Роль бухгалтерского управленческого учета в процессе ценообразования на примере ОАО «Лебедянский» г. Лебедянь Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль бухгалтерского управленческого учета в процессе ценообразования на примере ОАО «Лебедянский» г. Лебедянь Липецкой области.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого
учета;
- дать характеристику информации, предоставляемой бухгалтерским
управленческим учетом;

Файлы: 1 файл

роль бухгалтерского управленческого учета.docx

— 105.69 Кб (Скачать файл)

- крупные инвестиции в  рекламу;

Источники формирования имущества предприятия представлены на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Источники формирования имущества ОАО «Лебедянский» г. Лебедянь Липецкой области

 

В деятельности ОАО «Лебедянский»  отмечается сезонность продаж: максимальный объем продаж приходится на весенние месяцы, что можно объяснить отсутствием свежих ягод и фруктов и весенний авитаминоз.  Важным показателем деятельности  предприятия является темп роста объема продаж (рис.2.3).

 

Рис. 2.3. Динамика темпа роста объема продаж ОАО «Лебедянский» 2004-2010 гг.

Составлено по данным Годового Отчета ОАО «Лебедянский» за 2010 г.

 

Таким образом, до 2008 г  отмечается положительная динамика, но  финансово-экономический кризис спровоцировал снижение объемов продаж и следовательно снижение прибыли предприятия.

Необходимо отметить факторы, которые оказывают влияние на  финансовое положение предприятия:

- рост потребления продуктов  и пропаганда здорового питания;

- мировой финансовый кризис;

- уровень доходов населения;

- объем рекламных вложений;

- доступность продукции;

-инновации, способствующие  изменению потребительсикх предпочтений;

К причинам, которые обосновывают лидерское положение Общества на рынке можно отнести следующие:

-активная маркетинговая  и сбытовая политика;

-модернизация производства;

-привлечение менеджеров, имеющих опыт работы в крупных  западных компаниях;

Итак, на сегодняшний день ОАО «Лебедянский»  успешно развивающееся предприятие, которое занимает лидирующие позиции на российском рынке и имеет перспективы выхода на мировой рынок.

 

3.2.Способы формирования  цен на продукцию, используемые  в ОАО «Лебедянский»

Ценообразование на предприятии —  это сложный и многоэтапный процесс (рис. 3.1.).

Рис.3.1. Этапы процесса ценообразовании ОАО «Лебедянский г. Лебедянь Липецкой области

 

Рассмотрим каждый этап подробно.

1) Выбор цели. Предприятие  определяет цель, которую она  преследует, выпуская конкретный  товар. Если четко определены  цели и положение товара на  рынке, то легче установить цену. Существуют основные цели ценовой  политики: обеспечение дальнейшего  существования фирмы, максимизация  прибыли, удержание рынка, краткосрочное  достижение максимизации оборота  цен, обеспечение максимального  увеличения сбыта, «снятие сливок»  с рынка, достижение лидерства  в качестве.

2)Определение спроса. Это  следующий этап установления  цены. Нельзя устранить или отложить  этот важный этап, так как совершенно  невозможно рассчитать цену, не  изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой, сразу не  отразится на спросе на товар. Зависимость между ценой и  соответствующим ей уровнем спроса  отражается кривой спроса.

3)Анализ издержек. Для  осуществления продуманной ценовой  политики необходимо анализировать  уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на  единицу продукции, сопоставлять  их с планируемым объемом производства  и существующими на рынке ценами. Если на рынке действует несколько  конкурирующих предприятий, то необходимо  сравнить издержки предприятия  с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют  нижнюю границу цены. Они определяют  возможности предприятия в области  изменения цен и конкурентной  борьбе. Цена не может опускаться  ниже определенной границы, отражающей  издержки производства и приемлемый  для предприятия уровень прибыли, в противном случае производство  является экономически невыгодным.

4)Анализ цен и качеств  товаров-конкурентов.Разницу между  верхней границей цены, определяемой  платежеспособным спросом, и нижней  границей, образуемой издержками, иногда  называют полем игры 

предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар. Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.

Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов, то цены должны быть ниже. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов.

5)Выбор метода ценообразования. Имея представление о закономерностях  формирования спроса на товар, общей ситуации в отрасли, ценах  и издержках конкурентов, определив  собственную ценовую стратегию, предприятие может перейти к  выбору конкретного метода ценообразования  на производимый товар. Очевидно, что правильно установленная  цена должна полностью возмещать  все издержки производства, распределения  и сбыта товара, а также обеспечивать  получение определенной нормы  прибыли. Возможны три метода  ценообразования:

-установление  минимального уровня цены, определяемого  затратами;

-установления  максимального уровня цены, сформированного  спросом,  

-установление  оптимального уровня цены.

