Ревизия расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель ревизии и аудита расчетных операций по оплате труда – оцен¬ка правильности организации учета расчетов по оплате труда в организации, подтверждение законности обра¬зования дебиторской и кредиторской задолжен¬ности, ее достоверности и реальности погаше¬ния. В соответствии с целью предметом проверки являются – дебиторская и кредиторская задолженность по оплате труда, их реальное существование, пра¬вильное отражение в учете и представление в отчетности в полном объеме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….4
1. Отработанное время, выполненные работы и заработная плата как объекты финансово-хозяйственного контроля……………………………...7
1.1 Труд и заработная плата как экономические категории и показатели эффективности производства………………………………………………….7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………………….12
1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……………………………………………………………………..14
2. Организация и методика проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………...18
2.1. Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности……………………………………………….18
2.2. Планирование и организация проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………..20
2.3. Проверка законности и документальной обоснованности расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………..22
2.4. Проверка правильности начисления основной и дополнительной оплаты труда, а также выплат специального характера……………………24
2.5. Проверка правильности удержаний из заработной платы…………………………………………………………………………….30
2.6. Проверка полноты, правильности и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………………………34
2.7. Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по оплате труда……………..37
3. Методика оформления результатов проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда………………………………………………….39
3.1. Оценка состояния и внутреннего контроля за объемом и качеством труда, средствами на его оплату……………………………………………..39
3.2. Документальное оформление материалов ревизии расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………….41
3.3. Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов с персоналом по оплате труда……………..44
Заключение……………………………………………………………....49
Список использованной литературы………………………………….52

Файлы: 1 файл

то что надо!!!!!!.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

 Анализ действующего  законодательства Республики Беларусь  в сфере оплаты труда позволяет  выделить следующие основные  признаки, характеризующие заработную  плату как элемент трудового  правоотношения:

- заработная плата –  это оплата выполняемой работником  определенной функции; 

- заработная плата выплачивается  в денежной и (или) натуральной  форме; 

- для определения размера  заработной платы используются  законодательно установленные критерии (количественные и качественные  характеристики труда);

- заработная плата основывается  на заранее установленных нормах  и расценках; 

- заработная плата не  ограничивается максимальными размерами  и не может быть меньше установленного  государством минимума;

- заработная плата –  это оплата, носящая гарантированный  характер. При этом необходимо  учитывать, что один только  факт заключения трудового договора  не может рассматриваться как  основания возникновения права  на заработную плату. Основанием  гарантированности заработной платы  являются затраты труда, т.е.  фактическое выполнение работником  трудовой функции [Трудовое право,  с. 382].

 Стоимость рабочей  силы имеет качественную и  количественную стороны. Качественная  характеристика стоимости рабочей  силы заключается в том, что  она выражает определённые производственные  отношения, а именно: продажу рабочим  своей рабочей силы и покупку  её с целью увеличения прибыли.  С количественной стороны стоимость  рабочей силы определяется стоимостью  жизненных средств, необходимых  для того, чтобы произвести, развить,  сохранить и увековечить рабочую  силу.

 На рынках рабочей  силы продавцами выступают работники  определённой квалификации, специальности,  а покупателями – предприятия,  фирмы. Ценой рабочей силы является  базовая гарантированная заработная  плата в виде вкладов, тарифов,  форм сдельной и повременной  оплаты.

 Кроме проанализированных  основных концепций, в зарубежной  экономической литературе создано  много других теорий определения  сущности заработной платы, её  природы. Рабочая сила представляет  собой товар особого рода, производственные  и созидательные качества которого  целиком определяют конкурентоспособность  и прибыльность предприятия. Она  является основным ресурсом и  определяется совокупностью физических, умственных и духовных способностей, благодаря которым человек может  участвовать в трудовой деятельности.

 Заработная плата, будучи  основным источником доходов  работников, является традиционным  фактором мотивации труда и  оказывает доминирующее влияние  на производительность. Предприятие  не может удержать рабочую  силу, если оно не выплачивает  вознаграждения по конкурентоспособным  ставкам и не имеет шкалы  оплаты труда, стимулирующей людей  к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно чётко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Иными словами психологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работника на честное понимание им взаимосвязи между требованиями к нему предприятия и вкладом его в конечные результаты, и как следствие – размером заработной платы.

