Реформирование бюджетной классификации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности и функций бюджетной классификации, рассмотрение видов бюджетной классификации РФ, а также основные направления реформирования бюджетной системы, особенно бюджетной классификации.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Сущность бюджетной классификации
4
1.1. Понятие и функции бюджетной классификации
4
1.2. Классификация доходов бюджетов РФ
9
1.3. Классификация расходов бюджетов РФ
14
Глава 2. Реформирование бюджетной классификации РФ
25
2.1. Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса
25
2.2. Реформирование бюджетной классификации
28
Заключение
36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курс.по бюд.учету.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Классификация доходов бюджета по-прежнему является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.   

   Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов РФ представлена в виде привычных уже четырех составных частей. Самое заметное изменение произошло в составе групп доходов (4 разряд 20-значного кода классификации доходов). По новому БК РФ классификация состоит из двух групп: «Налоговые и неналоговые доходы» (00100000000000000000) и «Безвозмездные поступления» (00020000000000000000). Следует заметить, что при разработке проекта Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, которое планируется ввести в действие с 1 января 2008 года, в рамках классификации доходов бюджетов разработчики сохранили группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (00030000000000000000).

  Классификация расходов бюджетов  представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

  Классификация расходов состоит из трех составных частей:

1.кода главного распорядителя  бюджетных средств;

2.кода раздела, подраздела, целевой  статьи и вида расходов;

3.кода классификации операций  сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджета. 

  Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных фондов, местного бюджета по-прежнему устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуре расходов.

   После завершения реформы функциональная классификация должна состоять из 11 разделов по сравнению с 27 разделами действующей функциональной классификации (Приложение 1). Существенной особенностью предложенной структуры является наличие раздела, объединяющего в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера. Структура подразделов функциональной классификации расходов построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Что касается классификации источников финансирования дефицитов бюджета, то данная классификация также значительно изменилась.

 Во-первых, она стала единой  как для внутренних, так и для внешних источников финансирования дефицитов бюджетов, что позволил сделать не задействованный ранее уровень подстатей (10-11 разряды 20-значного кода источников финансирования дефицитов бюджетов 9как внутренних, так и внешних)).

Во-вторых, кардинально изменилась ее внутренняя структура (Приложение 2).

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает единые для бюджетов всех уровней бюджетной системы группы 00001000000000000000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» и 00002000000000000000 «Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов».

          Классификация  операций сектора государственного  управления  предусматривает группировку  операций по их экономическому  содержанию с возможностью ее  применения для учета операций  как по кассовому методу, так  и по методу начислений.

        В отличие  от кассового метода учета, который  позволяет лишь отследить потоки  денежных средств и не дает  полного представления об активах  и обязательствах бюджетов бюджетной  системы, метод начислений позволит  оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.

         Учет по  методу начислений значительно  повысит прозрачность операций  сектора государственного управления  и даст информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. В центре системы учета, основанной на методе начислений, будет находиться администратор бюджетных средств, который должен учитывать не только расходы бюджета, но и поступления в соответствующий бюджет. В отчетность, составленную на основе учета по методу начислений, включается баланс активов м обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств. Для оценки влияния решений, принимаемых в налогово-бюджетной сфере, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета план счетов бюджетного учреждения будет интегрирован с бюджетной классификацией.

         В рамках  классификации операций сектора государственного управления предлагается все операции разделить на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Включение информации об этих операциях в единый план счетов бюджетного учета позволит оценить влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики.

          Переход  к новой системе учета предполагается  осуществить путем разработки  и утверждения общих стандартов бюджетного учета и отчетности с предоставлением права органам исполнительной власти разных уровней и администраторов бюджетных средств вести в рамках этих стандартов управленческий учет.

         В перспективе  экономическая классификация расходов должна быть интегрирована с классификацией операций сектора государственного управления. При формировании бюджетов в качестве экономической классификации расходов будут использоваться отдельные позиции (коды) классификации операций сектора государственного управления.

