Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности и назначения сегментарного учёта и отчётности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Дать полное понятие сегмента;
Определить значение сегментарного учёта и отчётности;
Рассмотреть этапы создания сегментарной отчётности;
Рассмотреть принципы построения сегментарной отчётности;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Сущность и значение сегментарного учёта и отчётности………….......5
Раздел 2. Деление организации на центры ответственности как условие построения в организации системы сегментарного учёта и отчётности……….11
Раздел 3. Принципы составления сегментарной отчётности……………………19
Раздел 4. Сегментарная отчётность по международным стандартам финансовой отчётности…………………………………………………………………………..23
Раздел 5. Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»…………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованной литературы………………………………………….......38

Файлы: 1 файл

Курсовая БУУ.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

4. Не следует слишком часто  менять форматы сегментарных  отчетов.

5. Не следует перегружать отчетность  расчетами. Управляющему нужен  минимальный объем данных, но  эти данные должны быть систематизированы  так, чтобы на основе содержащейся в них информации руководитель смог принимать оптимальные управленческие решения и осуществлять конкретные действия. Нет никакой пользы от того, что управляющий центра ответственности с калькулятором в руках производит над отчетом о деятельности своего подразделения дополнительные вычисления. Гораздо важнее обдумать те мероприятия и решения, которые вытекают из анализа уже

приведенных в сегментарной отчетности данных. Раздел, касающийся

плановых или прогнозных величин, рекомендуется заполнять не бухгалтеру, а самому менеджеру.

6.Отчеты должны охватывать главное:  то,  что приближает всех работников  к выполнению плана. Отчет,  содержащий информацию, ненужную  менеджеру, снижает качество управленческого  контроля.

7.Не все поддается записи. Кроме  составления письменных отчетов  управленческий контроль предполагает  проведение бесед бухгалтера  аналитика с управляющими всех  уровней. 

Периодичность составления внутренней отчетности, ее точность, подробность  и сроки представления индивидуальны  для каждого предприятия, зависят  от объекта и целей управления. При решении всех этих вопросов администрация  предприятия руководствуется принципом экономичности, в соответствии с которым затраты на подготовку сегментарной отчетности не должны превышать экономический эффект от ее использования.

К формам отчетности разных подразделений  предъявляются различные требования, в зависимости от того, к какому виду центров ответственности эти подразделения относятся.

В основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия:

  • детальность отчетов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются;
  • отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящим менеджерам.

Такой подход называют иногда управлением по исключениям. Его суть

состоит в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости

проверять подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет  какая либо управленческая проблема.

Любая сегментарная отчетность (в  том числе формируемая и по центрам затрат) должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет реализовать на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует:

  1. оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин

возникновения убытков по каждому  подразделению или продукту. Ими

могут быть условия производства, ограниченность производственных

мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, запасы на складе, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость  сырья, технологические особенности  и т.п.;

  1. установлению ответственности за возникшие неблагоприятные

отклонения. В рамках затронутой нами проблемы наибольший интерес представляет анализ отклонений, возникающих по отдельным

структурным подразделениям, хотя они  могут рассчитываться и по предприятию  в целом, и по отдельным видам  продуктов.

РАЗДЕЛ 4. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Вопросам сегментирования  финансовой информации посвящён

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

Стандарт  МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»  предлагает руководству раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности управленческую информацию. Точнее, сделать  так, чтобы расхождений между  финансовой и управленческой отчетностью  по сегментам не было.

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», результат  сближения международных стандартов с US GAAP, пришел на смену ранее действовавшему МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность». Новый стандарт применяется к периодам, начинающимся с 1 января 2009 года и позднее, и регламентирует раскрытие информации об операционных сегментах в годовой и промежуточной финансовой отчетности.

Особенность данного стандарта заключается  в том, что вместо строгой регламентации  примечаний о сегментах, ранее предлагаемой МСФО 14, МСФО 8 предусматривает так  называемый управленческий подход. Примечания по сегментам должны составляться на основании данных управленческой отчетности и отражать логику принятия операционных решений. Благодаря требованиям  стандарта внешние пользователи финансовой отчетности смогут оценить  не только финансовое положение компании, данные по сегментам, но и узнать, какие  показатели использованы руководством для принятия решений, получить представление  о качестве управления.

В МСФО 8 выведены операционные сегменты – компоненты компании, обладающие следующими характеристиками:

  – осуществляют хозяйственную  деятельность, которая позволяет  получить выручку и предусматривает  несение расходов (включая выручку  и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании);

  – по сегментам имеется отдельная  финансовая информация;

  – результаты деятельности сегмента  регулярно анализируются ответственным  лицом компании в целях принятия  решений о выделении ресурсов  и оценки эффективности деятельности  сегмента;

Однако  приведенных критериев недостаточно, чтобы корректно определить основу сегментации. Например, если руководство  компании в управленческой отчетности анализирует финансовые показатели подразделений исходя из их географического  положения, то при подготовке примечания о сегментах компания также должна использовать географический принцип  выделения.

Для корректного выделения сегментов  в первую очередь следует определиться, по каким критериям и в каком разрезе принимаются управленческие решения: на основании какой информации выделяются средства и премируются сотрудники, строятся планы, осуществляется бюджетирование. Не нужно забывать, что МСФО 8 приводит в качестве одного из индикаторов сегментации наличие управляющего сегментом, то есть менеджера, который непосредственно общается с главным лицом в компании и обсуждает с ним финансовые результаты, планы, иные вопросы, относящиеся к деятельности сегмента. Поэтому следует обратить внимание и на структуру управления бизнесом.

