Пути повышения рентабельности коммерческого банка в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Основная цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной
прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной
позиции на рынке. Размер полученной банком прибыли или убытка
концентрированно отражает в себе результаты все его активных и пассивных
операций. Поэтому изучение прибыли, ее составляющих и факторов, влияющих на
ее динамику, занимает одно из центральных мест в анализе деятельности
коммерческого банка. Размер прибыли зависит главным образом от объема
полученных доходов и суммы произведенных расходов. Прибыль коммерческого
банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов
над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют
убытком

Содержание работы

Введение.. 3
Глава 1. Банковская прибыль и ее источники. 7
1.1. Состав и структура доходов коммерческого банка. 7
1.2. Расходы коммерческих банков и их направления. 14
1.3. Формирование и использование прибыли коммерческого банка. 21
Глава 2. Управление прибылью банка. 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика Банка России. 25
2.2. Система управления прибылью банка. 36
2.3. Способы оценки и регулирования уровня прибыли банка. 39
Глава 3. Пути повышения рентабельности коммерческого
банка в современных условиях. 46
Заключение.. 56
Список использованных источников. 58

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

На этих рынках банк получает доходы от реализации определенных ценностей. К

расходам же относятся затраты  на приобретение этих ценностей. Так, при

покупке купонных облигаций банку  приходится уплачивать накопленный  купонный

доход. Бескупонные ценные бумаги обычно приобретаются с дисконтом, который

также относится на расходы. В случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков

банк может нести значительные расходы в результате переоценки ценных бумаг,

иностранной валюты и другого имущества. Существуют и другие расходы , также

не посредственно связанные  с конкретными банковскими операциями. Это такие

расходы, как различные налоги с  оборота, почтовые и телеграфные расходы по

платежам клиентов. Эти затраты  называют прочими операционными  расходами.

     Расходы по обеспечению  деятельности банка. К этой  группе относят расходы,

которые связаны с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо

отнесены на конкретную операцию. В экономической теории их называют косвенными,

или условно-постоянными, издержками. В небольших и средних по размеру  активов

банках сумма этих расходов бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У

крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы

по обеспечению деятельности банка  растворяются в массе операционных затрат и

могут составлять 10-12% общей суммы  расходов.

Каждый банк по-своему, с различной  степенью детализации классифицирует эти

расходы в зависимости от выбранной  системы бюджетирования. К примеру, в

составе расходов по обеспечению деятельности банка можно выделить следующие

статьи:

1.     Расходы на персонал.

2.     Расходы на здания  и помещения.

3.     Расходы по оснащению рабочих мест.

4.     Расходы на рекламу  и стимулирования сбыта.

5.     Расходы на информационное  обеспечение деятельности банка.

6.     Расходы на связь  и телекоммуникацию.

7.     Транспортные расходы.

8.     Прочие расходы по  обеспечению деятельности банка.

Расходы по обеспечению деятельности банка можно также подразделить по

различным критериям на следующие  группы:

-         Текущие  расходы и расходы капитального  характера.

-         Производительные  и не производительные расходы.

-         Расходы, относимые на затраты, и расходы, осуществляемые из чистой

прибыли.

-         Нормируемые  и не нормируемые расходы.

В условиях экономического кризиса  и инфляции обычно происходит быстрый  рост

административно-управленческих расходов, главным образом заработной платы,

при недостаточном росте прибыли. Банку необходимо следить, что бы

производимые расходы, обусловленные  банковской деятельностью, окупались  в

установленные сроки, а расходы  не производительного характера  обеспечивались

соответствующем приростом доходов.

     Прочие расходы. По  аналогии с доходами к категории  прочих расходов

относят случайные затраты, вызванные  непредвиденными обстоятельствами. Иначе их

можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельности банка. Эти  расходы

либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается

определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за

предыдущие периоды. Прочие расходы  являются не желательным элементом  расходов,

их возникновение чаще всего  связано с ошибками или преднамеренными нарушениями

сотрудниками банка договоров  и законодательство, просчетами в  кредитной

политики банка, недостатками в  управлении кредитной организацией.

К прочим расходам относится:

-         Штрафы, пени, неустойки уплаченные.

-         Расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде.

-         Расходы  по реализации имущества банка.

-         Расходы  по списанию недостач, хищению  денежной наличности,

материальных ценностей, монетам.

-         Расходы  по списанию дебиторской задолженности.

-         Расходы,  связанные со списанием не  полностью амортизированных

основных средств.

-         Расходы,  связанные со списанием задолженности  по кредитам, при

отсутствии средств резервов и  резервного фонда.

-         Расходы,  связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов.

-         Судебные  издержки и расходы по арбитражным  делам, связанным с

деятельностью банка.

Во избежании существенного  роста прочих расходов банки должны направлять

определенные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и

убыточных операций, а также формировать  резервный фонд. Это позволит избежать

убытков в случае возникновении  серьезных рисков.

В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета в кредитных

организациях расходы отображаются на балансовом счете 702 и классифицируются

следующем образом.

                              Расходы банков                             

1.     Проценты, уплаченные  за привлеченные кредиты счет 70201.

1.1.          Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты,  срочные.

1.2.          Проценты, уплаченные по просроченным кредитам.

1.3.          Уплаченные  просроченные проценты.

2.     Проценты, уплаченные  юридическим лицом по привлеченным  средствам счет

70202.

2.1.          Проценты, уплаченные по открытым счетам  клиентов банка

2.2.          Проценты, уплаченные по депозитам

2.3.          Проценты, уплаченные по прочим привлеченным  средствам

3.     Проценты физических  лиц, уплаченные по депозитам  счет70203

4.     Расходы по операциям  с ценными бумагами счет 70204

4.1 Расходы по выпущенным ценным бумагам

4.2 Другие расходы по операциям  с ценными бумагами

5. Расходы по операциям с иностранной  валютой и другими валютными

ценностям счет 70205

5.1. Расходы по операциям с  иностранной валютой

5.2. Расходы от переоценки счетов в иностранной валюте

6.     Расходы на содержание  аппарата счет 70206

6.1.          Расходы  на содержание аппарата

6.2.          Социально-бытовые  расходы

7.     Расходы по организациям  банка счет 70207

8.      Штрафы, пени, неустойки  уплаченные счет 70208

8.1.          Несвоевременное  и неправильное списание средств  со счетов

владельцев и зачисление сумм, причитающихся  владельцам счетов

8.2.          Неправильное  направление средств, списанных  со счетов владельцев

8.3.          Нарушение   очередности платежей

8.4.          Несвоевременное  сообщение налоговым органам  об открытии счетов

клиентам

8.5.          Нарушение  кредитных и депозитных договоров

8.6.          Нарушение  расчетов с бюджетом за неправильное  начисление

подоходного налога с физических лиц

8.7.          Несвоевременное  перечисление средств в государственные

внебюджетные фонды

8.8.          Банку  России за нарушения порядка  обязательного резервирования

8.9.          Другие  нарушения

9.     Другие расходы счет 70209

9.1.          Отчисление  в фонды  и резервы

9.2.          Комиссия  уплаченная

9.3.          Другие  операционные расходы

9.4.          Другие  произведенные расходы

В новом Плане счетов, введенном  в действие с 1 января 1998 г, приняты  меры по

повышению пригодности учетной  информации для аналитических и управленческих

целей.  В частности, предусматриваются  во многих случаях однородные статьи в

доходах и расходах, с тем что  бы создать возможность выведения  финансовых

результатов от выполнения отдельных  банковских операций по определенным

субъектам. Для полной оценки результатов  деятельности число статей с учетом

их экономического содержания расширено. В мести с тем не предусматриваются

статьи доходов и расходов, отражающие небольшие единичное операции, а  также

несущие неоправданную детализацию и не влияющие на принятие управленческих

решений. Все доходы и расходы  сгруппированы в подразделы, отражающие

однородные операции. В ряде подразделов  предусмотрены статьи по учету прочих

расходов и доходов, по которым  суммы не могут быть включены в конкретные

статьи. В аналитическом учете  по каждой статье должны открываться  при

необходимости отдельные лицевые  счета по видам доходов, расходов, структурным

подразделениям, с тем что бы данные учета активно использовались для оценки

хозрасчетной деятельности банков и их структурных подразделений. В то де

время схема учета доходов и  расходов в банке не предусматривает  калькуляцию

себестоимости каждой услуге по элементам  затрат. Определение себестоимости

банковских услуг и продуктов  остается проблемой в отечественной  теории и

практике. Передовые коммерческие банки внедряют у себя сложные

автоматизированные системы управленческого  учета для определения

себестоимости своих услуг. Однако унифицированных методик которые  могли бы

применять все коммерческие банки, на сегодняшний день не существует.

Информация о расходах банка  содержится в тех же формах отчетности, что и

информация о доходах. В отчете о прибылях и убытках должны показываться суммы

по статьям, приведенным в форме  отчета. К отчету может прилагаться  краткая

объяснительная записка с пояснением отдельных статей расходов и доходов.

    

1.3. Формирование и использование  прибыли коммерческого банка.

 

Прибыль коммерческого банка –  это финансовый результат деятельности банка в

виде превышения доходов над  расходами. Если этот результат имеет

отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является

базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его

собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения  и

ликвидность баланса, обеспечения  соответствующего уровня дивидендов, развитие

повышения качества банковских услуг.

Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в

соответствии с действующем  законодательством на расходы банка, называется

балансовой или валовой прибылью, если эта разница имеет отрицательное

значение ее называют убытком.

В соответствии с выше приведенной группировкой доходов и расходов валовая

прибыль банка подразделяется на:

1.           Операционную  прибыль, равную разнице между  суммой операционных

доходов и расходов.

1.1.             Процентную прибыль – превышение  полученных банком процентных

доходов над процентными расходами.

1.2.             Комиссионную прибыль – превышение  комиссионных доходов над

комиссионными расходами.

1.3.             Прибыль от операций на финансовых  рынках – разница между

доходами и расходами от этих операций.

1.4.             Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими

расходами.

2/Прибыль от побочной деятельности  – доходы от побочной деятельности  за

вычетом затрат на ее осуществление.

2.                           Прочую прибыль – разница между  прочими доходами

и прочими расходами.

Наибольшую долю в составе прибыли  составляет операционная прибыль, а  в ней –

процентная прибыль.

Балансовая прибыль отражает лишь промежуточный финансовый результат

деятельности банка в отчетном периоде. Конечным финансовым результатом

является чистая прибыль коммерческого  банка, предоставляющая собой остаток

доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе и непредвиденных,

формирование резерва, уплаты налогов  из прибыли. Действующими правилами

ведения бухгалтерского отчета в кредитных организациях предусмотрен следующий

порядок расчета чистой прибыли.

1.                      Чистые процентные и аналогичные  доходы = проценты

полученные и аналогичные доходы – проценты уплаченные и аналогичные  расходы.

2.                      Чистые комиссионные доходы = комиссионные доходы –

комиссионные расходы.

3.                      Текущие доходы = Чистые процентные  и аналогичные

доходы + Чистый комиссионный доход + Прочие операционные доходы.

4.                      Чистые текущие доходы до  формирования резерва и без

учета непредвиденных расходов = текущие  доходы – прочие операционные доходы.

5.                      Чистые текущие доходы без  учета непредвиденных

расходов = Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета

непредвиденных расходов – изменение величены резервов.

6.                      Чистый доход до выплаты налога  на прибыль = Чистые

текущие доходы без учета непредвиденных расходов + непредвиденные доходы –

непредвиденные расходы.

7.                      Чистая прибыль отчетного года = Чистый доход до

выплаты налога на прибыль – налог  на прибыль – отсроченный налог  на прибыль –

непредвиденные расходы после  налогообложения.

Чистую прибыль банка за вычетом  дивидендов выплаченных акционерам банка,

называют капитализируемой прибылью.

Полученная банком прибыль распределяется по следующем направлениям.

-         Уплата  налогов в бюджет.

-         Выплата  дивидендов акционерам.

-         Капитализация  прибыли.

Ставка налога на прибыль с 1 января 2002 года составляет 24%. Доля прибыли,

Информация о работе Пути повышения рентабельности коммерческого банка в современных условиях