 К сожалению, в современной  организации заработной платы  преобладает экономическая ориентация. Доминирующее значение имеют  категории экономические: хозрасчётный  доход, фонд оплаты труда, внутренние  цены (расчётные, планово-учётные  и пр.) и другие, которые не анализируются  с точки зрения формирования  мотивации, побуждения к активной  деятельности каждого работника.  В зависимости от системы оплаты  труда, её организации на любом  предприятии, организации, учреждении  мотивационным стимулом может  выступать как размер заработной  платы, так непосредственно и  оценка работника. Однако оценка  работника (его заслуг) с последующим  установлением размера заработка  оказывается для рабочих более  предпочтительной по сравнению  с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата – заслуги  работника). Заработная плата как  экономическая категория всё  меньше выполняет свои основные  функции воспроизводства рабочей  силы и стимулирования труда.  Она фактически превращается  в вариант социального пособия,  которое практически не связано  с результатами труда. Это приводит  к тому, что организация производства  лишается одного из мощных  рычагов повышения эффективности  и полноправности выхода на  мировой рынок. 

 Таким образом, в  настоящее время как в экономической,  так и правовой литературе  существуют различные подходы  к трактовке понятия «заработная  плата». Однако в каждом определении  содержится указание в той  или иной форме на то, что  заработная плата представляет  собой вознаграждение в натуральной  либо денежной форме, подлежащее  выплате работнику за фактически  выполненную работу (отработанное  время).

 

1.2. Нормативно-правовое регулирование  и информационное обеспечение  проверки расчетных операций  с персоналом по оплате труда 

 

 Основополагающим законодательным  актом при проверке расчетных  операций с персоналом по оплате  труда является Трудовой Кодекс  Республики Беларусь от 26.07.1999 г.  № 296-З (в редакции от 20.07.2007 г. № 272-З) [23], в котором перечислены  основные понятия и определения,  касающиеся заработной платы,  содержание и условия трудового  договора, республиканские тарифы, формы и системы оплаты труда,  рассмотрен вопрос о применении  поправочного коэффициента при  исчислении среднего заработка,  удержания из заработной платы  и другие моменты, касающиеся  организации и регулирования  оплаты труда. 

 Декрет Президента  Республики Беларусь «О дополнительных  мерах по совершенствованию трудовых  отношений, укреплению трудовой  и исполнительной дисциплины»  от 26.07.1999 г. № 29 (в редакции  от 28.05.2008г. № 9) регулирует отношения  между работником и нанимателем,  предъявляет требования к заключению контрактов и трудовых договоров, определяет сроки, периодичность и очередность выплаты заработной платы и отпускных [].

 Закон Республики Беларусь  «Об установлении и порядке  повышения размера минимальной  заработной платы» от 17.07.2002 г.  № 124-З определяет правовую  основу установления и порядка  повышения размера минимальной  заработной платы. Размеры минимальной  заработной платы устанавливаются  Советом Министров Республики  Беларусь ежегодно с 01 января  исходя из показателей бюджета  Республики Беларусь, утвержденного  на очередной бюджетный год  [].

 Проверка начисление  основной заработной платы производится  согласно постановлению Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 30.03.2004 г.  № 31 «Об утверждении Единой  тарифной сетки работников Республики  Беларусь» и внесении изменений  и дополнений в постановление  Министерства и социальной защиты  труда Республики Беларусь от 20.09.2002 г. № 123 (в редакции от 28.02.2008 г. № 41) «Об утверждении  инструкции о порядке применения  единой тарифной сетки Республики  Беларусь» [21].

 Порядок и условия  заключения контрактов нанимателей  с работниками устанавливает  «Положение о порядке и условиях  заключения контрактов нанимателей  с работниками», утвержденное постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 25.09.1999 г. № 1476 (в  редакции от 10.12.2007 г. № 1710) [].

 Постановлением Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 30.03.2004г.  № 34 (в редакции от 30.10.2007г. №  136) утверждено «Общее положение  Единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих ЕТКС». 

 Дальнейшая проверка  расчетов по оплате труда производится  по видам начислений и удержаний  на основании соответствующих  законодательных актов, регламентирующих  их.

 При этом начисление  пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и  родам регламентируется Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь от 30.09.1997 N 1290 (в редакции  от 31.03.2008 г. № 490) "Об утверждении  положения о порядке обеспечения  пособиями по временной нетрудоспособности  и по беременности и родам" [18]. Постановление Министерства  труда Республики Беларусь «Об  утверждении условий и порядка  исчисления среднего заработка,  сохраняемого за время трудового  (основного и дополнительного)  социального (в связи с обучением)  отпусков, выплаты денежной компенсации  за неиспользованный трудовой  отпуск и в других случаях,  предусмотренных законодательством,  а также перечня выплат, учитываемых  при исчислении среднего заработка»  от 10.04.2000г. № 47 (в редакции от19.10.2008г.  № 134) определяет порядок расчета  выплат за неотработанное время  [11].

