Роль аудита в условиях национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы разберем роль аудита в условиях национальной экономики.
Цели курсовой работы: выяснить исторические предпосылки к развитию аудита и определить современные тенденции его развития, как за рубежом, так и в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I Глава: История развития аудита…………………………………………….5
1. Исторические предпосылки развития аудита…………………………….5
2. Тенденции развития аудита в России и за рубежом……………………..9
3. Внутренний контроль его понятие, структура и назначение…………..17
II Глава: Современные стандарты и виды аудита…………………………..25
1. Виды и методы контроля………………………………………………….25
2. Международные стандарты аудита……………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..37
III Глава: Теоретические аспекты расчетов с дебиторами и кредиторами..39
IV Глава: Проведение аудита ООО «Клиент»……………………..………48

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 74.81 Кб (Скачать файл)

5-й этап. Возникновение  Международного комитета по аудиторской  практике в рамках Международной  федерации бухгалтеров, разработка  Международных стандартов аудита. В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров8 (МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Международный комитет по аудиторской практике (МКАП) является постоянно действующим комитетом Совета МФБ. МКАП был основан в 1977г. для совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире. Эта задача им реализуется путем выпуска Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing) и Международных положений по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements). Последние не относятся к нормативным документам, в них содержатся разъяснения положений, отраженных в самих стандартах, а также необходимые комментарии. Головной офис МКАП находится в Нью-Йорке.

Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно-правовой формы). При этом признается необходимым, что с учетом национальной специфики в границах каждой страны должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов (в форме национальных нормативов или положений, издаваемых законодательными или профессиональными органами).

К 1998 г. Международные стандарты аудита (МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югословию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию. 
Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер.

В начале 2001 г. руководство  МФБ провело ревизию (критическое  исследование) организационных вопросов деятельности МКАП. Международная рабочая  группа, состоящая из представителей, имеющих опыт внедрения стандартов как на национальном, так и на международном уровнях, подготовила  отчет с предложениями, которые  могут привести к существенному  изменению деятельности Комитета. Так, по мнению исследователей, в обозримом  будущем необходимо развитие комитета в следующих направлениях:

- четкое формулирование цели деятельности Комитета, которая должна заключаться в развитии и повышении качества МСА в целях удовлетворения интересов Общества;

- получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);

- изменение организационной структуры самого Комитета; максимально возможное повышение степени прозрачности и открытости деятельности Комитета;

- внедрение практики составления годовых отчетов о деятельности Комитета, систем стратегического планирования и бюджетирования и вынесение их на открытое обсуждение; 
проверка и устранение любых неточностей и двусмысленностей в аудиторских стандартах;

- повышение объемов финансирования.

Необходимость уточнения  цели деятельности Комитета обоснована, в первую очередь, глобализацией  рынков капиталов и ценных бумаг. Поскольку данные сферы бизнеса  относятся к высокорисковым, то резко  возрастает необходимость единого  подхода к организации бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и проведения аудита такой отчетности. Без единых аудиторских стандартов организовать эффективную работу международных рынков инвестиций невозможно. Поэтому задачи МКАП состоят, с одной стороны, во внедрении аудиторских стандартов во всем мире, с другой стороны, в постоянном их совершенствовании «в целях удовлетворения интересов Общества». В связи с этим необходимым условием и главной стратегической задачей является также получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (для Международных стандартов финансовой отчетности — МСФО — такое одобрение уже получено).

В марте 2002 г. в Куала-Лумпуре  состоялся 73-й и заключительный съезд  МКАП: в том же году Комитет был  переименован в Международный совет  по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board). В настоящее время Совет насчитывает 18 членов из 15 стран.

В середине 2002 г. был одобрен  новый МСА № 545 «Аудит измерения  и раскрытия в финансовой отчетности справедливой стоимости»9. Понятие справедливой стоимости схоже с понятием рыночной стоимости активов и обязательств. Данный стандарт особенно актуален для рынка финансовых инвестиций (ценных бумаг), поскольку для последних справедливую стоимость определить чрезвычайно сложно. В стандарте можно увидеть характеристику как самих активов и обязательств, способов определения их справедливой стоимости, отражения соответствующей информации в финансовой отчетности, так и решения проблемных вопросов аудита в этой области.

Реакцией на события, происшедшие  на рубеже XX — XXI вв. на мировом рынке  оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита. В частности, существенно пересмотрены положения МСА № 500 «Аудиторское доказательство» («Audit Evidence»). В дополнение к «традиционным» видам аудиторских доказательств (тесты контроля и процедуры проверки по существу) появились еще и процедуры, направленные на оценку рисков (Risk assessment procedures). Предполагается, что с их помощью аудитор должен в определенной степени достичь понимания деятельности аудируемого лица, а также среду, в которой оно функционирует, систему внутреннего контроля с тем, чтобы оценить уровень риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности.

