Раскрытие в отчетности информации по прекращаемой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации о прекращении деятельности в бухгалтерской отчетности предприятия.
Исходя из этого, в процессе работы, будут стоять следующие задачи:
1. Раскрыть понятие реорганизации и охарактеризовать процедуру ее проведения;
2. Дать характеристику прекращения деятельности юридическим лицом путем ликвидации;
3. Пояснить организационные этапы учета информации по прекращаемой деятельности;
4. Выяснить порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности

Содержание работы

Введение 3
1.Основные теоретические и методологические аспекты прекращения деятельности 5
1.1 Понятие реорганизации и процедура ее проведения 5
1.2. Характеристика прекращения деятельности путем ликвидации 12
1.3. Информация по прекращаемой деятельности: сравнительная характеристика ПБУ 16/02 и МСФО 35 16
2. Практическое применение правил учета прекращения деятельности 22
2.1. Организационные этапы учета информации по прекращаемой деятельности 22
2.2. Порядок отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности 25
2.3. Учет и налогообложение прекращаемой деятельности 35
Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!!! - копия.docx

— 76.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, реорганизация - это прекращение  деятельности юридического лица, характеризующееся  общим правопреемством (единоличное  правопреемство при реорганизации  невозможно).

В результате процесса реорганизации возникают  одно либо несколько новых юридических  лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Реорганизация может происходить в следующих  формах:

Форма реорганизации

Характеристика

1. Слияние

Права и обязанности двух прекращающих существование юридических лиц  переходят к новому юридическому лицу.

2. Присоединение

В состав юридического лица, не прекращающего  свою деятельность, вливается прекращающее существование юридическое лицо.

3. Разделение

Права и обязанности прекращающего  существование юридического лица переходят  к двум (нескольким) новым юридическим лицам.

4. Выделение

Образуется новое юридическое  лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося  юридического лица, деятельность реорганизованного  лица не прекращается.

5. Преобразование

Происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.


 

В определенных случаях, установленных законом при реорганизации следует предварительно получить согласие государственных органов (необходимо предоставитьопределенные документы). Обязательным условием при реорганизации является составление разделительного баланса (в случаях разделения и выделения) или передаточного акта (в случаях слияния, преобразования и присоединения), утвержденных учредителями или органом, принявшем решение о реорганизации. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами и предоставляться при новой государственной регистрации. В противном случае в реорганизации вновь возникшему юридическому лицу будет отказано.

Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о реорганизации  юридического лица, обязаны письменно  уведомить об этом кредиторов реорганизуемого  юридического лица, в некоторых случаях  требуется публикация о реорганизации  в органах печати. Кредиторы в  свою очередь вправе потребовать  прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и  возмещения убытков.

Если по тем или иным причинам не осуществлена регистрация юридического лица в срок, определенный в решении  уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

1.2. Характеристика прекращения  деятельности путем ликвидации

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение, как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению  его учредителей (участников) либо  органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами,  в том числе в связи с  истечением срока, на который  создано юридическое лицо, с достижением  цели, ради которой оно создано;

- по решению  суда в случае допущенных при  его создании грубых нарушений  закона, если эти нарушения носят  неустранимый характер, либо осуществления  деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с  иными неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных  правовых актов, либо при систематическом  осуществлении общественной или  религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом  деятельности, противоречащей его  уставным целям;

Требование  о ликвидации юридического лица может  быть предъявлено в суд государственным  органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено  законом.

Решением  суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности  по осуществлению ликвидации юридического лица.

Нужно заметить, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее  в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом), в случае, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. При этом положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно  письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации, назначают  ликвидационную комиссию (ликвидатора), к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица и устанавливают порядок и  сроки ликвидации.

Ликвидационная  комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации  юридического лица, публикацию о его  ликвидации и о порядке и сроке  заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме этого, комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания  срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также  о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных  законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом.

При этом если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для  удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности  и в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных  законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом.

Важно знать, что при недостаточности у  ликвидируемого казенного предприятия  имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

В результате, ликвидация юридического лица считается  завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после  внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.2

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также  требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию  вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом  о страховании вкладов граждан  в банках и Банка России в связи  с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Вполне  логично, что требования каждой очереди  удовлетворяются после полного  удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества  ликвидируемого юридического лица оно  распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора  либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного  баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены  за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией  для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок. Требования кредиторов, не удовлетворенные  из-за недостаточности имущества  ликвидируемого юридического лица, считаются  погашенными. Погашенными считаются  также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано.

1.3 Информация по прекращаемой деятельности: сравнительная характеристика ПБУ16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" и МСФО 35 "Прекращаемая деятельность"

 

Характерной чертой настоящего этапа  развития экономики является реструктуризация бизнеса, нередко проявляющаяся в реорганизации предприятий. Существует несколько форм реорганизации предприятий: выделение, разделение, присоединение, слияние. Но независимо от формы реорганизации вопросы, возникающие при реализации каждого из таких проектов, затрагивают все сферы деятельности предприятия: правовую, финансовую, производственную.

Основными нормативными документами, устанавливающими порядок реорганизации  юридических лиц, являются ПБУ 16/02,  Гражданский кодекс РФ, методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, Федеральный закон.

Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02) утверждено приказом Минфина России от 02.07.02 № 66н и введено в действие с 1 января 2003 г. По своей природе этот документ близок к международному стандарту финансовой отчетности "Прекращаемая деятельность" (МСФО 35).