 Удержания из заработной  платы регулируются такими нормативно-правовыми  актами, как: 

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 12.08.2002 N 1092 (ред. от 10.12.2007) «О перечне  видов заработка и (или) иного  дохода, из которых производится  удержание алиментов на содержание  несовершеннолетних детей» [19];

- Закон Республики Беларусь  от 21.12.1991 N 1327-XII (ред. от 26.12.2007) «О  подоходном налоге с физических  лиц» [8].

- Законом Республики Беларусь  «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992г. № 1596-ХII (в редакции  от 20.12.2007 г. № 295-З) [].

 Основным документом, которым руководствуются непосредственно  в организации при осуществлении  бухгалтерского учета заработной  платы, является учетная политика  организации, которая разрабатывается  в соответствии с Положением  по бухгалтерскому учету «Учетная  политика организации», утвержденным  постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 17.04.2002 г.  № 62 (в редакции от 26.05.2008 г.  № 85). Настоящее положение устанавливает  основы формирования (выбора и  обоснования) и раскрытия (придания  гласности) учетной политики организации  как в общем, так и в вопросах  учета заработной платы. 

 Типовой план счетов  бухгалтерского учета и Инструкция  по применению Типового плана  счетов бухгалтерского учета,  утвержденные Постановлением Министерства  финансов Республики Беларусь  от 30.05.2003 г. № 89 (в редакции  от 13.11.2003г. № 153), позволяют организовать  учет расчетов с персоналом  по оплате труда непосредственно  на счетах бухгалтерского учета. 

 При проведении ревизии  руководствуются указом Президента  Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах  по координации деятельности  контролирующих органов Республики  Беларусь и порядка применения  ими экономических санкций» (в  редакции 19.06.2007 года) и Положением  о ведомственном контроле за  финансово-хозяйственной деятельностью  организаций, утвержденным постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь, 2006 г., № 8, 5/9753), а также отраслевыми  инструкциями «О порядке организации  и проведении проверок (ревизий)  финансово-хозяйственной деятельности  юридических лиц», разрабатываемых  на их основе.

 Организация проведения  аудита регулируется Законом  Республики Беларусь «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII (в редакции Закона от 18 декабря  2002 г. № 164-З), а также правилами  (стандартами) аудиторской деятельности.

 Методика и организация  проведения аудита и ревизии  наиболее полно и достоверно  отражены в учебниках и учебных  пособиях: Н.П.Барышникова «Организация  и методика проведения общего  аудита» [5], Р.А. Алборова «Аудит  в организациях промышленности, торговли АПК» [1], Г.М.Пупко «Ревизия  и аудит» [20].

 Источниками информации  при проверке расчетов по оплате  труда с персоналом служат  документы по зачислению, увольнению  и переводу работников предприятия,  первичные документы, регистры  бухгалтерского учета и отчетности. В качестве первичных документов  преимущественно используются унифицированные  формы первичной документации, утвержденными  постановлением Госкомстата СССР  от 28 декабря 1989 г. №241.

 Ведение первичного  учета по унифицированным формам  распространяется на юридических  лиц всех форм собственности,  осуществляющих деятельность в  отраслях народного хозяйства.  Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1 или № Т-1 (АСУ)), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма №Т-5 или №Т-5 (АСУ)), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6) или записка о предоставлении отпуска (форма № Т-6 (АСУ)), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или № Т-8 (АСУ)), личная карточка (форма № Т-2 или № Т-2 (АСУ)), на руководящих работников и специалистов – дополнительно личный листок учета кадров.

 По учету использования  рабочего времени и расчетов  с персоналом по оплате труда  применяются: табель учета использования  рабочего времени и расчета  заработной платы формы №Т-12 или  в табель учета использования  рабочего времени формы №Т-13 (табеле  учета рабочего времени формы  № 13а), лицевой счет (форма №  Т-54), платежная ведомость (форма  № Т-53), расчетно-платежная ведомость  (форма № Т-49), расчетная ведомость  (форма № Т-51).

Информация о работе Ревизия расчетов с персоналом по оплате труда