Как показал успешный опыт
интеграции в мировую экономику
Китая, Малайзии и «азиатских тигров»,
на стадии возрождения отечественных
высокотехнологичных производств
и наукоёмкой обрабатывающей промышленности
сначала требуется оказать поддержку
национальному капиталу и отечественным
товаропроизводителям, которые априори
в силу объективных причин просто
не в силах конкурировать на равных
условиях с глобальными монополиями.
Неудивительно, что российские
предприниматели, прекрасно осознающие
невозможность конкурировать на
равных с транснациональными корпорациями
и дешёвым китайским импортом,
выводят активы за рубеж. Только за
период с 2008г. по июнь 2012г. совокупное чистое
бегство капитала превысило 348,1 млрд. долл.,
из которых 144,7 млрд. составил незаконный
вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической
деятельности, а 44,4 млрд. долл. - зафиксированный
Банком России вывоз криминальных активов
по статье «чистые пропуски и ошибки»
платёжного баланса.
Другими словами, за последние
4,5 года из России утекла колоссальная
по своим масштабам сумма средств,
которая превышает размер федерального
бюджета России на 2012г. и которой
вполне достаточно, чтобы удвоить
норму накопления капитала и не на
словах, а на деле провести комплексную
модернизацию отечественной экономики.
При этом было бы глупо думать,
что из России бежит исключительно
спекулятивный финансовый капитал,
никоим образом не связанный с
развитием отечественной экономики,
повышением конкурентоспособности
обрабатывающей промышленности и созданием
новых рабочих мест. Этот миф активно
навязывают официальные СМИ и
приближенные к власти «эксперты» с
сомнительной репутацией, которые пытаются
списать свои провалы в области
социально-экономической политики
на турбулентность на финансовых рынках
и игры спекулянтов.
Согласно официальным
данным Банка России, из 282,2 млрд. долл.,
вывезенных в оффшорные юрисдикции
и фешенебельные страны частным
сектором (оставшиеся 65,9 млрд. долл. были
вывезены государством, органами денежно-кредитного
регулирования и криминалом), более
50,2 млрд. долл. (15% федерального бюджета
и всех капитальных вложений в 2011г.)
пришлось на чистый отток прямых инвестиций,
за которые на словах так активно
борются российские чиновники.
Ещё 161,1 млрд. долл. составил
чистый отток прочих инвестиций, под
которыми понимаются покупка иностранной
валюты, открытие депозитов в иностранной
валюте или иностранных банках, предоставление
кредитов нерезидентам и зарегистрированным
в оффшорах «дочерним» предприятиям.
И лишь 57,1 млрд. долл. составил чистый отток
портфельных инвестиций, также именуемых
«горячим капиталом», которые действительно
наносят гораздо больше вреда, чем пользы.
При этом, по данным Росстата,
из поступивших по итогам 2011г. 190,6 млрд.
долл. иностранных инвестиций свыше 171,4
млрд. пришлось на так называемые «прочие
инвестиции», под которыми понимаются,
прежде всего, иностранные кредиты и займы.
Другими словами, порядка 89,9% всего притока
капитала в Россию, которым так безудержно
гордились российские экономические власти,
пришлось на кредиты и займы отечественным
компаниям и банкам со стороны иностранных
кредиторов и зарегистрированных в оффшорных
юрисдикциях «материнских» компаний.
Ещё 805 млн. составил приток портфельных
инвестиций, а на долю прямых иностранных
инвестиций, за которые российские чиновники
на словах ведут неустанную борьбу уже
много лет, пришлось менее 18,4 млрд. долл.
- 9,6% всего притока иностранного капитала
или 5,6% совокупных капитальных вложений
в экономике России по итогам 2011г. И даже
в составе этих прямых инвестиций всего
лишь 9 млрд. долл. (49% ПИИ) пришлось на взносы
в капитал компаний, тогда как 7,4 млрд.
составили кредиты «материнских» компаний
контролируемым подразделениям и «дочерним»
организациям. Ещё 1,8 млрд. составили прочие
прямые инвестиции, связанные с внутрифирменным
движением денежных потоков.
Российские чиновники
отстаивают интересы российских сырьевых
олигархов и глобального бизнеса
Российские же чиновники,
ведомые коммерческими интересами
сырьевых олигархов и транснациональных
корпораций и банков, умудрились втянуть
Россию в ВТО, за последние годы не
сделали ничего для развития отечественной
наукоёмкой промышленности и повышения
эффективности российских несырьевых
секторов экономики и при этом умудрились
снять последние ограничения на допуск
глобальных корпораций и международных
банков на российский рынок.
Принципиально важно то, что
согласно требованиям ВТО нельзя
не только оказывать адресную поддержку
отдельно взятым отраслям промышленности
(что окончательно убьёт остатки
авиационной и ракетно-космической
отраслей, а также машиностроения,
станкостроения, приборостроения и
прочих наукоёмких производств), но также
категорически запрещается осуществлять
общее повышение защищённости отечественной
экономики. Другими словами, в случае
возникновения необходимости оказать
поддержку производителям свинины
и повысить импортные тарифы на иностранную
свинину, придётся пойти на сопоставимое
снижение импортных тарифов для
других секторов экономики – машиностроения,
станкостроения или производителей
курятины и говядины.
Российские чиновники
и обслуживающие их интересы «эксперты»
лишь усиливают деградацию экономики
и усиливают спад производства
Когда российские чиновники,
изо всех сил лоббирующих интересы
крупнейших российских сырьевых монополий
и старающихся поддержать свой имидж псевдо
либеральных руководителей перед заокенскими
коллегами, рассказывают российским гражданам
красивые сказки про необходимость развития
конкуренции и создания равных условий
для отечественных товаропроизводителей
и иностранных корпораций, они всегда
забывают сказать о главном - нигде в мире
не существует равных условий конкуренции
и все страны вступают в ВТО на разных
условиях.
Тем более актуален этот вопрос
применительно к России – отечественные
товаропроизводители и транснациональные
корпорации находятся в изначально неравных
конкурентных условиях и вступление в
ВТО снимает последние ограничения на
пути финансово-экономической колонизации
России. Лучшие независимые отечественные
макроэкономисты (в числе которых отдельно
стоит отметить академиков Д.Львова, С.Глазьева,
Н. Петракова, а также экономистов М.Мусина,
В.Катасонова, В.Симчеру, С.Губанова, М.Делягина,
М.Ершова, Ю.Болдырева, С.Сулакшина, М.Хазина,
В.Бурлачкова и т.д.) неоднократно с цифрами
в руках буквально на пальцах объясняли
российским властям пагубность присоединения
России к ВТО и тем катастрофическим последствиям,
к которым приведёт этот шаг.
Тем не менее, российские власти
пренебрегли многочисленными предупреждениями
и купили России билет на тонущий
Титаник ВТО, который сам находится
в состоянии сильнейшего институционального
кризиса. Длящийся уже более 10 лет Дохийский
раунд переговоров оказался сорван - целый
ряд стран поднимает вопрос о выходе из
организации в силу того, что США, ЕС и
Япония оказывают многомиллиардные скрытые
субсидии отечественным аграриям и промышленникам,
используют нетарифные меры ограничения
импорта, а также ни на каких условиях
не допускают возможность доступа слаборазвитых
стран к современным технологиям, блокируя
их технологическую отсталость и не позволяя
им выйти из состояния средневековой архаики.
Никто из кремлёвских чиновников
и экономистов ни слова не сказал
про то, что крупные транснациональные
корпорации обладают доступом к практически
неограниченным и крайне дешёвым
финансовым ресурсам, активно используют
эффект масштаба производства и демпинг,
прибегают к трансфертному ценообразованию
и многоступенчатым схемам уклонения
от уплаты налогов, а также получают
колоссальную поддержку от правительств
стран своего базирования и активно
использую информационные, пропагандистские,
и военно-политические механизмы продвижения
своих коммерческих интересов. И это не
считая обладания доступом к передовым
производственным и управленческим технологиям,
которые в условиях усиливающейся глобализации
и проникновения транснационального капитала
становятся ключевым фактором обеспечения
конкурентоспособности.
Российские предприниматели
в спешном порядке выводят
прибыли в другие страны
Совершенно непонятно, каким
образом будет держаться на плаву
российская деиндустриализированная
экономика трубы при стагнирующих или
тем более снижающихся ценах на нефть,
если даже на фоне рекордно высоких цен
на энергоносители в 2011 и начале 2012гг.
темпы роста в промышленности упали в
3-4 раза до минимальных отметок с 2009г. При
этом только по официальным данным доходы
населения за 1,5 года выросли на 3,5%, а с
учётом реальной социальной инфляции
в 10-12% доходы населения упали на 5-7%, дважды
разгорался сильнейший кризис ликвидности
в банковском секторе, а с марта текущего
года уже в третий раз Росстат и МЭР фиксируют
спад ВВП и промышленного производства.
Другими словами, российская
экономика уже сейчас находится
в состоянии рецессии, которая
маскируется исключительно благодаря
высоким ценам на нефть, надуванию
кредитного пузыря (прирост кредитов
для населения на 40%), двукратному
снижению нормы сбережений и надуванию
пузырей на товарно-сырьевых рынках
в силу огромной массы свободной
дешёвой финансовой ликвидности.
И, судя по всему, усиливающийся
обвал в промышленности и несырьевых
секторах экономики, а также спад инвестиционной
активности и беспрецедентное бегство
капитала в значительной степени обусловлены
присоединением России к ВТО и осознанием
российскими компаниями того факта, что
они уже в скором времени они будут выдавлены
с рынков иностранными ТНК.
Без реальной модернизации экономики,
ограничения беспредела чиновников
и ценового произвола монополий,
поднятия наращивания масштабов
государственной поддержки отечественных
наукоёмких производств и аграрного
комплекса хотя бы до европейского
уровня и возрождения минимально
необходимого валютного регулирования
и контроля (с целью пресечения
беспрецедентного по масштабам вывоза
капитала), Россия будет и впредь
оставаться сырьевой колонией и рынком
сбыта для продукции транснациональных
корпораций.
Читать полностью:http://www.km.ru/economics/2012/08/24/rosstat/vstuplenie-rossii-v-vto-uzhe-stolknulo-otechestvennuyu-ekonomiku-v-rets
|
|
|
Логин:
|
Пароль:
|
|
забыли
пароль? |
|
|
|
|
|
Журнал
"Виноград" - Главная / Образование / История |
|
|
|
|
|
КОМУ В ВТО ЖИТЬ ХОРОШО?
Что ждать России от вступления
в ВТО?
Видмарович Татьяна
Журнал: №1 (45) 2012 г.
Вступление России во Всемирную торговую
организацию уже много лет
является предметом неутихающих
дискуссий сторонников и противников
этого шага как среди отечественных
политиков и экспертов, так и
среди зарубежных партнеров. Но оправдан
ли риск в условиях неблагополучной
среды, мирового финансового кризиса?
Российские власти любят во многом
следовать за Западом. Только это
обычно случается с временным
разрывом в несколько лет, в момент,
когда Запад отказывается от тех
идей, которые мы собираемся копировать.
К примеру, мультикультурализм: российские власти
стали употреблять этот термин в своей
риторике как раз тогда, когда на Западе
начинают от этого термина отказываться.
Еще один пример — Россия нацелена на
создание крупных конгломератов (Сколково),
тогда как мир уже встал на путь разделения
труда и рассредоточения частей производств
по всему миру. Похожее запоздалое заимствование
идеи, видимо, происходит и с ВТО.
Матчасть
Эта организация, возникшая в 1995 году
на базе подписанного еще в 1947 году
Генерального соглашения по тарифам
и торговле (ГАТТ), своей целью
объявила либерализацию мировой
торговли. Это значит, страны максимально
открывают свои границы для обмена
товарами и услугами — так называемый
«режим наибольшего благоприятствования»,
когда при предоставлении выгодных
условий одной стране они автоматически
распространяются на всех остальных. Основные
направления деятельности ВТО —
упразднение таможенных пошлин и
квот на ввозимые товары (импорт) и введение
запретов на финансовую поддержку внутренних
производителей товаров — меры,
создающие условия для наиболее
беспрепятственного товарооборота.
Самая заинтересованная в этом процессе
сторона — Транснациональные
корпорации (ТНК), для которых рынок
— это весь мир, и они не только
имеют возможность вести глобальный
бизнес, но и занимаются постоянной
экспансией. Им нужны все новые
рынки с легким доступом.
Работа ВТО сконцентрирована на
проведении так называемых раундов
переговоров. Это целый процесс,
когда все страны – члены ВТО
согласовывают новые правила
уже по конкретным направлениям торговли.
На сегодняшний момент ВТО находится
в процессе переговоров Дохийского раунда (по столице Катара
— Доха), главной темой которого является
согласование правил в области торговли
сельхозпродукцией, финансовых услуг
и защиты интеллектуальной собственности.
Этот раунд, начавшийся в 2001 году, никак
не завершится. Страны не могут принять
конкретное соглашение из-за кардинально
противоположных позиций. Развивающиеся
экономики хотят получить доступ на огромные
потребительские рынки западных стран.
Те же, в свою очередь, не готовы пустить
на свой рынок более дешевую сельхозпродукцию,
так как защищают собственного фермера.
На фоне продолжающегося глобального
финансового кризиса протекционистские
тенденции в развитых странах не только
не снижаются, но, наоборот, расцветают
пышным цветом. В этих условиях стали раздаваться
голоса, вопрошающие о будущем самой ВТО.
Существует альтернатива — возврат
к двусторонним и региональным торговым договорам.Таким
образом, Россия планирует как можно быстрее
вступить в организацию, находящуюся в
явном кризисе, члены которой в своей национальной
политике отходят от основной ее цели.
Более того, социальная ситуация в мире
не способствует выведению ВТО из кризиса.
По всему миру, от США до Сингапура, прокатилась
волна протестных выступлений представителей
среднего класса, выступающих против концентрации
большей части мировых финансов в руках
небольшой группы транснациональных корпораций,
главных выгодопреобретателей системы
ВТО. Нужно ли России на таком фоне форсировать
свое вступление?
Минусы
Начнем с опасений. Ряд отраслей
производства в России являются наиболее
уязвимыми и могут серьезно пострадать
со вступлением страны в ВТО. Рассмотрим
некоторые из них.
Автомобилестроение
Ни для кого не секрет, насколько
плачевно положение дел в этой
области национального производства.
Основной рынок сбыта как легковых,
так и грузовых отечественных
автомобилей — внутренний. Со вступлением
в ВТО Россия будет вынуждена
снизить пошлины на ввоз иностранных
автомобилей, а это лишит наши
машины единственного преимущества
— низкой цены. Поэтому весьма вероятно
снижение производства КамАЗов, ГАЗов и др. А это в том числе и сокращение
рабочих мест. Другой важный момент: весьма
перспективным направлением сегодня является
локализация, то есть производство автомобилей
иностранными фирмами, но на территории
РФ. Это не только рабочие места, это еще
и современные технологии. Однако со снижением
пошлин на ввоз готовых машин снижается
заинтересованность фирм в строительстве
заводов в России, поскольку тогда стоимость
произведенных на месте автомобилей сравняется
с импортными.
Агропромышленный комплекс
Это то, что в буквальном смысле
кормит страну. Более того, это вопрос
национальной безопасности в обеспеченности
населения едой. Своей. Как ни странно,
в случае вступления России в ВТО
в этой области могут возникнуть
проблемы. Наша страна обладает колоссальной
площадью пригодной для сельского
хозяйства земли, огромными ресурсами
пресной воды, удобрений и не испытывает
недостатка в топливе. Все конкурентные
преимущества налицо, но за последние
10 лет доля отечественных продуктов
питания на нашем рынке падала,
а растущий спрос компенсировался
за счет ударного импорта. Как сообщает
электронный ресурс
rbc.ru, согласно информации Росстата, за
январь–июль этого года в РФ ввезено продовольственных
товаров и сельскохозяйственного сырья
на $25 млрд. Этот показатель почти на треть
больше показателя прошлого года. Активно
росли за отчетный период объемы закупок
мяса, птицы, масла, мясных консервов, подсолнечного
масла, сахара и зерновых. Такая ситуация
сложилась еще до вступления в ВТО, а снижение
импортных пошлин коснется и сельхозпродукции.
Авиастроение
С теми же проблемами столкнется и
российский авиапром: необходимо будет
прекратить государственное субсидирование
предприятий и убрать барьеры
для импорта иностранной техники.
И это притом, что за последние 20 лет Россия подняла в небо
только одну новую модель гражданского
самолета: Сухой Суперджет-100, а за весь
2010 год российский авиапром выпустил всего
7 авиалайнеров.
Это те отрасли, которые больше всего
привлекают внимание общества, но много
и других: телекоммуникации, наукоемкое
производство, банковские услуги, страховые
услуги и др. Они тоже очень важны
для развития страны, и каждая заслуживает
отдельного анализа.
Плюсы
Всем этим опасениям апологеты
вступления в ВТО противопоставляют
следующие аргументы.
Во-первых, остается возможность защищать
от конкуренции своего производителя
разными мерами. Например, если доказать,
что цена на ввозимый товар искусственно
занижена (демпинг) и этот факт причиняет
существенный вред национальным производителям
в какой-либо стране. Другая мера: если
страна-экспортер предоставляла
своим производителям запрещенные
нормами ВТО субсидии. И в том
и в другом случае эти меры вводятся
на определенный срок по результатам
соответствующих расследований.
Кроме того, снижение тарифов и
пошлин на импортные товары будет
происходить постепенно, что дает
отечественным производителям некоторое
время для того, чтобы сориентироваться
в новых конкурентных условиях.
Во-вторых, существует ряд областей,
которые заметно выиграют от вступления
в ВТО. Это в первую очередь
металлургия. По словам председателя Комитета
Госдумы по промышленности, строительству
и наукоемким технологиям, как утверждает
М. Рубченко в своей работе «Задержись
на пороге», «практически на всех региональных
рынках металлов, будь то Евросоюз, США
или Латинская Америка, в отношении
импорта российской металлопродукции
применяются многочисленные ограничения
в виде квот или повышенных ввозных
пошлин. Со вступлением в ВТО российские
металлургические компании получат
право на пересмотр антидемпинговых
мер, введенных против их товаров
за границей. Например, Россия сможет рассчитывать
на отмену квот на импорт стали в
ЕС, США и Турцию». Потенциально выиграть
сможет также отрасль производства
минеральных удобрений.
В-третьих, правила мировой торговли
вырабатываются в рамках ВТО, и если
Россия хочет влиять на выработку
этих правил, нужно становиться членом
организации. Ведь даже на такой площадке,
как G20, если речь заходит о мировой
торговле, оказывается, что обсуждение
ведется между странами —членами ВТО в рамках этих правил, и
Россия фактически исключается из процесса
принятия важнейших решений. Недавний
пример: обсуждение способов снижения
последствий мирового финансового кризиса
для торговли.
В-четвертых, вступление в ВТО предполагает
принятие и исполнение цивилизованных
и четких правил игры. За их неисполнением
организация строго следит. Этот факт
может оказать положительное
влияние на всю экономику России.
Старые коррупционные схемы могут
быть подорваны, и некоторым участникам
рынка придется «выйти из тени». Вероятно,
оттягивают вступление в ВТО именно
лоббисты производств, вытягивающих огромные
средства из бюджета страны без видимой
пользы.
Резюме
Предполагается, что наши производители
смогут приспособиться к жесткой
конкуренции. Однако, несмотря на то, что
во время переговоров представители
России добиваются наибольшей отсрочки
вступления в силу новых условий,
присоединение к ВТО скорее похоже
на бросок в воду неумеющего плавать. Он либо поплывет,
либо утонет. Российские переговорщики
уверяют, что Россия выплывет. Но оправдан
ли риск в условиях неблагополучной среды,
мирового финансового кризиса? Неужели
с 1995 года не нашлось лучшего времени для
вступления? Россия тоже вела себя долгое
время довольно непоследовательно, и у
ВТО временами возникло ощущение, что
Россия к ним вовсе не стремится. Сильное
недоумение, например, вызвало неожиданное
заявление наших властей о том, что Россия
вступит в ВТО как часть Таможенного союза
с Белоруссией и Казахстаном. Потребовалась
личная встреча главы ВТО с президентом
Медведевым, чтобы объяснить Москве неприемлемость
такого пути вступления.
Вопрос участия страны в мировой
системе правил торговли сводится в
спорах экспертов к одному: выиграет
ли страна от этого в конечном счете или проиграет.
Однако уязвимость России в международной
торговле не меняется в момент вступления.
Страна может проиграть не из-за самого
факта присоединения к ВТО, а в целом из-за
глубокой неконкурентоспособности экономики.
Россия 18 лет ждала благоприятного момента
для вступления, но за эти годы так и не
смогла обеспечить себе надежную опору
в виде национальных конкурентоспособных
товаров. Опасение экспертов заключается
в том, что отечественные производители
окажутся незащищенными. Но все же главное
— чтобы было, кого защищать.
Россия находится в ситуации,
когда для выживания ей все-таки
придется побороть своих главных
врагов: «нефтяную иглу», всеобъемлющую
коррупцию и катастрофическое отставание
во всех отраслях производства. Вступление
в ВТО может стать для страны
катализатором оздоровления. Или
разрушения. Выбор за властью и
за нами. |
|
|
Государство и
транснациональные компании
МИХАЛИ ШИМАИ
профессор,
Венгерская академия наук
• Отношения
между государством и ТНК могут
быть конфликтными, кооперационными
или нейтральными
• Специфика структуры ТНК, их продукции
и услуг должна соответствовать рынкам
и юрисдикции стран, в которых
они действуют
• Транснациональные компании формируют
конкурентоспособность стран и реализуют
конкурентные преимущества на международных
рынках
Отношения между государствами
(правительствами) и ТНК могут
быть конфликтными, кооперационными
или нейтральными. Есть вопросы, которые
были и остаются источниками политических,
экономических, социальных, юридических
и институциональных конфликтов
и которые во многих случаях влияют
также на межгосударственные отношения.
Есть направления, в рамках которых
имеет место учет общих интересов
и направлений сотрудничества. Либерализация
торговли и иностранных инвестиций,
усилия по распространению принципа
наибольшего благоприятствования
на зарубежные компании и установлению
в настоящем и будущем одинакового
режима для национальных и международных
корпораций все больше нейтрализуют
определенные аспекты отношений
между государствами и ТНК. Международная
региональная интеграция благодаря
введению единой политики, касающейся
вступления на рынок, конкуренции, государственных
поставок и требований, которые предъявляют
ко всем компаниям, функционирующим
в данном регионе, оказывает такой
же эффект.
В своей деятельности правительства
руководствуются целями, совпадающими
или конфликтующими с задачами ТНК.
Международные корпорации для каждого
конкретного государства являются
представителями мирового хозяйства
и имеют ограниченную различными
правилами автономию. В частности,
они могут разрабатывать глобальную
стратегию и создавать центры
по принятию глобальных решений. Но поскольку
государства – основные политические
элементы международной системы, все
компании должны действовать в определяемых
ими юридических и институциональных
рамках. Естественно, в силу транснационального
характера им приходится осуществлять
свою корпоративную стратегию в
различной культурной среде, одновременно
в нескольких юридических и политических
системах. Специфика структуры ТНК,
их продукции и услуг должна соответствовать
рынкам и юрисдикции стран, в которых
они действуют.
С подобными задачами справляться
нелегко. Для этого требуется
хорошо разработанная долговременная
стратегия, гибкая система управления,
обеспеченность необходимыми ресурсами
(я не намереваюсь здесь анализировать
влияние фактора, связанного с национальным
происхождением ТНК, который в большинстве
случаев явно влияет на характер и стиль
отношений с государствами). Адаптация
продукции и услуг, ознакомление менеджеров
с местными условиями, соблюдение национального
законодательства, более четко выраженная
склонность к участию в совместных предприятиях
(в том числе и с государственными компаниями),
готовность учитывать национальную специфику
и соблюдать экспортные квоты – вот только
некоторые позиции в длинном списке адаптационных
мер, на которые идут ТНК. Но это достигается
путем согласования между ними и правительствами
принимающей страны.