Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и назначения сегментарного учёта и отчётности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Дать полное понятие сегмента;
Определить значение сегментарного учёта и отчётности;
Рассмотреть этапы создания сегментарной отчётности;
Рассмотреть принципы построения сегментарной отчётности;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром».
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Сущность и значение сегментарного учёта и отчётности………….......5
Раздел 2. Деление организации на центры ответственности как условие построения в организации системы сегментарного учёта и отчётности……….11
Раздел 3. Принципы составления сегментарной отчётности……………………19
Раздел 4. Сегментарная отчётность по международным стандартам финансовой отчётности…………………………………………………………………………..23
Раздел 5. Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»…………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованной литературы………………………………………….......38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Сущность и значение сегментарного учёта и отчётности………….......5
Раздел 2. Деление организации на центры ответственности как условие построения в организации системы сегментарного учёта и отчётности……….11
Раздел 3. Принципы составления сегментарной отчётности……………………19
Раздел 4.
Сегментарная отчётность по международным
стандартам финансовой отчётности……………………………………………………
Раздел 5. Раскрытие
информации по сегментам на примере
ОАО «Газпром»……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
В условиях реформирования Российской системы финансового учета, перехода на международные стандарты учета и финансовой отчетности особую актуальность приобретает и необходимость составления сегментарной отчетности. Такая отчетность не только отвечает потребностям внешних пользователей финансовой отчетности, но и формирует имидж предприятия, помогает более обоснованно оценить его активы. Особую актуальность приобретает определение целей и задач составления сегментарной отчетности, которые могли бы наглядно продемонстрировать реальные возможности представления и анализа информации по сегментам ее ценности как для внешних, так и для внутренних пользователей.
В
рамках ведения сегментарного учета
и составления сегментарной отчетности,
выделяют центры ответственности, а
также финансовое планирование через
бюджетирование доходов и расходов
и центров ответственности, которые
создаются, как правило, на базе структурных
подразделений или бизнес-
Центр ответственности – это часть организации, по которой целесообразно аккумулировать учетную информацию о деятельности такого центра. Отчеты центров ответственности должны включать те статьи затрат и поступлений (доходов, выручки), на которые может повлиять руководитель центра. Его, в свою очередь, можно назвать центром отчетности.
Цель
учета по сегментам ответственности
состоит в обобщении данных о
затратах и результатах деятельности
по каждому центру ответственности
с тем, чтобы возникающие отклонения
можно было отнести на конкретное
лицо. Реализовать данную цель возможно
на основе анализа и оценки деятельности
в разрезе центров
В
связи с этим возникает потребность
в формировании сегментарной отчетности,
с помощью которой можно
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что изучение данных вопросов необходимо для всех предприятий, перед которыми стоит задача представления сегментарной отчётности.
Целью курсовой работы является определение сущности и назначения сегментарного учёта и отчётности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОГО УЧЁТА И ОТЧЁТНОСТИ
В настоящее время во
многих коммерческих организациях получила
практическое применение концепция
сегментарного учёта и
В переводе с латинского слово «сегмент» (segmentum) означает отрезок либо часть круга.
Такими частями (сегментами) могут быть производство разных товаров, работ, услуг или данные о продажах товаров одного вида в различных регионах. Различают два разреза сегментирования: операционный и географический.
Операционный сегмент-
это выделяемая деятельность
организации по производству
определённого товара, выполнению
определённой работы или
-назначению товаров;
-процессу их производства;
-потребителям;
-методам продажи;
-системам управления деятельностью организации.
Географический сегмент- это выделяемая деятельность организации по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг в определённом географическом регионе. Такая часть деятельности отличается по уровню рисков и прибыльности от деятельности в других географических регионах. Географический сегмент может выделяться по местам расположения активов организации (ведения деятельности организации , например, по месту расположения филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых организаций), либо по местам расположения рынков сбыта (потребителей/покупателей товаров, работ, услуг). При выделении географических сегментов следует исходить:
- из сходства условий,
определяющих экономические и
политические системы
- наличие
устойчивых связей в
- сходства характера деятельности;
- рисков,
присущих деятельности
- общности правил валютного контроля;
- валютного
риска, связанного с
При этом организацией может быть выделен один географический сегмент по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).
Организация
самостоятельно устанавливает перечень
сегментов, информация о которых
должна раскрываться в бухгалтерской
отчетности. В качестве основы для
выделения сегментов
При
выделении сегментов
Сегментарный учёт можно
определить как подсистему управленческого
учёта, обеспечивающую процесс идентификации,
измерения, накопления, анализа, подготовки,
интерпретации и представления
различных видов информации о
сегментах деятельности организации
для управляющих организацией, на
основе которой принимаются
В свою очередь сегментарная отчётность определяется как отчётность, сформированная по отдельному сегменту учёта.
Место сегментарного учёта и отчётности в системе бухгалтерского учёта и отчётности можно представить в виде схемы (рис. 1.1.) :
Рис. 1.1. Место
сегментарного учёта и
Сегментарный
учёт, являясь подсистемой
Внешняя сегментарная отчётность - это часть внешней (финансовой) отчётности организации, составляемая по отчётным сегментам (направлениям) деятельности и несущая существенную финансовую информацию о них с целью обеспечения заинтересованных пользователей отчётности необходимыми данными для принятия оптимальных решений в отношении рассматриваемой организации, а также для осуществления прогнозного анализа её будущих результатов, изменения активов и обязательств.
Внутренняя
сегментарная отчётность- это часть
внутренней (управленческой) отчётности
или самостоятельный отчёт о
сегментах деятельности организации,
формируемый с целью
Соответственно, система сегментарного учёта и отчётности- это система, обеспечивающая учёт по сегментам и представление внутренней сегментарной отчётности; а также данных для формирования внешней сегментарной отчётности в рамках финансового учёта.
Среди особенностей системы сегментарного учёта и отчётности необходимо выделить следующее:
Информация сегментарной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность центров ответственности и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих. Например, лучшие дилеры по продажам могут столкнуться с трудностями при сбыте некачественных товаров. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, надлежащем информационном обеспечении, установлении объективных критериев оценки деятельности структурных подразделений (к примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за затраты, но и за качество произведенной продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством). Кроме того, сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной. Таким образом, четко налаженный контроль позволит руководителю центра ответственности принимать обоснованные промежуточные решения и пересматривать цели вверенного ему подразделения в период планирования. Именно поэтому контроль за результатами деятельности центров ответственности в управленческом учете часто называют обратной связью. Информация сегментарной отчетности используется с целью принятия разнообразных управленческих решений.
РАЗДЕЛ 2. ДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
НА ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ
ПОСТРОЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
СЕГМЕНТАРНОГО УЧЁТА И
Структура
предприятия представляет собой
сложную систему, состоящую из совокупных
взаимосвязанных подразделений.
Организационную
структуру компании можно определить
как совокупность линий ответственности
внутри организации. Линии ответственности
- это линии, показывающие направление
движения информации. В этих условиях
организационная структура
Центр
ответственности - это часть организации,
по которой целесообразно
Концепцию
учета по центрам отчетности впервые
выдвинул американский ученый Джон Хиггинс.
Обосновывая необходимость
Каждую
структурную единицу
Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход- это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция(услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности его функционирования.
Информация о работе Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»