Роль аудита в условиях национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы разберем роль аудита в условиях национальной экономики.
Цели курсовой работы: выяснить исторические предпосылки к развитию аудита и определить современные тенденции его развития, как за рубежом, так и в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I Глава: История развития аудита…………………………………………….5
1. Исторические предпосылки развития аудита…………………………….5
2. Тенденции развития аудита в России и за рубежом……………………..9
3. Внутренний контроль его понятие, структура и назначение…………..17
II Глава: Современные стандарты и виды аудита…………………………..25
1. Виды и методы контроля………………………………………………….25
2. Международные стандарты аудита……………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..37
III Глава: Теоретические аспекты расчетов с дебиторами и кредиторами..39
IV Глава: Проведение аудита ООО «Клиент»……………………..………48

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

Как и любая система, внутренний контроль состоит из отдельных элементов. Их можно представить в виде схемы, приведенной ниже.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства  аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы  внутреннего контроля, а также  понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность  конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

- стиль и основные принципы  управления данным аудируемым  лицом;

- организационная структура  аудируемого лица;

- распределение ответственности  и полномочий;

- осуществляемая кадровая  политика;

- порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для  внешних пользователей;

- порядок осуществления  внутреннего управленческого учета  и подготовки отчетности для  внутренних целей;

- обеспечение соответствия  хозяйственной деятельности аудируемого  лица требованиям законодательства;

- наличие и особенности  организации работы ревизионной  комиссии, службы внутреннего аудита  в составе органа управления  аудируемого лица.

Неотъемлемым элементом  системы внутреннего контроля являются средства контроля, то есть элементы представления  и накопления контрольной информации, позволяющей однозначно интерпретировать факты хозяйственной жизни экономического субъекта. Рассматривая средства внутрихозяйственного контроля как множество невидимых  на первый взгляд «датчиков», участвующих  во всех хозяйственных операциях  и технологических процессах  и реагирующих на ошибки (несоответствия) можно сказать, что элементы средств  внутреннего контроля присутствуют в работе всех служб и отделов  экономического субъекта. К ним относят  документирование и документооборот, нормирование, внутрифирменное правовое регулирование, систему должностных  инструкций и т.д.

Аудитору необходимо понимание  системы бухгалтерского учета, достаточное  чтобы определить:

- основные группы и  типы операций, осуществляемых аудируемым  лицом;

- способы инициирования  таких операций;

- основные регистры бухгалтерского  учета, методы систематизации  и хранения первичных документов  и счета бухгалтерского учета,  используемые при подготовке  финансовой (бухгалтерской) отчетности  либо иной отчетности;

- процесс ведения бухгалтерского  учета и составления финансовой  отчетности от момента инициирования  важных операций и прочих событий  до момента их включения в  финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитору необходимо получить понимание контрольной среды, достаточное  для оценки отношения к средствам  внутреннего контроля руководства  аудируемого лица, его осведомленности  и предпринимаемых относительно указанных средств действий, а  также их значимости для аудируемого  лица.

Для разработки плана аудиторской  проверки аудитору необходимо получить достаточное понимание процедур (средств) контроля. При этом аудитору следует учитывать информацию о  наличии или отсутствии процедур контроля, полученную в ходе изучения контрольной среды и системы  бухгалтерского учета, для определения  необходимости дополнительного  изучения этих процедур. Так как  процедуры контроля находятся в  тесной взаимосвязи с контрольной  средой и системой бухгалтерского учета, некоторые знания относительно данных процедур могут быть приобретены  в процессе изучения аудитором контрольной  среды и системы бухгалтерского учета.

Бурцевым В.В. приведены  также и другие примеры составных  элементов среды внутреннего  контроля, которые также отражаются в схеме:

Разнообразие организационных  форм внутреннего контроля обусловлено:

- решением различных задач,  поставленных перед ними (так,  основной задачей ревизионной  комиссии является контроль наличия  и сохранности активов, а задачами  внутреннего аудита – обеспечение  менеджмента организации достоверной  и полной бизнес-информацией,  ее анализ, в отдельных случаях  – обоснование управленческих  решений);

- различным характером  зависимости (так, ревизионная  комиссия обслуживает, прежде  всего, интересы собственников,  а отдел внутреннего аудита  – интересы высшего звена управления);

- различием организации  работы (так, внутренний аудит  – самостоятельная деятельность, а остальные формы внутрихозяйственного  контроля – деятельность, осуществляемая  наряду с выполнением основных  обязанностей).

По функциональной направленности в зависимости от поставленных целей и задач организации могут встречаться самые разнообразные виды внутреннего контроля, например, финансово-экономический, бухгалтерский, юридический, технологический, кадровый и т.п.

