Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда...................6
Расчеты с персоналом как предмет интересов участников трудовых отношений и государства...............................................6
Нормативно-правовое обеспечение контроля расчетов с персоналом.......................................................10
Приемы документального и фактического контроля расчетов с персоналом……………………………….
Ревизия (аудит) расчетов с персоналом.........................................................................13
Источники информации и планирование ревизии (аудита) расчетов по оплате труда................................13
Ревизия (аудит) начислений в адрес персонала............................................................18
Заключение............................................................................................36
Список использованных источников....................................................38

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

       В зависимости  от конкретных условий производства  применяются различные системы сдельной оплаты труда: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная.  

      Прямая  сдельная оплата имеет место тогда, когда вся полноценная продукция или выполненные услуги оплачиваются по неизменной сдельной расценке за единицу продукции, работ, услуг.

     Сдельно-прогрессивная оплата труда заключается в том, что продукция, работы, услуги, выполненные в пределах нормы, оплачиваются по основным сдельным расценкам, а сверх нормы – по повышенным, прогрессивным сдельным расценкам.

     Сдельно-премиальная система оплаты труда имеет место тогда, когда вся выполненная работа оплачивается по основным сдельным расценкам, а также выплачиваются премии за те показатели в работе, которые установлены коллективным договором.

     Аккордная система оплаты предлагает оплату за весь комплекс работы и премии за досрочное выполнение работы. Заработная плата за аккордное задание определяется с учетом объема работ, норм выработки, сдельных расценок, разрядов работ.

     В свою очередь  каждая из указанных систем  может быть индивидуальной или  коллективной в зависимости от того, определяется ли заработок рабочего по индивидуальным или групповым показателям.

     Коллективная система оплаты труда – оплата труда, в основе которой лежит учет общих коллективных результатов труда.

     Применение коллективных  систем оплаты труда целесообразно в случае, если объединение работников в коллектив обусловлено технологически, т.е. для выполнения одного технологического комплекса работ необходимы совместные усилия работников, а конечный результат производства является непосредственным результатом труда этих работников.

     При повременной форме оплаты труд работника оплачивается по тарифной ставке, соответствующей присвоенному ему тарифному разряду, или окладу за фактически отработанное рабочее время.

     Повременную форму  оплаты труда целесообразно применять при следующих условиях:

• если рабочий не может оказывать непосредственного влияния на увеличение выпуска продукции и количественный результат труда определен ходом рабочего процесса (например, конвейерное или аппаратное производства);

•  при отсутствии количественных показателей выработки продукции;

•  когда организован строгий контроль и ведется учет фактически отработанного времени;

•  при правильном использовании рабочих в соответствии с их квалификацией и разрядом выполняемых работ;

•  при правильном применении норм труда – норм обслуживания и численности;

• когда качество труда важнее его количества (например, работа осветителя сцены);

• если работа является опасной (например, работа пожарного или спасателя);

• в случае если работа неоднородна по своему характеру и нерегулярна по нагрузке.

Для того чтобы форма повременной оплаты труда не привела к снижению производительности труда на каждом рабочем месте, следует поддерживать высокий уровень нормирования труда и применять поощрительные системы оплаты труда.

     Различают две традиционные  системы повременной оплаты: простая повременная и повременно-премиальная, которые широко используются в организациях республики.

     Таким образом, в соответствии  со ст. 63 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-3, с учетом последних изменений от 29.06.2006 № 138-3, в коммерческих организациях формы, системы и размеры оплаты труда работников устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

При планировании и в учете фонд оплаты труда делится на основную заработную плату и дополнительную.

     В основную заработную плату входят выплаты за отработанное время и выработанную продукцию по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам, премии (кроме единовременных), доплаты за работу в ночную смену, в праздничные и выходные дни, за бригадирство, за совмещение профессий и др.

     Дополнительная заработная плата – это оплата за нерабочее время в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Беларусь: оплата отпусков, выходного пособия, оплата за дни выполнения государственных и общественных обязанностей, за время военных сборов, оплата льготных часов подростков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.

     Таким образом, расчеты с персоналом по оплате труда являются важнейшим участком учета и контроля деятельности предприятия, так как правильная организация труда и заработной платы обеспечивает воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности.