В новой редакции МСА № 500 также значительно расширен перечень утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность (Financial statement assertions). Так, вместо привычных и уже понятных российскому читателю семи постулатов подготовки финансовой отчетности (существование; права и обязательства; возникновение; полнота; стоимостная оценка; измерение; представление и раскрытие) появились самостоятельные и относительно обособленные группы допущений: а) относительно классов хозяйственных операций и событий в проверяемом периоде; б) по формированию статей баланса на конец проверяемого периода; в) по представлению и раскрытию информации в финансовой отчетности.

В новой редакции стандарта  № 240 предусмотрена большая ответственность аудитора повыявлению искажений входе аудита финансовой отчетности.

Новая редакция МСА №'240 «Ответственность аудитора по рассмотрению искажений в ходе аудита финансовой отчетности» («The Auditor's Responsibility to Consider Fraud in an Audit of Financial Statements»)10 утверждена в феврале 2004 г. и вступил в действие в декабре 2004 г. с расследованием имущественных споров.

На наш взгляд, российские стандарты аудита в будущем должны разрабатываться исключительно в соответствии с МСА, а существующие — в необходимых случаях — пройти стадию доработки с целью их приведения в соответствие международным требованиям, поскольку применение специфических стандартов может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров и инвесторов

В России (в бытность СССР) аудит бухгалтерской отчётности появился с конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной эпохи) и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий11. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 году. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 - лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

В 2001 был принят и с 2002 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности»12, который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций. Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита. В законе были допущены и "ляпы" - как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).

Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов.

Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи - с 1 января 2010) вступил в силу новый  федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» №307-ФЗ13, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов - 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законом восстановлено забытое было требование о наличии в капитале аудиторских организаций большинства у квалифицированных аудиторов или аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Внутренний контроль его понятие, структура и назначение

 

Для успешной деятельности предприятия, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов  необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает  повседневный внутрихозяйственный  контроль. В рыночных условиях он выступает  важным средством организации и  регулирования всех видов деятельности по производству продуктов и услуг. Проникая во все сферы правоотношений, контроль затрагивает интересы миллионов  людей, тысяч организаций. В этой связи становится необходимой организация  контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы  внутреннего контроля берет на себя руководство предприятия. Чем сложнее  организационная структура предприятия, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

Система внутреннего контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия  из-за ее отсутствия. Контроль, выявляя  слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в  действие резервы, избегать кризисных  ситуаций и позволит сократить расходы  на проведение внешнего аудита.

В самом узком толковании термин «внутренний контроль» можно  определить как сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами  компании в рамках выполняемых ими  функций. Так, директор по продажам с  целью управления процессом продаж регулярно проверяет отчеты об объемах  продаж, информацию о претензиях к  качеству реализуемой продукции  и т.п. В широком понимании внутренний контроль – это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность  деятельности компании.

Существует специальное  федеральное правило (стандарт) аудиторской  деятельности №8 «Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», разработанное с  учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к  пониманию систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  аудиторского риска и его составных  частей. В соответствии с ним «система внутреннего контроля» - совокупность организационных мер, методик и  процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств  для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной  деятельности, обеспечения сохранности  активов, выявления, исправления и  предотвращения ошибок и искажения  информации, а также своевременной  подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

По мнению Сотниковой Л.В., внутренний контроль представляет собой  систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками  своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Отечественным исследователем в данной области Бурцевым В.В. приводится следующее обобщающее определение  понятия: «Внутренний контроль организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнение фактических данных с требуемыми, то есть с базой 
для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый 
уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования 
организации;

г) выявление причин данных отклонений.

Понятие «система внутреннего  контроля» также одно из важнейших  понятий в современном международном  аудите.

Система внутреннего контроля (Internal control system) - политика и процедуры (средства внутреннего контроля), принятые руководством клиента для содействия в реализации целей руководства, предусматривающих, насколько это практически выполнимо, упорядоченное и эффективное ведение бизнеса (финансово-хозяйственной деятельности), включая строгое следование политике руководства, обеспечение сохранности активов, предотвращение и обнаружение фактов злоупотреблений и ошибок, точность и полноту бухгалтерских записей, а также своевременную подготовку достоверной финансовой информации.

Информация о работе Роль аудита в условиях национальной экономики