприятий по повышению квалификации и переаттестации бухгалтеров, давая им звание «профессиональный бухгалтер» [4].

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус «профессиональный бухгалтер». Профессиональные  бухгалтеры по-разному называются в  разных странах, например в Англии - чартерные, во Франции - эксперты - бухгалтеры. В России до революции существовали присяжные бухгалтеры. Суть же этих названий одна: подтверждение своей компетенции, дающее право бухгалтеру заниматься своей профессией и гарантирующее акционерам, руководству предприятий и в конечном итоге государству квалифицированное применение законодательства на практике.

Во времена существования  Советского Союза в планово – регулируемой экономике повышением квалификации бухгалтеров занимались министерства и ведомства. Они доводили до предприятий все новые нормативные акты, толковали их, постоянно проводили курсы повышения квалификации. Существовала также и достаточно жесткая система контроля над правильностью применения нормативных документов на практике.

В настоящее время принятая в Советском Союзе система  повышения квалификации бухгалтеров практически распалась. Вместе с тем происходящие в стране кардинальные изменения в экономике, постоянное обновление законодательства требуют от бухгалтера постоянного повышения квалификации. Эти функции взяла на себя система аттестации бухгалтеров.

Основная цель повышения  квалификации профессиональных бухгалтеров – «обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить», поэтому профессиональный бухгалтер обязан «поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков». Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру разбираться в экономических процессах, применять новые методы в своей работе, а также выполнять возложенные на него обязанности с учетом предъявляемых к ним требований [5].

Вместе с тем основы современной профессии «бухгалтер»  закладываются в учебном заведении среднего или высшего образования, учебных центрах и требования к профессии заложены в образовательных стандартах.

 

1.3 Бухгалтерская профессия и профессиональная этика

 

В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, профессия  бухгалтера стала довольно престижной и сравнительно высокооплачиваемой. Министерство образования Российской Федерации с учетом международных нормативов разработало государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования, в том числе и по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», бакалавриата «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и магистратуры.

Образовательный стандарт данных направлений включает в себя четыре цикла дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных. Изучению специальных дисциплин уделено особое внимание, предусмотрено наибольшее количество часов, что позволяет детально изучить бухгалтерский учет (в организациях, коммерческих банках, бюджетных организациях, организациях внешнеэкономической деятельности), экономический анализ, аудит, налогообложение, финансы предприятия, автоматизированные информационные технологии в бухгалтерском учете, а также посвятить достаточно времени экономике, праву, математике, статистике, управлению, науке о поведении [7].

Специалист (бакалавр) - бухгалтер должен уметь использовать экономико-математические методы, модели и современные технические средства управления: проводить научные исследования по профилю специальности; обрабатывать и анализировать полученные результаты; владеть рациональными приемами поиска и использования экономической информации. Глубокое познание профессиональных дисциплин в сочетании с практическими навыками обеспечивает высокую квалификацию бухгалтера. Опытный бухгалтер всегда сможет успешно работать в должности экономиста, аналитика, банкира и финансиста.

Всего можно выделить четыре направлении:

  1. Управленческий, финансовый и налоговый учет. Бухгалтер работает по найму в организациях различных форм собственности, банках, финансовых органах и организациях внешнеэкономической деятельности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности организации он оказывает значительное влияние на ее финансовые результаты, предотвращает отрицательные явления хозяйственной деятельности, организаций, выявляет внутрихозяйственные резервы, обеспечивает финансовую устойчивость организации.

Бухгалтер по управленческому, финансовому и налоговому учету  обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области  бухгалтерского учета и аудита, анализа, налогообложения, финансово-банковской деятельности и гражданского права, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета. Он может подтверждать свою профессиональную компетентность и подготовку путем прохождения аттестации на получение квалификации профессионального бухгалтера по управленческому и финансовому учету.

  1. Независимая бухгалтерская деятельность. Бухгалтер не работает в какой-либо организации или в учреждении, а предоставляет им свои профессиональные услуги платно. К этой категории в основном относите: бухгалтеры-аудиторы, оказывающие платные услуги по проведению аудиторских проверок, налогообложению, консультирующие по управленческому и финансовому учету и т.д. Престиж аудитора очень высок, однако чтобы заняться аудиторской деятельностью, необходимо получить аттестат или лицензию (индивидуальную) путем сдачи письменных и устных экзаменов и иметь опыт практической работы.
  2. Бюджетный учет. Бухгалтер по найму работает в правительственных учреждениях всех уровней, общественных и добровольных организациях, высших и средних учебных заведениях, больницах, школах и других бюджетных организациях. Он занимается ведением бухгалтерского учета и ее составлением отчетности, контролирует законность и эффективность использования бюджетных и общественных средств.
  3. Педагогическая деятельность. Подготовка бухгалтеров – творческая почетная деятельность, которая может идти по трем направлениям:
  • в школах и на краткосрочных курсах. Здесь работают преподаватели, окончившие высшее учебное заведение по специальности, а также специалисты с опытом работы и со средним специальным образованием.

Информация о работе Профессия бухгалтера – взгляд выпускников вузов