Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4
Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда...................6
Расчеты с персоналом как предмет интересов участников трудовых отношений и государства...............................................6
Нормативно-правовое обеспечение контроля расчетов с персоналом.......................................................10
Приемы документального и фактического контроля расчетов с персоналом……………………………….
Ревизия (аудит) расчетов с персоналом.........................................................................13
Источники информации и планирование ревизии (аудита) расчетов по оплате труда................................13
Ревизия (аудит) начислений в адрес персонала............................................................18
Заключение............................................................................................36
Список использованных источников....................................................38

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

Арифметическая проверка документов включает исследование правильности произведенных вычислений и таксировок, подсчет итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов. Например, подсчет итогов в журналах-ордерах, оборотно-сальдовых ведомостях. При аудиторской проверке расчетов по оплате труда аудитор проверяет правильность начисления заработной платы, правильность подсчетов итогов по расчетно-платежным ведомостям, правильность расчетов при применения ставок и тарифов. Проверяется правильность расчета среднего заработка, правильность и законность удержаний из заработной платы.

 

Экспертная проверка дополняет формальную и арифметическую и направлена на выявление подделок в документах. Встречаются различные подделки: дописка текста, букв и цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.п. Они могут быть выявлены при внимательном осмотре документа.

 

При логической проверке злоупотреблений сопоставляются хозяйственная операция, отраженная в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями, определяется, была ли объективная возможность ее возникновения. Логическая проверка во взаимосвязи с другими методическими приемами проверки документов позволяет выявить злоупотребления, приписки. При аудите расчетов по оплате труда логическая проверка заключается в сопоставлении сумм, начисленных в соответствии с документами по учету выполненных работ, суммам, отраженным в учете, а также фактически выплаченным работникам.

 

Встречная проверка представляет собой сличение первичных документов или учетных записей проверяемого субъекта хозяйствования с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий и организаций, с которыми проверяемый объект имеет хозяйственные связи. Основой этого приема является то, что первичные документы при совершении финансовых операций и хозяйственных процессов составляются в нескольких экземплярах. При этом контролируется содержание одних и тех же документов, только в разных организациях.

 

При нормативно-правовой проверке устанавливается соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам, положениям и постановлениям, утвержденным действующим законодательством. При обнаружении расхождений составляются расчеты и аналитические таблицы, выясняются последствия и виновные лица, определяется ущерб, причиненный неправомерными действиями работников предприятия. При аудите расчетов по оплате труда аудитором проверяется законность выплат, соответствие начислений и удержаний из заработной платы действующему законодательству, а также соответствие организации синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда нормативно-законодательной базе Республики Беларусь.

 

При применении оценки документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции, а в ряде случаев - злоупотребления. Нарушения могут выражаться в неверной корреспонденции счетов, несоответствии записей в регистрах бухгалтерского учета приложенным документам, отсутствии бухгалтерских проводок, свертывании сальдо по отдельным счетам, повторении корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу, в необоснованных документами сторнировочных и дополнительных записях на счетах бухгалтерского учета.

 

Посредством аналитической проверки отчетности изучается обоснованность показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности, в регистрах бухгалтерского учета и первичных документах. Этот прием в сочетании с другими приемами контроля позволяет изучить состояние расчетов по платежам налогов и сборов в бюджет.

 

Кроме различных видов документальных проверок, одним из самых действенных видов являются фактические проверки. К ним относятся инвентаризация, контрольный запуск материалов в производство, контрольное взвешивание при отпуске продукции покупателям, лабораторный анализ отдельных партий продукции. При аудите расчетов по оплате труда фактическому контролю могут быть подвергнуты нормы выработки, как правило такого рода проверка получила на практике название «фотография рабочего дня».

 

В условиях большого потока документации возникает необходимость в выборочном изучении документов. При аудиторской проверке возможны различные варианты несплошной проверки: проверка части документов за изучаемый период, проверка однородных операций за несколько месяцев, за последний месяц каждого квартала, за последний квартал или даже за последние два месяца. Наиболее приемлемым является первый вариант, так как в этом случае риск сводится к минимуму, и вероятность ошибки может оказаться незначительной.

 

В случае обнаружения ошибок в процессе выборочной проверки, ставится вопрос о расширении интервала выборки либо проведении сплошной проверки.

 

На основании изложенного в данной части исследования можно сделать следующие выводы, что совокупность методов, которые могут использовать аудиторами в ходе проверки расчетов по оплате труда включает: формальную проверку; арифметическую; экспертную; логическую; встречную, нормативно-правовую; оценку документов по данным корреспондирующих счетов; оценку (аналитическую) проверку отчетности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Ревизия (аудит) расчетов с персоналом

2.1. Источники информации  и планирование ревизии (аудита) расчетов по оплате труда

 

 

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, а также включает другие виды контрольной работы. В современном понимании "аудит" — это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству. Аудит как вид деятельности заключается в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта (самостоятельного хозяйственного подразделения), или информации о таком положении и функционировании и осуществляется компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования, положения или информации.

Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    • открытых акционерных обществ;
    • банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • бирж;
    • коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
    • страховых организаций, страховых брокеров;
    • резидентов Парка высоких технологий;
    • организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
    • иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро. (ст. 3, Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII "Об аудиторской деятельности")

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право:

    • самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
    • проверять у аудируемого лица регистры бухгалтерского и налогового учета, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; (в ред. Закона Республики Беларусь от 25.06.2007 N 240-З)(см. текст в предыдущей редакции)
    • получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;
    • привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;
    • получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;
    • отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству;
    • осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг. (ст. 10, Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII "Об аудиторской деятельности")

Для проведения аудиторской проверки необходимо составить договор оказания аудиторских услуг, где аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Бухгалтерский учет в ОДО «Юливер» ведется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

 

Для эффективного проведения контроля любой стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия аудиторская деятельность должна быть запланирована.

План-программа проверки операций по расчетам с персоналом по оплате труда разработана в соответствии с Правилами аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 сентября 2003 г. № 128.

Таблица 2.1 – План-программа проверки расчетов с персоналом

№ п/п

Перечень аудиторских процедур по реализации плана аудита

Срок проведения

Исполнитель

Рабочая документация аудитора

Примечание

1

2

3

4

5

6

1. Проверка соблюдения положений  законодательства о труде

1.1

Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение)

02.08.10

 

Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки

 

1.2

Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и по гражданско-правовым договорам

03. 08.10

 

Штатное расписание, наряды, правила внутреннего трудового распорядка

 

2. Аудит системы начислений заработной  платы

2.1

Проверка обоснованности начислений заработной платы

05. 08. 10

 

Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание

 

2.2

Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат

06. 08. 10

 

Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы

 

2.3

Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей

09. 08. 10

 

Расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы

3.1

Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога

10. 08. 10

 

Документы, предоставленные сотрудником на использование стандартных налоговых вычетов

 

3.2

Проверка правильности удержаний по исполнительным листам

10. 08. 10

 

Исполнительные листы

 

3.3

Проверка правильности подотчетных сумм

10. 08. 10

 

Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО)

 

3.4

Проверка депонированных сумм по заработной плате

10. 08. 10

 

Книга учета депонированной заработной платы, касса

 

4. Проверка ведения аналитического  учета по работающим и сводных  расчетов по оплате труда

4.1

Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе

11. 08. 10-12. 08. 10

 

Лицевые счета, расчетно-платежные документы

 

4.2

Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета

13. 08. 10-16. 08. 10

 

Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно-сальдовые ведомости

 

 

Период проверки: июль 2010 г.

 

При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:

  • круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
  • наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
  • наличие технических средств контроля;
  • наличие технологии контроля;
  • контролируемые параметры.

Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что рабочие места бухгалтерии полностью автоматизированы; все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда соответствуют требованиям нормативной документации; главный бухгалтер организации не осуществляет контроль по предотвращению ошибок во время работы бухгалтера по начислению заработной платы.

Из беседы с главным бухгалтером установлено, что контроль за начислением заработной платы осуществляется только на конечной стадии расчетов, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.

Внутренний контроль в ОДО «Юливер» можно охарактеризовать на среднем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Аудит начислений в адрес персонала, своевременности и полноты произведенных из них удержаний

 

В начале проверки ревизор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются в данной организации. Ревизор должен знать, что в соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры оплаты труд работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

 

На КУП «Городской молочный завод № 1» применяются повременная и сдельная формы оплаты труда, сдельно-премиальная, повременно-премиальная и индивидуально-премиальные системы оплаты труда.

 

На следующем этапе проверки выборочно надо проверить начисление заработной платы по всем категориям работников. Проверку следует начать с порядка начисления заработной платы работникам с повременной оплатой труда, а затем рабочим - сдельщикам.

 

Основной документ для расчета заработной платы при повременной форме оплаты труда - Табель учета рабочего времени (приложение Б, В). В табеле фиксируются случаи явки и неявки работников. В конце месяца табель передается в бухгалтерию организацию, в которой работники бухгалтерии подсчитывают общее количество отработанных часов (дней) и производят расчет заработной платы.

Информация о работе Ревизия (аудит) расчетов с персоналом по оплате труда