 Рассмотрим  наиболее, часто используемые методы  ценообразования: «средние издержки  плюс прибыль»; обеспечение безубыточности  и целевой прибыли; установление  цены исходя из ощущаемой ценности  товара; установление цены на  уровне текущих цен; метод «запечатанного  конверта»; установление цены на  основе закрытых торгов. Каждый  из этих методов имеет свои особенности, преимущества и ограничения, которые надо иметь в виду при разработке цены.

Самой простой считается методика «средние издержки плюс прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки может быть стандартной для каждого вида товара или дифференцироваться в зависимости от вида товара, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.

Существует два метода расчета наценок: исходя из себестоимости или из продажной цены:

 

 

 

Предприятие-производитель само должно решить, какой именно формулой оно будет пользоваться. Недостаток метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а следовательно, определить и оптимальную цену.

И все же методика расчета на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к покупателям, и к продавцам. В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу.

Другой метод ценообразования, основанный на издержках, направлен на получение целевой прибыли (метод безубыточности). Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет фирме, которая уже определила для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи.

В этом случае цена сразу устанавливается фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не меньшее ее количество. Здесь особую важность приобретает ценовая эластичность спроса.

Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.

Установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, когда все большее число фирм при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров. В данном методе затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателями товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара продавцы используют неценовые приемы воздействия: предоставляют сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право использования товарной марки в случае перепродажи и т.д. Цена в этом случае подкрепляет ощущаемую ценность товара.

Установление цены на уровне текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь на тех рынках, где продаются однородные товары.

Выбрав из перечисленных выше методик наиболее подходящий вариант, предприятие  может приступить к расчету окончательной цены. При этом необходимо учитывать и психологическое восприятие покупателем цены товара фирмы. Практика показывает, что для многих потребителей единственная информация о качестве товара заключена в цене и фактически цена выступает показателем качества. Известно немало случаев, когда с ростом цен увеличивается объем сбыта, а следовательно, и производства.

6)Модификации цен. Предприятие  обычно разрабатывает не одну-единственную  цену, а систему ценовых модификаций  в зависимости от различных  рыночных условий. Эта система  цен учитывает особенности качественных  характеристик товара, модификаций  продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации, такие, как географические отличия  издержек и спроса, интенсивность  спроса на отдельных сегментах  рынка, сезонность и др. Используются  различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая  дискриминация, ступенчатое снижение  цен по предлагаемому ассортименту  продукции и др.

Модификация цен через систему скидок используется для стимулирования действий покупателя, например приобретения более крупных партий, заключения договоров в период спада продаж и т.д. В этом случае используются разные системы скидок: сконто, оптовые, функциональные, сезонные и др.

Сконто — это скидки или снижение цены товара, стимулирующие оплату за товар наличными, в виде аванса или предоплаты, а также до срока.

Функциональные, или торговые скидки предоставляются тем фирмам или агентам, которые входят в сбытовую сеть предприятия-производителя, обеспечивают хранение, учет товарных потоков и реализацию продукции. Обычно используются равные скидки для всех агентов и фирм, с которыми предприятие сотрудничает на постоянной основе.

Сезонные скидки используются для стимулирования продаж в несезонное время, т.е. когда падает основной спрос на товар. Для того чтобы поддержать производство на стабильном уровне, предприятие-производитель может предоставлять после сезонные или предсезонные скидки.

Модификация цен для стимулирования сбыта зависит от целей фирмы, особенностей товара и других факторов. Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения каких-либо мероприятий, например, сезонных распродаж, где снижаются цены на все товары сезонного потребления, выставок или презентаций, когда цены могут быть выше обычных, и т.д. Для стимулирования сбыта могут использоваться премии или компенсации потребителю, купившему товар в розничной торговле и пославшему соответствующий купон на предприятие-производитель; специальные процентные ставки при продаже товаров в кредит; гарантийные условия и договоры о техническом обслуживании и т.д.

Модификация цен по географическому принципу связана с транспортировкой продукции, региональными особенностями спроса и предложения, уровнем доходов населения и другими факторами. В соответствии с этим могут применяться единые или зональные цены; с учетом затрат на доставку и страхование грузов на основе практики внешнеэкономической деятельности используется цена ФОБ, или система франкирования (франко-склад поставщика, франко-вагон, франко-граница и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведенного исследования сделаем следующие выводы.

Управленческий учет не регламентирован никакими правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все данные, необходимые учредителям и руководству.

Информация о работе Роль бухгалтерского управленческого учета в процессе ценообразования на примере ОАО «Лебедянский» г. Лебедянь Липецкой области