Компания  должна раскрывать информацию по каждому  операционному сегменту, если прибыль, выручка или сумма их активов  превышают заданные значения. Это  касается и подразделений компании, большая часть выручки которых  получена от операций с другими компаниями группы, включаемых в периметр консолидации.

Компания  должна представлять информацию по операционному  сегменту, если его показатели превосходят  какое-либо из следующих пороговых  значений:

- выручка от внешних покупателей  и от внутренних операций с  другими сегментами компании  составляет не менее 10% совокупной  выручки всех сегментов;

- финансовый результат (прибыль  либо убыток) сегмента в абсолютном  выражении составляет не менее  10% от большей в абсолютном  значении величины: совокупной прибыли  всех операционных сегментов  или совокупного их убытка;

- на активы операционного сегмента  приходится не менее 10% общей  величины активов всех операционных  сегментов.

Если  совокупная выручка от внешних покупателей  по всем отчетным сегментам меньше 75% общей выручки компании, следует  выделять дополнительные отчетные сегменты, даже если они не удовлетворяют количественным пороговым показателям. Делать это  нужно до тех пор, пока по крайней мере 75% выручки не будет приходиться на отчетные сегменты.

В случае, если операционный сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.

Информацию  о других видах хозяйственной  деятельности и сегментах, которые  не являются отчетными, необходимо объединить. Раскрытия в этом случае будут  сделаны по категории «все прочие сегменты». При этом приводится описание источников выручки, включенных в категорию  «все прочие сегменты».

Сфера применения МСФО (IFRS) 8 «Операционные  сегменты» шире, чем у отечественного аналога – ПБУ 12/2010. По международным  правилам сегментируют отчетность в  обязательном порядке не только публичные  компании – эмитенты акций, котирующихся на бирже и внебиржевых рынках, но и холдинги, составляющие консолидированную  финансовую отчетность. При этом если предприятие, которое не обязано  применять МСФО (IFRS) 8, принимает решение  о раскрытии сегментной информации, которая не соответствует этому  стандарту, то оно не должно описывать  такую информацию как сегментную, назвать данные сведения нужно иначе, чтобы не вводить пользователей  финансовой отчетности в заблуждение, выделяя в ней «собственные»  сегменты.

Отличительной особенностью раскрытия информации по сегментам в МСФО (IFRS) 8 является указание информации, связанной с  процессом консолидации предприятий, чего нет в ПБУ 12/2010. Также в  международном стандарте помимо раскрытия информации по видам продукции  и продажах в географических областях предусмотрено представление информации об основных клиентах (вернее о степени  зависимости от них предприятия). Не обойтись также без сверки показателей  по отчетным сегментам и в целом  по всему предприятию. При этом все  существенные статьи сверки должны быть отдельно идентифицированы и описаны  в пояснениях к финансовой отчетности. Во всем остальном МСФО (IFRS) 8 похож  на ПБУ 12/2010, хотя правильнее сказать, что  национальный стандарт повторяет международный  первоисточник.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СЕГМЕНТАМ 

НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

ОАО «Газпром» и его дочерние общества располагают одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивают большую часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам высокого давления в  Российской Федерации. ОАО «Газпром»  является также крупным поставщиком  природного газа в европейские страны, а также осуществляет добычу нефти, производство нефтепродуктов и выработку  электрической и тепловой энергии.

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступило в силу Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  по сегментам », утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 8 ноября 2010 г.№143н, изменившее порядок  представления и раскрытия в  бухгалтерской отчетности информации по сегментам.

С учетом требований данного ПБУ  ОАО «Газпром» изменило порядок  представления и раскрытия показателей  отчетных сегментов в сводной  бухгалтерской отчетности. Также  был изменен состав сегментов, выделяемых в качестве отчетных.

В сводной бухгалтерской отчетности в качестве отчетных сегментов с 2011 года выделяются также сегменты «Хранение газа » и «Производство  и продажа электрической и  тепловой энергии ».По мнению руководства ОАО «Газпром» ,выделение данных сегментов в качестве отчетных будет полезным заинтересованным пользователям.

ОАО «Газпром» осуществляет свою деятельность как вертикально интегрированное  производство, и почти вся внешняя  продажа газа осуществляется сегментом  «Поставка газа ».

Совет директоров и Правление ОАО  «Газпром » (Органы управления) принимают  ключевые решения при осуществлении  руководства деятельностью предприятия, оценивают результаты деятельности и распределяют ресурсы, используя различную внутреннюю финансовую информацию.

На основе данной информации были определены следующие отчетные сегменты:

  • Добыча газа – геологоразведка и добыча газа;
  • Транспортировка – транспортировка газа;
  • Поставка газа – продажа газа в Российской Федерации и за ее пределами;
  • Хранение газа – хранение добытого и приобретенного газа в подземных хранилищах;
  • Добыча нефти – разведка и добыча нефти и газового конденсата, продажа нефти и газового конденсата;
  • Переработка – переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки;
  • Производство и продажа электрической – производство и продажа электрической и тепловой энергии;
  • Прочее – прочие виды деятельности.

Выручка от межсегментной продажи  состоит, главным образом, из следующих  элементов:

  • Добыча газа – продажа газа сегментам «Продажа газа » и «Переработка »;
  • Транспортировка – оказание услуг по транспортировке газа сегменту «Продажа газа »;
  • Поставка газа – продажа газа сегменту «Транспортировка » на операционные нужды и сегменту «Производство и продажа электрической и тепловой энергии »;
  • Хранение газа – оказание услуг по хранению газа сегменту «Продажа  газа »;
  • Добыча нефти и газового конденсата – продажа нефти и газового конденсата сегменту «Переработка » для дальнейшей переработки;
  • Переработка – продажа продуктов переработки углеводородов другим сегментам.

Информация о работе Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»