Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:27, курсовая работа
Цель курсовой – показать возможность получения управленческой информации и, как следствие, принятия управленческих решений на основе данных хозяйственного учета.
Очевидно, что без ведения учета, знаний о наличии своих средств и обязательств, принимать какие-либо решения невозможно.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хозяйственный учет как экономическая категория. 6
2. Виды хозяйственного учета, их цель и задачи. 10
3. Характеристика оперативно-технического учета. 11
4. Характеристика статистического учета. 15
5. Характеристика бухгалтерского учета. 20
6. Характеристика налогового учета. 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Вместе с тем, оперативно-технический учет охватывает и те хозяйственные операции, которые не имеют непосредственного отражения в бухгалтерском и статистическом учете. Так, с его помощью контролируют явку работников на предприятие и уход по истечении рабочего времени, работу станков и машин, часы простоя, режим технологического процесса, состояние и ход расчетов предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями и т.п.
Показатели оперативного учета используют для обеспечения контроля. Данные показатели часто не документируют, а обобщают устно.
Для
получения необходимой
Как правило, собранная информация выражается в натуральных, в условно-натуральных единицах измерения.
Ряд показателей оперативного учета, предприятия передают в вышестоящие организации, например, данные о выпуске продукции, о получении урожая зерновых и т.п. Такие показатели обобщают и включают в оперативную отчетность, которая используется дни наблюдения за соответствующими процессами в масштабе отдельных отраслей экономики Украины в целом.
Оперативно-техническим учетом должны быть заняты работники всех служб предприятия - производственной, технической, бухгалтерской, снабжения, труда, кадров и т.д.
Оперативно – технический учет решает узкие, частные задачи, необходимые аппарату управления, например, о своевременности отгрузки продукции в соответствии с заключенными договорами, о соблюдении технологического процесса и т. п. Система регистрации фактов хозяйственной жизни осуществляется непосредственно на месте в момент их совершения. Быстрота получения таких данных – основное требование оперативно – технического учета.
Уровень автоматизации оперативного учета. В Украине, к сожалению, еще далеко не во всех даже крупных холдингах все подразделения владеют полноценной информационной системой оперативного учета. Как следствие, исполнительные службы не снабжены оперативной и достоверной информацией, что существенно снижает их эффективность.
Для того чтобы сегодня эффективно работала вся компания, информацией должны быть снабжены не только руководители (управленческий учет), но и исполнительные службы (оперативный учет). Ведь как бы не старались руководители производственной компании, если система оперативного учета не может представить, например, себестоимость производимой продукции или остатки продукции на складе, то такое управление не будет эффективным. Как бы не старался руководитель компании по оказанию услуг, если неизвестны достоверные объемы продаж по компании, то что-то запланировать и потом это проконтролировать он не сможет следовательно эффективно управлять не получится.
На практике часто встречаются ситуации, когда топ-менеджмент компании, испытывая недостаток в управленческом учете, заказывает систему управленческого учета. При этом такая задача считается более приоритетной, чем задача настройки оперативного учета.
Хочется предостеречь принимающих решение: слово «или» в связке оперативный – управленческий учет не срабатывает.
Компании, занимающиеся автоматизацией управленческого учета, часто встречаются с тем, что заказчики параллельно ставят задачи автоматизации и оперативного учета. С такого рода задачами можно благополучно справляться только при одном условии: необходимо трезво осознавать, что выполняются именно две задачи - автоматизация управленческого и автоматизация оперативного учета.
То,
что оперативный и
Взаимодействие систем оперативного и управленческого учета очень тесное. Такие требования как оперативность и достоверность информации намного сложнее выполняются при взаимодействии программных обеспечений на различных платформах, нежели на одной. Если обе задачи решаются на базе одной платформы, то любая цифра вносится в систему только один раз, и моментально отображается во всех отчетах.
Как
вывод, можно сказать, что ведение оперативно-технического
учета хоть и не является обязательным
по сравнению со статистическим, бухгалтерским
и налоговым учетом и не регламентируется
так жестко, как остальные, он играет важную
роль в управлении предприятием. Можно
представить хозяйственный учет как дерево
и оперативно-технический учет будет являться
его корнем.
4. Характеристика статистического учета.
Статистический учет - система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона или страны. Его введения является обязательным для всех организаций, он жестко регламентируется Законом Украины «О государственной статистики», соответствующим приказом Госкомстат Украины.
Государственный комитет статистики Украины (Госкомстат Украины) являются центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.[].