Основные принципы организации заработной платы являются общими для предприятий всех форм собственности и оговариваются в Трудовом Кодексе Республики Беларусь.

 

 

 

 

1.2          Нормативно-правовое обеспечение  контроля расчетов с персоналом.

 

Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Практически в любой бухгалтерии участок заработной платы является одним из самых трудоемких и сложных.

Основу всех трудовых взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и ряд других нормативных правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда: величину минимальной заработной платы; размеры удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушение трудовых соглашений; установление продолжительности рабочего дня, отпуска и др.

Основные нормативные документы, которыми следует руководствоваться аудитору при проверке расчетов с персоналом по оплате труда, являются следующие:

1) Закон Республики Беларусь  «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. № 302-З. Определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [1]

Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Систематизация и накопление информации в хронологической последовательности, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражение ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности должны осуществляться в регистрах бухгалтерского учета.

2) Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  №3373-XII от 8 ноября 1994г. (в редакции от 04.01.2010г. №109-З) [2]. Законом предусмотрены следующие виды аудиторских услуг: составление заключений о формировании уставного капитала, о состоянии и достоверности отчетности, о финансовом положении определенных субъектов хозяйствования (участников инвестиционных процессов, участников процессов приватизации, эмитентов ценных бумаг); услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов предприятия, информационному обслуживанию заказчиков, консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства.

3) Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (в редакции постановления Министерства финансов от 26.05.2008 № 85) устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.[3]

4)  Постановление Министерства  финансов Республики Беларусь «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30.05.03 № 89 (в редакции постановления Министерства финансов от 25.06.2010 г. № 77), регламентирует содержание синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. [12]

5) Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (в редакции Декрета Президента от 28.05.2008г. № 9).[4]

При совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их.

 Средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 N 10). Но в соответствии со статьей 176 Трудового кодекса Республики Беларусь [9] наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска. Сам собой встает вопрос: Так за сколько дней до начала трудового отпуска все-таки следует выплачивать средний заработок?

 Выплата заработной платы руководителям организаций производится не ранее ее выплаты работникам данных организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной этим работникам.

6) Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» (в редакции постановления Министерства труда от 19.03.2001г. №42).[10]

Настоящая инструкция обеспечивает единый порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия, пособия по безработице, оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и в других случаях, предусмотренных законодательством, кроме тех, когда законодательством Республики Беларусь установлен иной порядок его исчисления.

7) Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23.03.2001г. № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» (в редакции постановлений Министерства труда и социальной защиты от 27.05.2004г. №57) [11].

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (ЕТС) является инструментом тарифного нормирования оплаты труда работников и представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

На ее основе с использованием других элементов тарифной системы: тарифной ставки первого разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей служащих, иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке, устанавливается тарификация выполняемых работ, профессий (должностей).

Настоящая Инструкция определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Декретов Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 N 23) [5] аудиторская деятельность относится к лицензируемому виду деятельности. Для ее осуществления на территории Республики Беларусь аудиторские организации, в том числе и иностранные, и аудиторы – индивидуальные предприниматели обязаны получить специальное разрешение (лицензию) на аудиторскую деятельность.

На Министерство финансов возложены функции по государственному регулированию аудиторской деятельности и ведению реестра лицензий на аудиторскую деятельность. Национальный банк определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.

 

 

 

1.3 Приемы документального и фактического контроля расчетов с персоналом.

 

Методологическое обеспечение контрольной проверки - это совокупность методов, которые могут использовать аудиторами в ходе проверки исчисления налогов в бюджет. Среди них можно выделить: формальную проверку; арифметическую; экспертную; логическую; встречную, нормативно-правовую; оценку документов по данным корреспондирующих счетов; оценку (аналитическую) проверку отчетности и т.д.

 

Формальная проверка предусматривает проверку соблюдений действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах. В процессе аудита расчетов по оплате труда проверяется наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выработки; заполнение всех реквизитов документа, подтверждающих выполнение работ; проверяется отсутствие в документах на выполненные работы вымышленных (подставных) лиц.

Информация о работе Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда