Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа
Уже сегодня с высокой степенью уверенности можно утверждать, что беспрецедентный за последние 3,5 года обвал производственной и деловой активности во многом обусловлен именно присоединением России к ВТО и осознанием отечественными товаропроизводителями пагубности данного шага для всех несырьевых секторов экономики. Принимая во внимание беспрецедентно высокие затухания российской «экономики трубы» и масштабы спада в производственном секторе, можно говорить о том, что решение о вступлении в ВТО обойдётся России гораздо большими потерями, чем первоначально ожидали эксперты.
В свете долгосрочных целей
стратегия ТНК должна соотноситься
с ролью государств как субъектов
международной конкуренции. При
свободных и нормальных рыночных
отношениях конкурентоспособность
страны отражает степень соответствия
производимых в ней товаров и
услуг требованиям мирового рынка.
Благодаря наращиванию экспорта
она увеличивает благосостояние
граждан (рост реальных доходов, расширение
возможностей) и одновременно выполняет
свои международные обязательства.
Еще раз подчеркну, что это
обусловлено национальной конкурентоспособностью,
стимулируется или
Транснациональные компании считаются основными факторами формирования конкурентоспособности стран и реализации их конкурентных преимуществ на международных рынках. Возможности и деятельность по техническому развитию, производству, продаже, рационализации и принятию риска делают их основными участниками конкуренции на мировом рынке, а также непосредственными победителями или побежденными в ее ходе. Процветание страны в значительной степени зависит от успехов функционирующих на ее территории ТНК, при этом большую роль играет государственная экономическая политика. Из этого и возникла своего рода взаимозависимость между ними, с одной стороны, и государственными институтами и организациями, с другой1.
Международные корпорации –
специфические действующие лица
в данном процессе. На самом деле
они являются экономическими агентами
той страны, которая через рыночные
механизмы завоевывает решающее
влияние на факторы, формирующие
конкурентоспособность чужих
Участие ТНК в международной
конкуренции многозначно и
В пределах данной сложной
и подчас конфликтной системы
существуют две сферы отношений
ТНК с государствами и
Материнская компания и ее родина
История многих корпораций, распространявших свою деятельность на другие страны, характеризовалась простой формулой: купец следует за рынком, флаг следует за купцом, а армия следует за флагом. В настоящее время этой формулой больше не руководствуются. Сегодня нет каких-то ярких примеров, когда ТНК использовались бы правительствами для расширения власти национального государства.
На международном уровне невозможно найти общей формулы, которая характеризовала бы отношения между ТНКи их родиной. В тех странах, где исторически существовало тесное взаимодействие правительства и предпринимательства, она обычно имеет продолжение и тогда, когда корпорация расширяет свою деятельность за национальные границы. На этом этапе армии могут стать лишь последним в арсенале средством и привлекаются в исключительных случаях, когда задача защиты жизни граждан становится выше интересов ТНК.
В конце нынешнего века компании рассчитывают, что “родные” правительства будут принимать меры для защиты их инвестиций за рубежом прежде всего путем заключения соответствующих двусторонних соглашений, исключающих двойное налогообложение, предотвращать их экспроприацию и национализацию и стремиться к двусторонним и многосторонним гарантиям капиталовложений и охране интеллектуальной собственности. К концу 1994 г. действовало около 1 500 двусторонних соглашений между различными странами по защите инвестиций. Значительный прогресс достигнут на пути заключения многостороннего соглашения по инвестициям под эгидой ОЭСР2. Такие вопросы, как дальнейшая либерализация торговли и инвестиций в сфере высокотехнологичных услуг, охрана интеллектуальной собственности, отмена требований, предъявляемых к деятельности, денационализация государственных закупок, стали важными аспектами экономической дипломатии, в международный форум рассмотрения которых превратилась Всемирная торговая организация.
ТНК иногда прибегают и к непосредственным формам государственной экономической поддержки. Это может быть поддержка НИОКР, специальные субсидии в пользу определенных высокотехнологичных отраслей, создание “национальных чемпионов” в области бизнеса, которые часто превращались в транснациональные компании. Известны примеры, когда осуществлялась прямая поддержка транснациональной корпорации с помощью информации, стимулирования сбыта продукции и подключения дипломатических инструментов и служб страны их происхождения.
