Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель работы: изучение нормативных и литературных источников касающихся ревизии учета кредитов и займов и на основании изученного дать рекомендации по совершенствованию ревизии кредитов и займов в сельскохозяйственных организациях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение источников и задач ревизии заемных средств;
- ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки;
- рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов;
- изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки;
- выявление типичных ошибок и недостатков при учете кредитов и займов;
- рассмотрение ревизии законности использования и своевременности погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов банка;
- описание порядка составления акта ревизии кредитов банков и займов;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию организации и методики проведения ревизии.
Введение ……………………………………………………………………………4
1 Роль и значение ревизии заемных средств …………………………………….6
1.1 Задачи и источники ревизии заемных средств ………………………………6
1.2 Составление плана и программы ревизии заемных средств………………...9
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования …………………………...17
2 Ревизия кредитных отношений ………………………………………………..19
2.1 Ревизия законности использования и своевременности погашения краткосрочных кредитов банка ……….19
2.2 Ревизия законности использования и своевременности погашения долгосрочных кредитов банка……………………...22
2.3 Ревизия займов ………………………………………………………………..24
3 Заключительный этап ревизии кредитов банков и займов …………………..27
3.1 Составление акта ревизии кредитов банков и займов……………………...27
3.2 Совершенствование ревизии заемных средств ……………………………..29
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список использованных источников ……………………………………………33
Приложение А……………………………………………………………………..35
Примечание – источник: собственная разработка автора
По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы о хорошей системе внутреннего контроля в «Дукора-Агро» ОАО, бухгалтерский учет данного раздела отвечает требованиям оперативности, достоверности.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке [11, с. 85].
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования
Законодательные и нормативные документы, регулирующие объем проверки:
Банковский кодекс Республики Беларусь, от 25.10.2000 г. № 441-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь;
Налоговый кодекс Республики Беларусь, от 19.12.2002 г. № 166-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь, от 07.12.1998 г. № 218-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете» от 18.10.94 № 3321-XII (с изм. и доп.). Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь].
Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22 декабря 1991 г. N 1330-XII [Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 марта 2001 г. N 2/317];
Закон Республики Беларусь «О залоге» от 24.11.1993 № 2586-XII [в редакции Закона Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. №76-З];
Положение о безналичных расчетах в Республике Беларусь (Письмо Национального Банка Республики Беларусь от 06.01.94 № 256), в котором регламентируются общие подходы к организации и осуществлению безналичных расчетов в валюте Республики Беларусь [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 49, 8/5770].
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 февраля 2005 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 июня 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил совершения валютно-обменных операций банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь». Настоящие правила определяют порядок совершения банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь [зарегистрирован в НРПА 28.02.2005 №8/12193].
Письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2004 N 04-23/509 "О предоставлении кредитов в иностранной валюте", в котором уточняются правила совершения валютно-обменных операций банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь [Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь].
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2004 N 98 (ред. от 13.02.2008) "Об утверждении правил ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь". Данная инструкция устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций в наличной иностранной валюте, а также организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте [Зарегистрировано в НРПА РБ 17.11.2010 N 8/22951].
Положение Национального банка Республики Беларусь от 24 октября 1996 г. №790 "Положение о порядке совершения сделок купли-продажи иностранной валюты, а также конверсионных операций банками и субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь", в котором определен порядок организации работы банков и субъектов хозяйствования при проведении сделок купли-продажи иностранной валюты, а также конверсионных операций на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 28, 8/7801].
Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 №226. Данная инструкция определяет порядок и условия предоставления (размещения) банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, кроме Национального банка Республики Беларусь, денежных средств в официальной денежной единице Республики Беларусь в форме кредита юридическим и физическим лицам и возврата полученных денежных средств [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 185].
Рекомендации Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30.12.1996 N 45 "По организации и проведению проверки правильности исчисления расходов по зарубежным командировкам и их учету", в которых указывается, что инспектору необходимо проверить правильность оформления командировок, соблюдения норм расходов, отнесение на затраты, ведение кассовых операций и т.д. [Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь].
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению;
Методические указания по
инвентаризации имущества и финансовых
обязательств.
2 РЕВИЗИЯ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Ревизия законности использования и своевременности погашения краткосрочных кредитов банка
Целью ревизии краткосрочных кредитов банка является подтверждение целесообразности получения и эффективности использования полученных кредитов.
Проверку комплекса данных
вопросов целесообразно начать со знакомства
с кредитной политикой «Дукора-
Последовательность ревизии операций по краткосрочным кредитам:
1. Анализ инвентаризации остатков по полученным краткосрочным кредитам. На данном этапе ревизор проверяет и сверяет данные бухгалтерского учета и отчета о прибылях и убытках.
2. Затем инспектор анализирует договора на кредитование для того, чтобы установить, соблюдаются ли требования законодательства по форме и содержанию.
3. Проверяется правильность отражения в бухгалтерском учете операций по полученным краткосрочным кредитам. Проводится аудит регистров аналитического учета и первичных документов.
4. Проверяется соблюдение сроков, достоверности и полноты начисления и уплаты процентов по кредитам, соблюдение сроков возврата краткосрочных кредитов. Проверке подвергаются кредитные договора, оборотные ведомости и выписки банка.
5. Проверяется целевой характер использования кредитов, а также правильность и обоснованность включения расходов, связанных с обслуживанием кредитов, по источникам их покрытия.
Стратегией проведения аудиторской проверки является исследование учета кредитов, начиная от бухгалтерской отчетности постепенно переходя к регистрам синтетического учета, регистрам аналитического учета и первичным документам.
Принятая стратегия позволит сохранить логическую последовательность проверки ведения учета кредитов и займов на предприятии.
При аудите кредитов аудитор
часто встречается с тем, что
на предприятии не ведется аналитический
учет кредитов. Поэтому для экономии
рабочего времени аудитору не всегда
следует сразу приступать к проверке
правильности начисления процентов
по кредитам и займам, если на предприятии
плохо отлажен их аналитический
учет. Аудитору следует сгруппировать
все кредитные договоры по определенным
признакам и только затем начать
проверку правильности начисления и
отражения в бухгалтерском
В ходе проверки операций по краткосрочным кредитам в «Дукора-Агро» ОАО выяснилось, что аналитический учет по кредитам организован:
- по видам кредитов (рублевый, валютный);
- по банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;
- по целевому назначению кредитов;
- по срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);
- по участию в расчете налогооблагаемой прибыли.
Состав регистров
Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер. При журнально-ордерной форме счетоводства учет кредитов ведется в журнале-ордере № 4.
Если бухгалтерский учет
на предприятии полностью
При аудите кредитов и займов,
учет которых ведется экономическим
субъектом с помощью
На предприятии «Дукора-Агро» ОАО суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т.д.
Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате на предприятии «Дукора-Агро» ОАО отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.
На суммы погашенных кредитов и займов на предприятии «Дукора-Агро» ОАО дебетуется счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.
Аналитический учет краткосрочных кредитов и займов на предприятии «Дукора-Агро» ОАО ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их.
На отдельном субсчете к счету 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" учитываются расчеты с кредитными организациями по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не более 12 месяцев.
2.2 Ревизия законности использования и своевременности погашения долгосрочных кредитов банка
Проверка законности использования и своевременности погашения долгосрочных кредитов банка ведется по такому же плану и в той же последовательности, что и ревизия краткосрочных кредитов, с той лишь разницей, что проверке подвергается счет 67. Инспектором проверяются кредитные договора на предмет правильности заполнения по форме, проверяются регистры аналитического учета и первичных документов на предмет правильности отражения в бухгалтерском учете операций по долгосрочным кредитам, также проверяется соблюдение сроков, достоверности и полноты начисления и уплаты процентов по кредитам, соблюдение сроков возврата долгосрочных кредитов, проверяется целевой характер использования кредитов, а также правильность и обоснованность включения расходов, связанных с обслуживанием кредитов, по источникам их покрытия.
На предприятии «Дукора-Агро» ОАО счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных предприятием.
Суммы полученных предприятием долгосрочных кредитов и займов в «Дукора-Агро» ОАО отражаются по кредиту счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и дебету счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т.д.
Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате на предприятии «Дукора-Агро» ОАО отражаются по кредиту счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.
На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.
Аналитический учет долгосрочных кредитов и займов в организации ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, и отдельным кредитам и займам.