Основными задачами Госкомстата Украины являются:
- участие в формировании государственной политики в отрасли статистики и обеспечение ее реализации;
- сбор, проработка, анализ, распространение, сохранение, защита и использование статистической информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических явлениях и процессах, которые происходят в Украине и ее регионах;
- обеспечение полноты, надежности и объективности статистической информации;
- разработка, совершенствование и внедрение статистической методологии;
обеспечение доступности, гласности и открытости статистической информации, ее источников и методологии составления;
- ведение Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины;
- разработка, совершенствование и внедрение новейших информационных технологий в области статистики;
- координация действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и других юридических лиц по вопросам организации деятельности, связанной со сбором и использованием статистической информации и административных данных.[].
Статистический учет является обязательным для каждой фирмы, однако статистическая информация в отличие от финансовой может быть не сплошной, а выборочной и она более детализирована. Статистический учет может осуществляться как по данным оперативного и финансового учета, так и с помощью самостоятельного наблюдения. Статистическая информация дополняет финансовую, в частности, о тех процессах и явлениях, которые не имеют стоимостной оценки измерителя. Статистическая отчетность проводится за месяц, квартал, полугодие, финансовый квартал и годовой. Использует не только стоимостные измерители, но и натуральные, трудовые измерители. Сбор данных в финансовом учете осуществляется на основе первичных документов, а в статистическом учете еще можно проводить опрос. Кроме отличий между финансовым и статистическим учетом имеются и общие черты: обязательность ведения, отчетность, непрерывность.
Статистическая информация необходима и государственным органам управления, и частным предпринимателям. Так, данные об экономическом положении в стране, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государственным службам для совершенствования системы налогообложения предприятий и частных лиц, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Эти же сведения требуются и частным предпринимателям для планирования и организации производства.
Статистический
учет ведется по другим принципам, нежели
бухгалтерский. Статистическая отчетность
представляет данные не только за отчетный
год, но и за определенный период (5-10
лет) в виде таблиц и графиков (табл.
3.1), позволяющих проводить сравнительный
экономический анализ деятельности фирмы.
Таблица
3.1. Капитальные инвестиции
за 2009 год
|
Ведение статистического учета и сбор информации в целях его осуществления в большинстве случаев конфиденциален, и ведется исключительно в целях, установленных законодательством. Данные статистического учета не могут быть использованы в любых целях, кроме законодательно установленных нормативными актами, регулирующими конкретный статистический учет.
Эти данные применяют для макроэкономического анализа и управления, поэтому оперативный и бухгалтерский учет подчиняют задачей государственной статистики.
Управление социально-экономическими процессами как на макро-, так и на микро уровне требует наличия значительного объема информации. При этом сбор и анализ информации о макроэкономических показателях, об объемах производства и уровне издержек в отраслях экономики, об уровне доходов населения и демографических показателях не возможен на уровне предприятия или отдельного частного лица. Таким образом, возникает необходимость в организации статистического учета на государственном уровне.
С переходом к рыночной экономике, в результате децентрализации экономических процессов, организация статистического учета в Украине сталкивается со значительными трудностями как методологического характера (появились новые виды деятельности, которые не были отражены в разработанных ранее статистических классификаторах, возникли проблемы сопоставимости данных, вследствие инфляционных процессов и различных методик формирования статистических показателей), так и технического характера (увеличился объем работы связанный с развитием частного сектора, стал затруднен сбор информации о ценах и объемах продаж, т.к. в условиях рынка эта информация отчасти является коммерческой тайной и т.д.). Кроме того, возникли проблемы с точностью и достоверностью информации, предоставляемой в органы статистики.
При этом, потребность в информации для оценки текущего состояния и планирования деятельности экономических объектов возросла как на макро- так и на микро уровне.
Развитие
частных организаций, осуществляющих
статистический учет, не может обеспечить
потребности рынка во всей необходимой
ему информации, т.к. организация учета
макроэкономических показателей возможна
только на уровне государства в силу значительных
объемов собираемой и обрабатываемой
информации. Кроме того, частные организации
не могут собрать весь необходимый объем
информации, т.к. часть ее закрыта от частных
пользователей (например бюджетная статистика,
статистика денежного обращения и другие
разделы статистики, связанные с государственной
тайной). Статистические исследования
частных организаций способны выполнять
свои задачи только на микро- уровне, при
этом результаты их анализа должны принимать
во внимания данные государственной статистики.