Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа
В данной курсовой работе мы разберем роль аудита в условиях национальной экономики.
Цели курсовой работы: выяснить исторические предпосылки к развитию аудита и определить современные тенденции его развития, как за рубежом, так и в России.
Введение……………………………………………………………………….3
I Глава: История развития аудита…………………………………………….5
1. Исторические предпосылки развития аудита…………………………….5
2. Тенденции развития аудита в России и за рубежом……………………..9
3. Внутренний контроль его понятие, структура и назначение…………..17
II Глава: Современные стандарты и виды аудита…………………………..25
1. Виды и методы контроля………………………………………………….25
2. Международные стандарты аудита……………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..37
III Глава: Теоретические аспекты расчетов с дебиторами и кредиторами..39
IV Глава: Проведение аудита ООО «Клиент»……………………..………48
Как и любая система, внутренний контроль состоит из отдельных элементов. Их можно представить в виде схемы, приведенной ниже.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:
- стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
- организационная структура аудируемого лица;
- распределение ответственности и полномочий;
- осуществляемая кадровая политика;
- порядок подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности
- порядок осуществления
внутреннего управленческого
- обеспечение соответствия
хозяйственной деятельности
- наличие и особенности
организации работы
Неотъемлемым элементом
системы внутреннего контроля являются
средства контроля, то есть элементы представления
и накопления контрольной информации,
позволяющей однозначно интерпретировать
факты хозяйственной жизни
Аудитору необходимо понимание системы бухгалтерского учета, достаточное чтобы определить:
- основные группы и типы операций, осуществляемых аудируемым лицом;
- способы инициирования таких операций;
- основные регистры
- процесс ведения
Аудитору необходимо получить понимание контрольной среды, достаточное для оценки отношения к средствам внутреннего контроля руководства аудируемого лица, его осведомленности и предпринимаемых относительно указанных средств действий, а также их значимости для аудируемого лица.
Для разработки плана аудиторской проверки аудитору необходимо получить достаточное понимание процедур (средств) контроля. При этом аудитору следует учитывать информацию о наличии или отсутствии процедур контроля, полученную в ходе изучения контрольной среды и системы бухгалтерского учета, для определения необходимости дополнительного изучения этих процедур. Так как процедуры контроля находятся в тесной взаимосвязи с контрольной средой и системой бухгалтерского учета, некоторые знания относительно данных процедур могут быть приобретены в процессе изучения аудитором контрольной среды и системы бухгалтерского учета.
Бурцевым В.В. приведены также и другие примеры составных элементов среды внутреннего контроля, которые также отражаются в схеме:
Разнообразие организационных форм внутреннего контроля обусловлено:
- решением различных задач,
поставленных перед ними (так,
основной задачей ревизионной
комиссии является контроль
- различным характером
зависимости (так, ревизионная
комиссия обслуживает, прежде
всего, интересы собственников,
- различием организации
работы (так, внутренний аудит
– самостоятельная
По функциональной направленности в зависимости от поставленных целей и задач организации могут встречаться самые разнообразные виды внутреннего контроля, например, финансово-экономический, бухгалтерский, юридический, технологический, кадровый и т.п.
Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:
1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности предприятия;
2) обеспечение
соблюдения политики
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Необходимо заметить, что
потребность во внедрении внутреннего
контроля возникает вслед за ростом
организации: деятельность руководителей
усложняется, и они просто бывают
вынуждены перейти к
Таблица 1 – Обоснование
необходимости внедрения
Предпосылки организации внутреннего контроля |
Направленность внутреннего контроля |
Преимущества внедрения внутреннего контроля | |
1. Системный кризис |
Принятый предприятием курс действий (его ориентиры), цели, стратегии |
Достижение предприятием упорядоченной и эффективной деятельности | |
2. Усиление рыночной конкуренции |
Вид и масштаб деятельности предприятия |
Обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия | |
3. Потребность в «чистой»
информации для нужд |
Неопределенность и риск деятельности |
Своевременное обнаружение недостатков в деятельности предприятия и принятие мер к их устранению | |
4. Взаимозависимость и
взаимообусловленность |
Договорная дисциплина |
Выявление и мобилизация имеющихся резервов производства, сверхнормативных запасов | |
5. Регламентация государством
основных направлений |
Кадровая политика в отношении
материально-ответственных |
Обеспечение сохранности собственности, выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений | |
6. Реорганизация предприятия в целях «встраивания» в рынок |
Конфликтность в коллективах |
Повышение эффективности и качества работы, усиление режима экономии | |
7. Отсутствие или |
Функционирование системы коммуникаций и системы информационного обеспечения |
Получение руководством предприятия "чистой" информации | |
8. Обязательность внутреннего
контроля для каждого |
Мотивация трудовой деятельности |
Обеспечение финансового благополучия и инвестиционной привлекательности компании | |
Предпосылки организации внутреннего контроля |
Направленность внутреннего контроля |
Преимущества внедрения внутреннего контроля | |
9. Тенденции развития предприятия и рынка капитала |
Профессиональная подготовка кадров |
Постоянное совершенствование хозяйственных процессов | |
10. Конфликт интересов |
Документальное закрепление полномочий и ответственности работников |
Объективная оценка работы экономических и других служб предприятия | |
11. Направленность предприятия на получение дохода |
Регламентация взаимоотношений между звеньями предприятия |
Центры внутреннего контроля – центры ответственности | |
12. Финансовая самостоятельность предприятия |
Порядок проведения инвентаризации |
Непрерывность осуществления внутреннего контроля | |
13. Неэффективное использование вычислительной техники |
Правила организации документооборота |
Консультирование работников по вопросам, входящим в компетенцию контролеров | |
14. Риск банкротства |
Внешние влияния |
Соблюдение стратегии предприятия | |
15. Нарушение режима экономии на предприятии |
Система бухгалтерского учета, защиты информации, СВК |
Служебные расследования по ЧП на предприятии | |
16. Необоснованное списание |
Задолженность по недостачам |
Сохранность активов |
Организованный внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и принять меры по их устранению. Система внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от принимаемых им рисков.
II Глава: Современные стандарты и виды аудита
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов14.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.
Фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.
Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.
На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.
Вместе с тем система контроля дает возможность использовать преимущества, как самостоятельности подразделений, так и эффективного руководства из центра. Функция контроля, так же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания децентрализации в управлении фирмой в целом.
В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый
контроль охватывает не только государственный
сектор экономики, но и распространяется
на субъекты хозяйствования всех форм
собственности, главным образом
путем проверки соблюдения ими налогового
законодательства, выполнения государственных
и муниципальных заказов, целевого
использования субсидий, дотаций, бюджетных
кредитов, а также эффективности
предоставления и законности использования
налоговых льгот. Следовательно, объектом
государственного финансового контроля
выступают все денежные отношения,
складывающиеся в процессе деятельности
субъектов хозяйствования, связанные
с формированием и
Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды15:
1. По отношению к ветвям
государственной власти: контроль,
осуществляемый
Информация о работе Роль аудита в условиях национальной экономики