Профессия бухгалтера – взгляд выпускников вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:17, научная работа

Описание работы

Как следствие меняется отношение к профессии бухгалтера. В нынешних условиях, бухгалтер должен не просто фиксировать эпизоды хозяйственной деятельности, он обязан стать хозяйственником высокого класса способным решать и оценивать факты хозяйственной жизни предприятия, уметь предлагать варианты выхода из труднейших финансовых ситуаций руководителю. На практике быть вторым человеком на предприятии.
Актуальность темы обусловлена тем, что при быстром развитии рыночных отношений повышается интерес к высококвалифицированных работникам, в частности профессии бухгалтера.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1. СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ «БУХГАЛТЕР» В РОССИИ (СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП)………………………………………………………………………...…5
1.1 Развитие профессии бухгалтера в России………………………………………….5
1.2 Эволюция требований, предъявляемых к бухгалтеру …………………………….6
1.3 Бухгалтерская профессия и профессиональная этика …………………..……….11
2. Результаты исследования мнений студентов НГИЭИ о профессии бухгалтера………………………………………………………………………………….15
Выводы и предложения ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы ………………………………………….22
Приложения …….………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Научная работа проверка 1.docx

— 175.00 Кб (Скачать файл)
  • в колледжах и техникумах. Здесь могут работать преподаватели, окончившие университеты и институты по специальности, профессиональные бухгалтеры и аудиторы, а также преподаватели с ученой степенью кандидата наук.
  • в университетах и институтах. Здесь, как правило, преподают люди, имеющие ученую степень кандидата или доктора по специальности. Таким образом, бухгалтерская специальность стала творческой, интересной и престижной [5].

Еще за учебной партой происходит знакомство будущего представителя  профессии с одним из самых главных документов в соответствие, с которым должен работать любой бухгалтер: Кодекс профессиональной этики бухгалтеров.

Таким кодексом давно уже  пользуются ведущие профессиональные объединения бухгалтеров США, Великобритании, Австралии и других стран. Так, в  кодексе профессиональной этики Американского института присяжных бухгалтеров закреплены следующие моральные нормы:

  • объективность и независимость членов организации при выполнении служебных обязанностей;
  • запрещение покровительства, использующего принуждение, превышение полномочий и недобросовестную рекламу;
  • разрешение консультаций, предполагающих личные умения;
  • запрещение участвовать в комиссионной продаже, кроме отдельных видов деятельности (например, компьютерные услуги и услуги, связанные с обработкой данных);
  • категорическое запрещение совместительства и вымогательства. Они рассматриваются как грубое нарушение профессиональной этики;
  • обязательная ориентация бухгалтера на общечеловеческие моральные правила и нравственные нормы в своих поступках и решениях, на жизнь и работу по совести, воспитание в себе таких качеств, как объективность, независимость, компетентность и честность [6].

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России был разработан и утвержден Решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России Протокол N 09/-07 от 26.09.2007 г. и измененный в связи с принятием нового ФЗ «О Бухгалтерском учете» Решением Президентского совета НП «Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» Протокол N 12/12от 12.12.2012 г именно он определяет основные принципы поведения бухгалтера (приложение 1). В соответствие, с которыми бухгалтер обязан объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты по вопросам, входящим в его компетенцию. Он не должен допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны отражались на результатах его деятельности. Независимость предполагает способность бухгалтера действовать честно и объективно: отражать действительное положение дел предприятий независимо от каких-либо условий; вести бухгалтерский учет и формировать финансовые результаты, опираясь только на законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Компетентность и честность  в работе – основа успеха в профессиональной деятельности бухгалтера. Если бухгалтер чувствует, что некомпетентен в тех или иных вопросах, то он обязан честно сказать об этом руководству организации и пригласить для оказания помощи в работе более компетентного специалиста. Дело чести каждого бухгалтера внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные бухгалтерские стандарты, поддерживать высокий уровень своих знаний, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство [3].

