Реформирование бюджетной классификации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности и функций бюджетной классификации, рассмотрение видов бюджетной классификации РФ, а также основные направления реформирования бюджетной системы, особенно бюджетной классификации.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Сущность бюджетной классификации
4
1.1. Понятие и функции бюджетной классификации
4
1.2. Классификация доходов бюджетов РФ
9
1.3. Классификация расходов бюджетов РФ
14
Глава 2. Реформирование бюджетной классификации РФ
25
2.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса
25
2.2. Реформирование бюджетной классификации
28
Заключение
36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.по бюд.учету.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйство РФ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

 

Кафедра бухгалтерский учет и аудит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: «Реформирование бюджетной классификации РФ».

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнил: студентка

экономического факультета

группы

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2007 год

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

3

Глава 1. Сущность бюджетной классификации

4

1.1. Понятие и функции бюджетной классификации

4

1.2. Классификация доходов бюджетов РФ

9

1.3. Классификация расходов бюджетов РФ

14

Глава 2. Реформирование бюджетной классификации РФ

25

2.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса

25

2.2. Реформирование бюджетной классификации

28

Заключение

36

Список использованной литературы

39

Приложение 1

41

Приложение 2

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Во исполнения принципа единства бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Экономические и политические реформы, проводимые в России в 1990-х – 2000-х гг., также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности и функций бюджетной классификации, рассмотрение видов бюджетной классификации РФ, а также основные направления реформирования бюджетной системы, особенно бюджетной классификации.

 

Глава 1. Сущность бюджетной классификации

1.1. Понятие и  функции бюджетной классификации

           Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Под бюджетной классификацией понимается группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

     Таким образом, основной  важнейшей функцией бюджетной классификации является обеспечение эффективного, полного и четкого бюджетного планирования, деятельность по составлению бюджетов. При этом точность и логичность бюджетной классификации позволяет обеспечивать сопоставимость показателей всех бюджетов различных уровней бюджетной системы России.

      Организационным  принципом бюджетной классификации  выступает ее единство. Это означает, что бюджетная классификация  РФ в части классификации доходов  бюджетов РФ, функциональной классификации  расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом. Конституционное закрепление этого принципа видится специалистам в пункте «р» ст. 71 Конституции РФ, т.к. бюджетная классификация является в какой-то мере элементом бухгалтерского учета (используется для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ).

     Правильно построенная, бюджетная классификация раскрывает классовый характер бюджета, позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.

     Бюджетная классификация  – это единая международная система функционального объединения доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характер регулирующих действий государства по формированию денежных средств и их использованию.

     В мировой практике используются различные виды классификаций расходов, такие как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная).

      При министериальной классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри министерств разносятся по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов.

     В случае предметной классификации расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру (например, просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т. д.). Предметная классификация намного реальнее отражает цели расходов, поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается с другими видами.

    Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам (капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т. д.).

     Смешанная классификация строится на определённом сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по предметам расходов. Возможна и группировка бюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием ведомственного и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

     Все вышеперечисленные виды классификаций расходов являются классическими, в последнее время в бюджетной практике возникли новые классификации, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.

     Целевая классификация основывается на разделении расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами.

     Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государственных финансов, которая рассматривает государственные средства как инструмент политики правительства. Группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, развитие и содержание транспорта и связи, внутренние дела и оборона). Эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и т. д.

   Классификация по финансовым признакам предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные, временные, условные.

   Классификация по политическим признакам делит расходы на нейтральные и активные. Доходы государственного бюджета формируются также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическая классификация, финансовая, экономическая.

   Классификация доходов по  источникам используется в большинстве  стран рыночной экономики, подразделяет  все поступления на поступления  от налогов и сборов, от государственных  предприятий, от займов. Налоговые  доходы далее классифицируются по видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог с наследства и дарений, налог на добавленную стоимость и т.д.).

   Юридическая классификация  доходов исходит из признака  образования дохода (используется  для этого сила государственной  власти или нет).

     Финансовая классификация основывается на делении доходов на безвозвратные, постоянные (налоги), и временные (займы).

     Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения доходов.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ (Глава 4) бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов РФ;
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  3. экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

          Действующая в настоящее время бюджетная классификация определена Федеральным законом от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (ред. 22.12.05). Правила применения бюджетной классификации установлены Приказом МФ РФ от 21.12.05 №152-н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

     С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации применяется единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

   Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

  Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

  Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы1:

Код

Наименование групп

1000000

Налоговые доходы

2000000

Неналоговые доходы

3000000

Безвозмездные перечисления

4000000

Доходы целевых бюджетных фондов

5000000

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:

Код

Наименование подгрупп

3010000

От нерезидентов

3020000

От бюджетов других уровней

3030000

От государственных внебюджетных фондов

3040000

От государственных организаций

3050000

От наднациональных организаций

3060000

Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды

Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

 

Код

Наименование статей

3020100

Дотации

3020200

Субвенции

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной власти

3020400

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

3020500

Субсидии

3024000

Прочие безвозмездные поступления от бюджетов других уровней

Информация о работе Реформирование бюджетной классификации РФ