ПБУ 16/02 устанавливает порядок  раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Для целей ПБУ 16/02 под прекращаемой деятельностью понимается часть деятельности организации по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Согласно ПБУ 16/02 прекращаемая деятельность может быть выделена для целей составления бухгалтерской отчетности, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности (или основная их часть) относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности организации. При этом активы, обязательства, доходы и расходы относятся или могут быть отнесены к прекращаемой деятельности в том случае, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате прекращения осуществления части деятельности организации.

Условия признания прекращаемой деятельности в соответствии с ПБУ 16/02:

1.     уполномоченный орган организации должен принять решение о прекращении части деятельности организации;

2.     в организации должна быть выработана единая программа прекращения деятельности.

Момент признания деятельности прекращаемой определен в ПБУ  16/02 как:

1.     дата заключения организацией договора купли-продажи  активов,   без  которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически неосуществима;

2.     дата доведения  информации о решении о прекращении деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционеры,  работники   организации,   поставщики и др.), в зависимости от того, какое из приведенных событий произойдет раньше.

При прекращении деятельности у организации возникает ряд обязательств перед третьими лицами (юридическими — контрагентами, кредиторами и т. п. и физическими — высвобождаемыми работниками), обусловленных требованиями действующего законодательства, условиями ранее заключенных договоров или добровольно принятых на себя организацией обязательств. Исходя из принципа осмотрительности для отражения своего реального финансового положения, организация должна показать в бухгалтерской отчетности не только уже возникшие, но и предполагаемые обязательства. Для этого целесообразно начислить соответствующий резерв.

Информация по прекращаемой деятельности согласно ПБУ 16/02 подлежит раскрытию в годовой бухгалтерской  отчетности организации:

1.     в составе пояснительной записки описание прекращаемой деятельности:

  • соответствующий   отчетный   сегмент   (часть сегмента или совокупность сегментов);
  • дата признания деятельности прекращаемой;
  • дата или период ожидаемого завершения прекращения деятельности (если определимы);
  • стоимость активов и обязательств, предполагаемых к выбытию или погашению;

2.     в отчете о прибылях и убытках :

  • суммы доходов, расходов, прибылей/убытков до налогообложения, начисленный налог на прибыль, относящийся к прекращаемой деятельности;

3.     движение денежных средств (по инвестиционной, текущей и финансовой деятельности), относящееся к прекращаемой деятельности.

Кроме  того,   раскрывается  информация  по начисленным резервам по обязательствам, возникающим вследствие прекращения деятельности. При этом в последующие периоды должна раскрываться информация об их изменении и использовании.

Если признание деятельности прекращаемой согласно ПБУ 16/02 происходит после окончания годового отчетного периода, но до подписания бухгалтерской отчетности за указанный год, то соответствующее уточнение показателей и раскрытие должны быть сделаны в соответствии с ПБУ 7/98 "События после отчетной даты.

        МСФО 35 «Прекращаемая деятельность» применяется к прекращаемой деятельности всех компаний. Основное внимание уделяется требованиям раскрытия и представления информации о прекращаемой деятельности.3

Рассматривая основные положения  стандарта, следует отметить, что  организация должна отразить информацию по прекращаемой деятельности в своей годовой бухгалтерской отчетности.

Впервые эта информация должна быть отражена в отчетности за тот  период, в котором организация  приняла решение прекратить данную деятельность (по МСФО, начиная с  финансовой отчетности за период, в  котором произошло событие первоначального  раскрытия) По мере того как реализуются  активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской  отчетности:

  • величину прибыли до налогообложения и сумму начисленного налога (если получена прибыль);
  • продажную цену актива (по МСФО чистую продажную цену или диапазон цен) (без учета затрат на выбытие) и дату, когда деньги за него поступили на счет организации (по МСФО также следует указать балансовую стоимость актива).

В последний раз информация по прекращаемой деятельности приводится в отчетности за тот период, в котором предприятие прекратило выпускать соответствующие товары, выполнять работы и т. д. Организация может отразить информацию:

  • в отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств;
  • в пояснительной записке (по МСФО, кроме случаев с реализацией активов, рассмотренные выше, которые должны отражаться в самих финансовых отчетах).

Если организация выбрала  первый вариант, тогда в отчете о прибылях и убытках она показывает суммы доходов и расходов, прибыли до налогообложения, относящиеся к прекращаемой деятельности. Также здесь указывается сумма налога, начисленного на полученную прибыль.

В отчете о движении денежных средств предприятие показывает, какие суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, поступали в кассу или на банковский счет и как они расходовались.Возможно, организации будет недостаточно граф, предусмотренных в типовых формах отчетности,поэтому она вправе включить в отчетность дополнительные графы и уже в них отдельно охарактеризовать продолжаемую и прекращаемую деятельность.

Если организация решила привести информацию в пояснительной  записке (примечаниях к бухгалтерской  отчетности). Здесь она описывает  прекращаемую деятельность, т. е. указывает  структурное подразделение, дату признания деятельности прекращаемой, а также дату или период, в которые планируется завершить эту деятельность. Кроме того, в записке отражается стоимость активов, которые будут проданы в процессе прекращения деятельности. Также указываются обязательства, которые придется погасить в связи с отказом от данной сферы деятельности.

Любая информация, касающаяся прекращаемой деятельности, должна представляться для каждой прекращаемой деятельности отдельно. Информация за периоды, предшествующие отчетному, представленная в бухгалтерской отчетности, подготовленной после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована с целью выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств по прекращаемой деятельности для сопоставимости отчетных данных с показателями предшествующих отчетных периодов.

Таким образом, рассматривая ПБУ 16/02 и МСФО 35, можно сделать  вывод, что основные требования ПБУ  по раскрытию информации по прекращаемой деятельности аналогичны требованиям, установленным в МСФО, что способствует сближению российского учета  с международным.

Информация о работе Раскрытие в отчетности информации по прекращаемой деятельности