Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности и назначения сегментарного учёта и отчётности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Дать полное понятие сегмента;
Определить значение сегментарного учёта и отчётности;
Рассмотреть этапы создания сегментарной отчётности;
Рассмотреть принципы построения сегментарной отчётности;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам в соответствии с МСФО;
Рассмотреть раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром».
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Сущность и значение сегментарного учёта и отчётности………….......5
Раздел 2. Деление организации на центры ответственности как условие построения в организации системы сегментарного учёта и отчётности……….11
Раздел 3. Принципы составления сегментарной отчётности……………………19
Раздел 4. Сегментарная отчётность по международным стандартам финансовой отчётности…………………………………………………………………………..23
Раздел 5. Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»…………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….........37
Список использованной литературы………………………………………….......38
4. Не следует слишком часто менять форматы сегментарных отчетов.
5. Не следует перегружать
приведенных в сегментарной отчетности данных. Раздел, касающийся
плановых или прогнозных величин, рекомендуется заполнять не бухгалтеру, а самому менеджеру.
6.Отчеты должны охватывать
7.Не все поддается записи. Кроме
составления письменных
Периодичность составления внутренней
отчетности, ее точность, подробность
и сроки представления
К формам отчетности разных подразделений
предъявляются различные
В основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия:
Такой подход называют иногда управлением по исключениям. Его суть
состоит в следующем: менеджеру, стоящему выше, нет необходимости
проверять подробности отчетов, составленных на более низком иерархическом уровне управления, до тех пор, пока не возникнет какая либо управленческая проблема.
Любая сегментарная отчетность (в том числе формируемая и по центрам затрат) должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет реализовать на практике принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует:
возникновения убытков по каждому подразделению или продукту. Ими
могут быть условия производства, ограниченность производственных
мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, запасы на складе, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности и т.п.;
отклонения. В рамках затронутой нами проблемы наибольший интерес представляет анализ отклонений, возникающих по отдельным
структурным подразделениям, хотя они могут рассчитываться и по предприятию в целом, и по отдельным видам продуктов.
РАЗДЕЛ 4. СЕГМЕНТАРНАЯ ОТЧЁТНОСТЬ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ
Вопросам сегментирования финансовой информации посвящён
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».
Стандарт МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» предлагает руководству раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности управленческую информацию. Точнее, сделать так, чтобы расхождений между финансовой и управленческой отчетностью по сегментам не было.
МСФО
(IFRS) 8 «Операционные сегменты», результат
сближения международных
Особенность данного стандарта заключается в том, что вместо строгой регламентации примечаний о сегментах, ранее предлагаемой МСФО 14, МСФО 8 предусматривает так называемый управленческий подход. Примечания по сегментам должны составляться на основании данных управленческой отчетности и отражать логику принятия операционных решений. Благодаря требованиям стандарта внешние пользователи финансовой отчетности смогут оценить не только финансовое положение компании, данные по сегментам, но и узнать, какие показатели использованы руководством для принятия решений, получить представление о качестве управления.
В МСФО 8 выведены операционные сегменты – компоненты компании, обладающие следующими характеристиками:
– осуществляют хозяйственную
деятельность, которая позволяет
получить выручку и
– по сегментам имеется
– результаты деятельности
Однако
приведенных критериев
Для
корректного выделения
Компания должна раскрывать информацию по каждому операционному сегменту, если прибыль, выручка или сумма их активов превышают заданные значения. Это касается и подразделений компании, большая часть выручки которых получена от операций с другими компаниями группы, включаемых в периметр консолидации.
Компания должна представлять информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих пороговых значений:
-
выручка от внешних
- финансовый результат (прибыль либо убыток) сегмента в абсолютном выражении составляет не менее 10% от большей в абсолютном значении величины: совокупной прибыли всех операционных сегментов или совокупного их убытка;
-
на активы операционного
Если совокупная выручка от внешних покупателей по всем отчетным сегментам меньше 75% общей выручки компании, следует выделять дополнительные отчетные сегменты, даже если они не удовлетворяют количественным пороговым показателям. Делать это нужно до тех пор, пока по крайней мере 75% выручки не будет приходиться на отчетные сегменты.
В случае, если операционный сегмент не удовлетворяет количественным пороговым показателям, он, тем не менее, может рассматриваться как отчетный. Для этого достаточно, чтобы руководство компании считало необходимым отдельно раскрыть информацию по нему.
Информацию о других видах хозяйственной деятельности и сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить. Раскрытия в этом случае будут сделаны по категории «все прочие сегменты». При этом приводится описание источников выручки, включенных в категорию «все прочие сегменты».
Сфера применения МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» шире, чем у отечественного аналога – ПБУ 12/2010. По международным правилам сегментируют отчетность в обязательном порядке не только публичные компании – эмитенты акций, котирующихся на бирже и внебиржевых рынках, но и холдинги, составляющие консолидированную финансовую отчетность. При этом если предприятие, которое не обязано применять МСФО (IFRS) 8, принимает решение о раскрытии сегментной информации, которая не соответствует этому стандарту, то оно не должно описывать такую информацию как сегментную, назвать данные сведения нужно иначе, чтобы не вводить пользователей финансовой отчетности в заблуждение, выделяя в ней «собственные» сегменты.
Отличительной
особенностью раскрытия информации
по сегментам в МСФО (IFRS) 8 является
указание информации, связанной с
процессом консолидации предприятий,
чего нет в ПБУ 12/2010. Также в
международном стандарте помимо
раскрытия информации по видам продукции
и продажах в географических областях
предусмотрено представление
РАЗДЕЛ 5. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СЕГМЕНТАМ
НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
ОАО «Газпром» и его дочерние общества располагают одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивают большую часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам высокого давления в Российской Федерации. ОАО «Газпром» является также крупным поставщиком природного газа в европейские страны, а также осуществляет добычу нефти, производство нефтепродуктов и выработку электрической и тепловой энергии.
Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам », утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 8 ноября 2010 г.№143н, изменившее порядок представления и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по сегментам.
С учетом требований данного ПБУ
ОАО «Газпром» изменило порядок
представления и раскрытия
В сводной бухгалтерской
ОАО «Газпром» осуществляет свою деятельность
как вертикально
Совет директоров и Правление ОАО
«Газпром » (Органы управления) принимают
ключевые решения при осуществлении
руководства деятельностью
На основе данной информации были определены следующие отчетные сегменты:
Выручка от межсегментной продажи состоит, главным образом, из следующих элементов:
Информация о работе Раскрытие информации по сегментам на примере ОАО «Газпром»