Роль аудита в условиях национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы разберем роль аудита в условиях национальной экономики.
Цели курсовой работы: выяснить исторические предпосылки к развитию аудита и определить современные тенденции его развития, как за рубежом, так и в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I Глава: История развития аудита…………………………………………….5
1. Исторические предпосылки развития аудита…………………………….5
2. Тенденции развития аудита в России и за рубежом……………………..9
3. Внутренний контроль его понятие, структура и назначение…………..17
II Глава: Современные стандарты и виды аудита…………………………..25
1. Виды и методы контроля………………………………………………….25
2. Международные стандарты аудита……………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..37
III Глава: Теоретические аспекты расчетов с дебиторами и кредиторами..39
IV Глава: Проведение аудита ООО «Клиент»……………………..………48

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

I Глава: История развития аудита…………………………………………….5

  1. Исторические предпосылки развития аудита…………………………….5
  2. Тенденции развития аудита в России и за рубежом……………………..9
  3. Внутренний контроль его понятие, структура и назначение…………..17

II Глава: Современные стандарты и виды аудита…………………………..25

  1. Виды и методы контроля………………………………………………….25
  2. Международные стандарты аудита……………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………36

Список использованной литературы………………………………………..37

III Глава: Теоретические аспекты расчетов с дебиторами и кредиторами..39

IV Глава: Проведение аудита ООО «Клиент»……………………..………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие рыночных отношений  в России вызывает необходимость  пересмотра существующих и разработки новых методов управления и контроля. Так, стабильность, конкурентные преимущества субъектов хозяйствования в условиях рынка во многом зависят от степени  оперативного представления и достоверности  информации, на основе которой проводится экономический анализ, формируются  и реализуются управленческие решения.

Обеспечение надежности информационных ресурсов и наличие риска их искажения  – это основные проблемы, с которыми постоянно сталкиваются пользователи, заинтересованные в максимальной объективности  получаемой информации (инвесторы, банки, различные государственные органы и др.). Именно для решения подобного  рода проблем и был в свое время  создан институт независимого аудита, который является на сегодняшний  день атрибутом инфраструктуры рыночной экономики.

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком  положении и функционировании, и  осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования1. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться  возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками  сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы  не в состоянии самостоятельно убедиться  в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень  сложные, законны и правильно  отражены в отчетности, так как  они обычно не имеют доступа к  учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в  услугах аудиторов.

Независимое подтверждение  информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими  законодательства необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения.

В данной курсовой работе мы разберем роль аудита в условиях национальной экономики.

Цели курсовой работы: выяснить исторические предпосылки к развитию аудита и определить современные тенденции его развития, как за рубежом, так и в России.

 

I Глава: История развития аудита

 

1. Исторические предпосылки возникновение аудита

 

Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.

История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих2. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства. Чтобы избежать недоразумений и споров между управляющими предприятий, которые представляли интересы владельцев экономически ценных объектов, и налоговыми органами возникла необходимость в независимой экспертизе и контроле – аудите. В аудите были заинтересованы все участники экономического процесса. К помощи аудиторов прибегали и незаинтересованные лично государственные структуры – арбитраж, суд. Сильным импульсом в истории развития аудита был период капитализма. С целью предупреждения сокрытия затрат и доходов, от присвоения прибыли управляющими, некорректного распределения прибыли, воизбежании злоупотреблений каждый собственник был должен прибегнуть к обязательной проверке отчетов по финансам независимыми аудиторами. Приблизительно в этот период вышла серия инструкций, постановлений и законов, согласно которым все собственники и компании должны были не менее одного раза в год прибегать к услугам аудитора, чтобы подтвердить проверку их отчетности перед государственными органами (в том числе налоговыми). После возникновения акционерных обществ стимулом для более широкого развития аудита стала общность интересов банков и владельцев, владельцев и бирж, владельцев и поставщиков материалов (сырья). Исходя из совокупности сложившихся за весь этот длинный период времени условий, стимулом для возникновения, развития и становления аудита стала необходимость во взаимном контроле и регулировании. Далее в советское время только государственный контроль, его реализовывало Министерство государственного контроля соответствующей союзной республики. После падения командно-административной системы снова возникла необходимость в функционировании развитой системы аудита.

Согласно существующим историческим фактам, первым государством, создавшим  систему аудита, является Древний  Китай. Известен тот факт, что уже  в 700 г. до н. э. в Китае существовал  пост Генерального аудитора, который  обеспечивал и гарантировал честность  правительственных чиновников, которые  имели непосредственный доступ к  государственным финансам и иному  имуществу3.