Рассмотрев процесс эволюции требований к профессии «бухгалтер»  с позиции государства и предпринимателей (организаций) остается еще один аспект, а как относятся к исследуемой профессии, будущие ее представители – выпускники ВУЗов.

 

2. Результаты исследования мнений  студентов НГИЭИ

о профессии бухгалтера

Исследование мнений о  профессии «бухгалтер» было проведено путем анкетирование студентов очной формы обучения следующих специальностей: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет», бакалавров 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ГБОУ ВПО НГИЭИ. Анкета представлена в приложении 2. На основании данного анкетирования были выявлены следующие результаты.

На вопрос 1. «Какую учебную дисциплину, кроме бухгалтерского учета, должен знать бухгалтер?» респонденты представили следующие ответы, отображенные на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 –Учебная дисциплина, сопряженная с бухгалтерским учетом

 

По мнению респондентов, бухгалтеру нужно уделять внимание таким дисциплинам как: «Экономический анализ» - 19%, «Экономика» - 14%, «Финансы» и «Аудит».

На второй вопрос о личных качествах бухгалтера, респонденты ответили следующим образом, данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Личные качества бухгалтера

По мнению респондентов, бухгалтер должен обладать такими личными качествами как «Терпение» - 35%, «Внимательность» - 20%, «Спокойствие» - 15%, однако уровень образования составляет, всего 5 %.

На второй вопрос о профессиональных навыках бухгалтера, респонденты  ответили следующие образом, ответы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Профессиональные навыки бухгалтера

На четвертый вопрос о размере заработной платы бухгалтера, респонденты ответили следующим образом, ответы представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Размер заработной платы бухгалтера

По данным опроса, следует, что размеры заработной платы, ожидаемые, выпускниками несколько завышены. Наибольшее количество респондентов (75 %) считают, что заработная плата профессионального бухгалтера должна составляет от 20 000 до 30 000 руб., вместе с тем это уровень крупного города, а для сельской местности это намного выше, чем есть на самом деле.

На пятый вопрос о том, как бухгалтер может повышать свою квалификацию, наибольшее распространение среди студентов получили следующие варианты ответа: с помощью посещения курсов повышения квалификации – 50%, с помощью посещения конференций – 26%, изучение смежных дисциплин – 17 %, прочее 7 %. Полученные данные свидетельствуют о том, что современный бухгалтер очень мобилен, а курсы повышения квалификации дают значительные знания, необходимые для бухгалтеров. Данные по опрашиваемому признаку представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Способы повышения квалификации бухгалтера

В результате анкетирования  респонденты указали (вопрос шестой), что бухгалтеру отводится одна из наиболее главных ролей на предприятии – 50 %, наивысшая – около трети опрошенных (30 %), управленческая – 14 %, прочие ответы – 6 %. По статистике считается, что предприятие может обходиться без руководителя, а вот без бухгалтера никуда, что и подтвердили респонденты нашего анкетирования. Данные представлены на рисунке 6.

Рисунок 6– Роль бухгалтера на предприятии

Одной из главных задач, поставленных перед данной научной работой, это выявить является ли профессия бухгалтера актуальной, не снизился ли спрос на данную профессию, каков уровень спроса на рынке труда к данной профессии. Многие респонденты считают, что данная профессия является престижной «да» и иные утвердительные формы (74 %), утвердительно «нет» – 8 %. и под некоторым сомнением или незнанием остались 8 %. Данные опроса представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Престижность профессии бухгалтера

Среди самых знаменитых бухгалтеров ученых современников (вопрос 9) респонденты отметили Пизенгольца М. З., Широбокова В. Г., Кириллова Н. А. , Богачеко М. В. Данные представлены на рисунке 8.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Современные ученные – бухгалтера XIX-XX в.в.

На последний (10) вопрос о необходимости саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов 85 % респондентов отметили, что саморегулирующие организации бухгалтеров и аудиторов необходимы для современного общества, 10 % считают, что в них нет необходимости, 5 % затруднились ответить, данные опроса представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Роль саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов.

 

По результатам анкетирования (вопрос 8), были выявлены также «плюсы» и «минусы» данной профессии. К «плюсам» относятся следующие характеристики:

  • востребованность на рынке труда;
  • постоянный контроль и наблюдения за изменениями в законодательстве;
  • возможность продвижения по карьерной лестнице или смену должности на сопряженную.

К «минусам» отнесли следующее:

  • преимущественно ненормированный рабочий день;
  • частое общение с представителями госорганов;
  • обязательство выполнять указания вышестоящего начальства;
  • угроза ошибки, которая может привести к санкциям, штрафам.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги проведенному анкетированию.

По результатам следует  отметить, что требования к профессиональным навыкам и личным качествам по многим позициям совпали, а отводимая  роль на предприятии и размер заработной платы несколько завышены. Есть повод задуматься будущим профессионалам своего дела о нахождении компромисса между требованиями руководства организаций и собственными амбициями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  и предложения

 

Развитие  бухгалтерии и самой профессии  бухгалтера неразрывно связаны с эволюцией самого человечества, его отношения ко всем процессам жизнедеятельности.

В Российской Федерации, во время правления  тоталитарной системы вся деятельность бухгалтера была строго регламентирована инструкциями и положениями Министерства Финансов. Роль министерства сводилась к жесткому контролю за сохранностью социалистической собственности, определению степени выполнения плановых показателей (которыми долгое время являлись показатели, характеризующие валовые объемы производства), неукоснительному выполнению инструкций, запрету любого шага в сторону от того, что диктовалось сверху.

Переход нашей страны в новое экономическое  будущее существенно повлиял на суть и специфичность работы бухгалтера. В работе российских бухгалтеров наступил новый этап (виток) жизни, их деятельность приобрела вполне четкие очертания и приобрела новое качество. Это потребовало серьезных изменений в нормативно – правовой базе бухгалтерского учета с одной стороны и привело к реформированию системы бухгалтерского учета и необходимостью стимулировать представителей профессии изменяться в ногу со временем с другой стороны и появлению процессу аттестация  профессиональных бухгалтеров России через саморегулируемые организации, в частности Институт Профессиональных Бухгалтеров (ИПБ) России.

Новые условия заложили новые  требования к профессии «бухгалтер»  со стороны государства и предпринимателей в лице различных организаций, вместе с тем у будущих представителей данной профессии также сменилось  мнение о ней.

Исследование мнений о  профессии «бухгалтер» было проведено путем анкетирование студентов очной формы обучения следующих специальностей: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет», бакалавров 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ГБОУ ВПО НГИЭИ.

По результатам следует  отметить, что требования к профессиональным навыкам и личным качествам по многим позициям совпали, а отводимая  роль на предприятии и размер заработной платы несколько завышены. Есть повод задуматься будущим профессионалам своего дела о нахождении компромисса между требованиями руководства организаций и собственными амбициями.

Бухгалтер – профессия, престижная и востребованная

 

Список  использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  2. Астахов, В. П. Теория бухгалтерского учета. М.: ИКЦ «Март»; Ростов м/Д: Издат. центр «МарТ», 2006. 576 с.
  3. Костерина, Т.М. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям/ Т.М.Костериной. - М.: МаркетДС, 2007. - 137 с.
  4. Тренев Н.Н. Управление финансами / Тренев Н.Н. - М.: Финансы, 2009. – 298 с.
  5. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит, 2 издание, М – 2007.
  6. Аудит-ит: http://www.audit-it.ru/club/group/31/forum/2385/
  7. Бухгалтерия: http://aliausstov0.ucoz.ru/
  8. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0

 

 

Приложения

Приложение 1

Кодекс профессиональной этики бухгалтеров

(выдержки)

Профессиональный бухгалтер  обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:

  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и должная тщательность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональность поведения.

Информация о работе Профессия бухгалтера – взгляд выпускников вузов