         Наряду  с реформированием функциональной  и экономической классификаций  расходов потребуется уточнение  ведомственной классификации с  учетом изменений в структуре  федеральных органов исполнительной  власти.

         Главными  распорядителями средств федерального бюджета будут являться все федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, агентства и службы), законодательные и судебные органы РФ, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ (до внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ в состав главных распорядителей средств федерального бюджета также включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).

          Одновременно в целях упорядочения процесса составления проекта федерального бюджета и в соответствии с проводимой административной реформой  предполагается ввести понятие «субъекты бюджетного планирования», под которыми понимаются федеральные министерства, имеющие право в соответствии  с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» вносить в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансовому обеспечению федеральных служб и федеральных агентств, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, федеральные органы законодательной и судебной власти, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, центральная избирательная комиссия РФ, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Исключительно в целях бюджетного планирования субъекты бюджетного планирования вносят предложения по формированию бюджетных проектировок по отдельным наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры, средств массовой информации.

        Проводимая  реформа бюджетной системы в  итоге должна обеспечить сбалансированность бюджета, привести к усилению финансовой дисциплины, увеличению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, снижению управленческих расходов, упрощению бюджетного администрирования.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного необходимо сделать выводы.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.

Бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.

Концепцией по реформированию бюджетной системы РФ предусмотрено 5 основных направлении:

       а) реформирование  бюджетной классификации РФ и  бюджетного учета;

       б) выделение бюджетов  действующих и принимаемых обязательств;

       в) совершенствование  среднесрочного финансового планирования;

       г) совершенствование  и расширение сферы применения  программно-целевых методов бюджетного  планирования;

       д) упорядочение  процедур составления и рассмотрения  бюджета.

      Первое направления  предусматривает приближение бюджетной  классификации РФ к требованиям  международных стандартов с учетом  изменений структуры и функций  федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы.

     В конечном итоге  бюджетная классификация должна  стать надежным и качественным  инструментом, гарантирующим прозрачность  деятельности органов власти  и администраторов бюджетных  средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса – от анализа финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления соответствующей финансовой отчетности.

       На мой взгляд, реформирование бюджетной классификации  это давно назревшая необходимость. Принятый в 1998 году Бюджетный  кодекс закрепил основы бюджетной  классификации, тем не менее, существует  практика утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом, что соответственно несет за собой временные издержки.

      До недавнего момента  большинство доходов концентрировались  в вышестоящих бюджетах, соответственно  и планирование расходов производилось  «сверху вниз». Во многих зарубежных странах давно уже отошли от этого принципа. Проводимая реформа должна предоставить больше самостоятельности в плане расходования бюджетных средств, т.к. законом будут закрепляться только основные разделы расходов, дальнейшую разбивку будут проводить сами администраторы бюджетных средств. На сегодняшний день такой подход к расходованию бюджетных средств оправдан, потому что каждый получатель бюджетных средств видит свои основные направления, куда можно направить бюджетные средства, которые возможно не замечает высшее руководство. Это также приводит к более ответственному и рациональному использованию бюджетных средств.

          Что  касается приравнивания бюджетной  классификации РФ к мировым  стандартам, то это давно назревшая  необходимость, т.к. Россия постоянно сотрудничает с международным сообществом, давно уже рассматривается вопрос о вступлении России в ВТО и соответственно предоставление финансовой отчетности и статистических данных в соответствии с международными стандартами намного упрощает анализ экономического положения России.

            В конце следует сказать, что  для дальнейшего устойчивого  развития экономики одной реформы  бюджетного процесса недостаточно, в связи с этим необходимо  провести ряд других реформ, в  частности административную реформу, реформирование межбюджетных отношений, реформу бюджетного сектора. Таким образом, реформа бюджетного процесса, зависящая от темпов и направлений широкого круга структурных реформ, является одной из важнейших предпосылок для повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора.  

Информация о работе Реформирование бюджетной классификации РФ