Целями организации  системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление  упорядоченной и эффективной  деятельности предприятия;

2) обеспечение  соблюдения политики руководства  каждым работником предприятия;

3) обеспечение сохранности  имущества предприятия.

Необходимо заметить, что  потребность во внедрении внутреннего  контроля возникает вслед за ростом организации: деятельность руководителей  усложняется, и они просто бывают вынуждены перейти к делегированию  полномочий. Обоснование необходимости  внедрения внутреннего контроля на предприятии представлено в таблице.

Таблица 1 – Обоснование  необходимости внедрения внутреннего  контроля на предприятии.

Предпосылки организации  внутреннего контроля

Направленность внутреннего  контроля

Преимущества внедрения  внутреннего контроля

1. Системный кризис отечественной  микроэкономики

Принятый предприятием курс действий (его ориентиры), цели, стратегии

Достижение предприятием упорядоченной и эффективной  деятельности

2. Усиление рыночной конкуренции

Вид и масштаб деятельности предприятия

Обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия

3. Потребность в «чистой»  информации для нужд внутренних  и внешних пользователей

Неопределенность и риск деятельности

Своевременное обнаружение  недостатков в деятельности предприятия  и принятие мер к их устранению

4. Взаимозависимость и  взаимообусловленность внешнего  и внутреннего контроля

Договорная дисциплина

Выявление и мобилизация  имеющихся резервов производства, сверхнормативных запасов

5. Регламентация государством  основных направлений внутреннего  контроля

Кадровая

политика в отношении  материально-ответственных должностей

Обеспечение сохранности  собственности, выявление причин и  условий, способствующих образованию  потерь, недостач и совершению хищений

6. Реорганизация предприятия  в целях «встраивания» в рынок

Конфликтность в коллективах

Повышение эффективности  и качества работы, усиление режима экономии

7. Отсутствие или недостаточность  систематической экономической  работы на предприятиях

Функционирование системы  коммуникаций и системы информационного  обеспечения

Получение руководством предприятия "чистой" информации

8. Обязательность внутреннего  контроля для каждого предприятия  в соответствии с законодательством

Мотивация трудовой деятельности

Обеспечение финансового  благополучия и инвестиционной привлекательности  компании

Предпосылки организации  внутреннего контроля

Направленность внутреннего  контроля

Преимущества внедрения  внутреннего контроля

9. Тенденции развития  предприятия и рынка капитала

Профессиональная подготовка кадров

Постоянное совершенствование  хозяйственных процессов

10. Конфликт интересов

Документальное закрепление  полномочий и ответственности работников

Объективная оценка работы экономических и других служб  предприятия

11. Направленность предприятия  на получение дохода

Регламентация взаимоотношений  между звеньями предприятия

Центры внутреннего контроля – центры ответственности

12. Финансовая самостоятельность 

предприятия

Порядок проведения инвентаризации

Непрерывность осуществления  внутреннего контроля

13. Неэффективное использование  вычислительной техники

Правила организации документооборота

Консультирование работников по вопросам, входящим в компетенцию  контролеров

14. Риск банкротства

Внешние влияния

Соблюдение стратегии  предприятия

15. Нарушение режима экономии  на предприятии

Система бухгалтерского учета, защиты информации, СВК

Служебные расследования  по ЧП на предприятии

16. Необоснованное списание

Задолженность по недостачам

Сохранность активов


 

Организованный внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и принять меры по их устранению. Система внутреннего  контроля может быть эффективной (или  неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации  от принимаемых им рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава: Современные стандарты и виды аудита

 

  1. Виды и методы контроля

 

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов14.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и  задачи и создали организацию.

Фирмы широко используют  две  формы  контроля:  финансовый  (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.

Система централизованного  контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.

На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных  результатов показателям, запланированным  в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и  планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как  в целом, так и по отдельным  продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой  контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.

Вместе с тем система  контроля дает возможность использовать преимущества, как самостоятельности   подразделений, так и эффективного руководства из центра. Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания децентрализации в управлении фирмой в целом.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие  определенные связи между объектами  классификации.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а  также специально созданными ими  органами, с использованием специфических  форм и методов его организации  за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения  законности, целесообразности, эффективности  образования, распределения и использования  финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные  с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных  странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие института  президентской власти). С учетом определенных признаков классификации  внутри государственного финансового  контроля можно выделить следующие  виды15:

1. По отношению к ветвям  государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными)  органами государственной власти, как непосредственно (парламентский  контроль), так и через специально  созданные ими органы независимого  контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Информация о работе Роль аудита в условиях национальной экономики