В процессе исторического  развития, наряду с эволюцией государственного правления, менялись права и обязанности  аудиторских органов.

Приблизительно с III в. до н. э. в Римской Империи стали назначаться специальные контролеры, которые осуществляли контроль за бухгалтерией всех римских провинций и по результатам этих проверок делался устный доклад. Именно к этому периоду можно причислить употребление терминов «аудит» и «аудитор»4.

Но только лишь начиная  со средних веков в европейских  государствах, появляется обычай подтверждать достоверность произведенных сделок посредством их констатации двумя различными субъектами. Именно в это время появляются первые ростки современного бухгалтерского учета и контроля.

Примерно с ХVII в. экономическое развитие многих стран претерпевает процесс зарождения акционерных обществ и, как следствие, возникновение финансовых кризисов и целого ряда банкротств, что привело к повышению роли независимых бухгалтеров-экспертов, которые были бы способны осуществлять защиту интересов прежде всего инвесторов и кредиторов.

К концу XIX – началу XX вв., с интернационализацией бизнеса  в целом, происходит отделение потенциальных  владельцев экономических субъектов (акционеров) от тех лиц, которые, прежде всего, занимаются управлением финансово-хозяйственной деятельностью этих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало независимых экспертных оценок бухгалтерской (финансовой) информации, представляемой экономическими субъектами, заинтересованным в ней пользователям. Акционеры хотели быть уверенными в достоверности, вышеуказанной информации о реальных результатах финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении любого экономического субъекта. Именно для этих целей приглашались, заслуживающие доверия с точки зрения собственников, эксперты.

В это время еще не существовало единых для всех методик проведения аудиторских экспертиз и, как  следствие, отсутствовали единые требования к самому аудиторскому заключению. Главным критерием доверия к  аудиторскому заключению, состоящему, как правило, из двух трех общих фраз, являлось особое доверие клиента  к аудитору, выраженная внимательностью, доброжелательностью, безупречной  честностью, независимостью, но в то же время, заинтересованностью в  делах клиента.

Однако, в связи с ограниченностью, предоставляемой аудитором того времени, отчетной информации, у клиентов возникали всевозможные проблемы. Кроме  того, с усложнением и расширением  сфер деятельности экономических субъектов, усложнялся и бухгалтерский учет этой деятельности, что потребовало  от аудиторов хорошей профессиональной подготовки.

Наряду с ростом профессионализма аудиторов потребовалась разработка единых для всех основных рекомендаций для проведения как самого аудита, так и подготавливаемого на его  основе аудиторского заключения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. У частных собственников возникла необходимость в независимой экспертизе и контроле – аудите.
  2. Проверки проводились с целью предупреждения сокрытия затрат и доходов, от присвоения прибыли управляющими, некорректного распределения прибыли.
  3. Акционеры хотели быть уверенными в достоверности информации о реальных результатах финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении любого экономического субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тенденции развития аудита в России и за рубежом

 

В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита.

1-й этап. Исторически обусловленное  возникновение аудита. Существует несколько точек зрения относительно точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в., затем во Франции (1867)5, принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли ≪комиссарами по счетам≫. Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах в условиях концентрации производства и капитала и создания АО.

В условиях увеличения масштаба производства произошло разделение между управляющими и инвесторами. Собственник (инвестор) все реже непосредственно занимался производственными и финансовыми вопросами, поручая это менеджерам. Объективно возникает необходимость независимой проверки учета и отчетности, составленной наемными менеджерами, и выражения мнения о ее достоверности, а также оценки финансового состояния предприятия. Такое мнение и мог высказать аудитор. При этом целью проведения проверок становится не выявление и исправление ошибок и искажений (как было до этого), а оценка действительного финансового состояния предприятия и реального размера его прибыли.

2-й этап. Появление выборочного  аудита. На рубеже XIX-XX вв. в мире наблюдается бурный экономический рост. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита.

3-й этап. Начало нормативного  регулирования аудиторской деятельности. Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки6. В США в 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая принялась за нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор годовые отчеты акционерных обществ, акции которых котировались на бирже, обязательно должны были быть заверены бухгалтером-аудитором или аудиторской фирмой.

4-й этап. Возникновение  первых профессиональных аудиторских  объединений, дальнейшее развитие  аудита, учения о системе внутреннего контроля. В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов. В 1940-х гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности – выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности. Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности. С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту. Формируются два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства)7:

- в США и Великобритании - относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;

- в странах Западной Европы - аудит жестко регламентируется правительством.

Информация о работе Роль аудита в условиях национальной экономики