Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Цели аудита: степень общеприемлимости; правильное включение сумм; право собственности; правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах; арифметическая точность; раскрытие, оценка, завершенность, разграничение операций.

Содержание работы

Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………....3
Виды и методы контроля………………………………………....……...…4
Виды финансового контроля……………………………………….…..…..6
Особенности аудиторского финансового контроля…………………...….8
Аудит сохранности основных средств, их классификация, оценки и переоценки………………………………………………………… …...……9
2.1 Проверка наличия и сохранности основных средств………………..…..14
2.2 Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия основных средств…………………………………………………………..…..21
2.3 Проверка операций по учету амортизации основных средств…….……24
2.4 Проверка операций по восстановлению основных средств……………..28
3.Задача…………………………………………………………………………29
Список используемой литературы……………………………………………31

Файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………....3
    1. Виды и методы контроля………………………………………....……...…4
    2. Виды финансового контроля……………………………………….…..…..6
    3. Особенности аудиторского финансового контроля…………………...….8
  2. Аудит сохранности основных средств, их классификация, оценки и переоценки………………………………………………………… …...……9

2.1 Проверка наличия и сохранности основных средств………………..…..14

2.2 Проверка порядка налогообложения  операций поступления и выбытия  основных средств…………………………………………………………..…..21

2.3 Проверка операций по учету  амортизации основных средств…….……24

2.4 Проверка операций по восстановлению  основных средств……………..28

3.Задача…………………………………………………………………………29

Список используемой литературы……………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

 

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в РФ.

Цели аудита: степень общеприемлимости; правильное включение сумм; право собственности; правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах; арифметическая точность; раскрытие, оценка, завершенность, разграничение операций.

Задачи аудита:

- формулирование принципов подготовки  плана, программы аудита;

- организация составления плана  и программы аудита;

- формулирование принципов документирования  аудита;

- формулирование требований к  форме, содержанию рабочей документации аудита;

- определение порядка составления,  хранения рабочей документации;

- определение видов, источников, методов получения аудиторских  доказательств.

В зависимости от субъекта и характера  деятельности финансовый контроль разделяется  на государственный, ведомственный  и вневедомственный; в зависимости  от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации  осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные  контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент  государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. В определенной мере функции  государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам  и сборам, налоговая полиция, а  также Центральный банк России, Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные  органы министерств и ведомств.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего  контроля экономических субъектов  являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается  для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной  информации о производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности.

Организация системы внутреннего  контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

О сновными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и  стандарты аудита.

 

    1. Виды и методы контроля

 
           Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

           Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.  
         Фирмы широко используют  две  формы  контроля:  финансовый  (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом. 
           Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.

            На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.

Вместе с тем система  контроля дает возможность использовать преимущества, как самостоятельности   подразделений, так и эффективного руководства из центра. Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания децентрализации в управлении фирмой в целом. 
           В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации. 
          В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

 
1.3. Виды финансового контроля  в РФ

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями  и объединениями, то есть без участия  специальных государственных органов.

В зависимости от объекта  контроля выделяют такие виды финансового  контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового  контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов  и расходов бюджета в разрезе  показателей, установленных законом  о бюджете на соответствующий  год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут  осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных  правоотношений и др.

Используются следующие  методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния  учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов  о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных  лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности, Методическое пособие  по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению  отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и  тому подобное).

Основной метод финансового  контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Предварительный контроль —  контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о бюджете  и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое  значение для предупреждения нарушений  финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных  операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление  кассового расхода бюджета. Текущий  контроль позволяет получить необходимую  оперативную информацию, характеризующую  состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Информация о работе Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики