Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и назначения сегментарного учёта и отчётности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Дать полное понятие сегмента;
Определить значение сегментарного учёта и отчётности;
Рассмотреть этапы создания сегментарной отчётности;
Рассмотреть принципы построения сегментарной отчётности;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром».
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Сущность и значение сегментарного учёта и отчётности………….......5
Раздел 2. Деление организации на центры ответственности как условие построения в организации системы сегментарного учёта и отчётности……….11
Раздел 3. Принципы составления сегментарной отчётности……………………19
Раздел 4. Сегментарная отчётность по международным стандартам финансовой отчётности…………………………………………………………………………..23
Раздел 5. Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»…………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованной литературы………………………………………….......38
Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.
С позиции управления деление организации на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:
Деление производственного предприятия на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации процесса, методов исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровня технической оснащенности и других факторов.
Решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структура предприятия.
Производственная
структура предприятия
Для успешной организации управленческого учета по центрам ответственности в коммерческих организациях необходимо классифицировать их исходя из:
Существует четыре типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций.
Центр затрат – это сегмент организации, руководитель которого отвечает за произведённые затраты, т.е. обладает наименьшими среди руководителей остальных центров ответственности управленческими полномочиями. Система сегментарного учёта нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объём произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять эти результаты либо невозможно, либо не нужно.
Центры затрат могут быть различных размеров, крупные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю затрат, закреплённых за центром ответственности.
Центр доходов - это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несёт ответственности за издержки.
Деятельность руководителя центра оценивается на основе заработанных доходов, поэтому задачей сегментарного учёта в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.
Центр
прибыли – это сегмент
Центры инвестиций – сегменты организации, чьи менеджеры контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.
Руководители
центров инвестиций по сравнению
с руководителями всех вышеназванных
центров ответственности
Исследования показывают, что в условиях слаборазвитой рыночной экономики российские организации представлены в основном центрами затрат и доходов, в лучшем случае центрами прибыли; центры инвестиций встречаются крайне редко. Богатый зарубежный опыт в области организации функционирования, учёта и оценки деятельности этих центров ответственности практически не используются.
Руководитель любого центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности. Цель создания системы сегментарного учёта и отчётности в организации - это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решений. Эту информацию не может представить система финансового учёта. Постановка же сегментарного учёта, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.
Система
сегментарного учёта позволит спланировать
затраты центров
Организация
системы сегментарного учёта
предполагает специальную кодировку
затратных и доходных статей центров
ответственности для их детального
отражения в системе
Постановка системы сегментарного учёта предполагает прохождение предприятием следующих этапов:
Этап 1. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.
По
центрам ответственности (одновременно
и являющимися местами
Специалисты и директора отделов на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. Вопросы, выходящие за пределы их компетенции, решаются генеральным директором самостоятельно или на совете директоров отделов.
Заседание совета директоров может проводиться в двух вариантах:
С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность за результаты работы центров ответственности можно возложить на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утверждённом на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.
Этап 2. Кодировка статей затрат центров
ответственности. Организация системы
сегментарного учёта
Этап 3. Организация плановой и отчётной работы по каждому сегменту. С вводом в действие системы управленческого учёта появляется возможность планировать затраты и доходы центров ответственности и, как следствие, разрабатывать ценовую политику сегментов учёта, выявлять отклонения фактических показателей от плановых, устанавливать их причины. Одна из основных задач сегментарной отчётности - предоставление отчётов об отклонениях от принятых норм по сегментам учёта. При своевременном выявлении отклонений и причин их возникновения появляется возможность их оперативного устранения.
Разработка бюджетов и смет ведётся бухгалтером-аналитиком в непосредственном контакте с директорами отделов с использованием таких приёмов планирования, как анализ фактических показателей за прошлый период, разработка внутренних стандартов, прогнозирование. Система планирования сориентирована на организацию контроля затрат и получение прибыли центрами ответственности, а также на координацию их хозяйственной деятельности в интересах предприятия в целом. В системе сегментарного учёта формируются бюджеты и сметы по всем направлениям хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия. Бюджеты и отчёты об их исполнении составляются по местам возникновения затрат в разрезе центров ответственности. По причинам возникновения отклонений лицами, несущими ответственность за возникшие отклонения, должны быть представлены объяснения. Далее в автоматическом режиме бухгалтер-аналитик формирует сводные отчёты для принятия руководством предприятия соответствующих управленческих решений.
Данный отчёт является одним
из нескольких по движению
товарных потоков. В частности,
РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЁТНОСТИ
В
результате обработки информации управленческого
учёта составляются внутренние (сегментарные)
отчёты, которые создаются бухгалтером-
Внутренняя управленческая отчётность является наряду с планом счетов управленческого учёта системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура.
Основной
целью составления отчётности является
обеспечение управленческого
Требования о содержании отчётности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации.
Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчётность, какая информация, в каком виде и объёме, в какие сроки им необходима.
Для управляющих имеет значение не только содержание информации, но и способы её доставки, формы отчётности, грамотно составленные сведения. Внутренняя отчётность должна обеспечить быстрый обзор фактически результатов, их отклонений от цели, определение существующих недостатков сегодня и на будущее, выбор оптимальных вариантов управленческих решений.
Учредить отчётность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиями управляющих и бухгалтеров, других специалистов, плановиков и т.п.
При
составлении сегментарной отчётности
следует руководствоваться
1.Отчётность
должна быть адресной и
2. Для принятия управленческих
решений полезна оперативная
информация. Нельзя допустить, чтобы
созданные бухгалтером
При составлении внутренних отчетов
следует учитывать
3. Не стоит слишком углубляться
в прошлое; полезнее искать
информацию, использование которой
позволит улучшить дальнейшую
работу центра ответственности.
Информация о работе Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»