Так, правительство ФРГ
разработало программу, называемую
“Азиатской инициативой”, для содействия
инвестициям своих компаний в
азиатских странах. Администрация
США оказывает давление на Японию,
чтобы продвинуть собственные корпорации
на японский рынок и т.д. Даже в
менее развитых странах стимулирование
“активной интернационализации” национальных
компаний (через прямые иностранные
инвестиции – ПИИ) с помощью инструментов
политики стало обычной практикой.
Малые страны стремятся добиться
такой интернационализации
Государственные гарантии и
механизмы страхования
Союз ТНК и правительства страны ее происхождения может носить ограниченный характер. Растущие масштабы транснационализации поднимают некоторые вопросы, связанные с материнскими корпорациями, которые являются предметом озабоченности правительств. В какой мере такая структура в ходе своей международной деятельности сокращает размеры инвестиций страны, налоговых поступлений и занятости и расширяет ее платежные обязательства? Некоторые правительства опасаются, что подобные компании, выйдя за пределы территории своей страны, будут наносить ущерб ее платежному балансу. Такие опасения иногда приводили к введению ограничений, системы лицензирования, прямых запретов, добровольному отказу от ПИИ или же свертыванию операций по покупке иностранных ценных бумаг. Однако большинство международных компаний довольно легко преодолевало ограничения и запреты.
В отдельных странах (например, США) важной проблемой стало предотвращение ущерба национальным стратегическим интересам от иностранных инвестиций. Американская администрация, в частности, доказала способность усилить различные запреты на торговлю и инвестиции иностранных ТНК, действующих на территории США, по политическим и стратегическим причинам – с помощью Закона о торговле с врагом. Этот закон и его варианты (с поправками) использовались недавно против Кубы, став источником конфликтов между США и ЕС.
ТНК и принимающие страны
Отношения между принимающими странами и ТНК – сложны. Это обусловлено частым несовпадением интересов, а также асимметрией власти. Такая асимметрия ощущается сразу же, как только обе стороны пытаются максимизировать свои выгоды. ТНК, как правило, экономически намного сильнее, чем большинство принимающих их стран. Они нередко стараются использовать свою мощь, чтобы оказывать давление на местные правительства, принуждая их минимизировать свои налоговые обязательства или добиваясь получения особых льгот в финансовой сфере, инфраструктуре, защите рынка и т.д. В качестве ответных акций многие страны применяют запреты и ограничения, а также национализацию и экспроприацию собственности (особенно активно эти меры использовались после второй мировой войны).
Было немало случаев, когда
транснациональные корпорации вмешивались
в политику местных властей, начинали
кампанию по формированию новых правительств,
которые бы лучше реагировали
на их требования. При этом подкуп местных
чиновников ради получения особых льгот
является важным инструментом, который
был не раз использован во многих
странах. Приватизация в некоторых
бывших социалистических странах может
служить примером широкомасштабного
подкупа и коррупции при
Нынешний период характеризуется более острой конкуренцией за ПИИ между принимающими странами. При этом в стратегии ТНК важная роль отводится сокращению “страновых рисков”. 80-90-е годы продемонстрировали, что страны разного типа способны привлекать значительные объемы действующего иностранного капитала. Решающим для ТНК и принимающих стран фактором является взаимодополняемость интересов.
Вот основные политические, экономические и человеческие факторы, которые влияли на импорт действующего капитала:
политическая стабильность в принимающих странах; характер соответствующего законодательства и экономической политики, ее прозрачность и предсказуемость;
позиция и политика принимающего правительства по отношению к национальным и иностранным компаниям3;
реалистичные и верно сформулированные стратегические цели страны в рамках ее экономической политики с учетом национальных и международных рыночных условий и тенденций, а также наличие средств их осуществления;
способность страны удерживать на низком по международным стандартам уровне цены на важнейшие местные факторы производства и ресурсы;
уровень трудовых навыков, наличие институтов по их совершенствованию, трудовая дисциплина и морально-этические стандарты рабочей силы и предпринимателей;
отношение к иностранным
компаниям, демонстрируемое
Как показал опыт, деятельность ТНК в 90-е годы по-разному воздействовала на экономику принимающей страны. С одной стороны, налицо многочисленные благоприятные последствия их присутствия – расширение притока капитала и экспорта, модернизация методов управления и маркетинга, более быстрый приток новых технологий, улучшение поставок на внутренний рынок, рост доходов тех, кто был нанят на работу в международные компании, и местных субпоставщиков.
С другой стороны, немало и
негативных последствий присутствия
ТНК. Их упрекают в том, что в ряде
стран они привнесли
Существует и другая, более
общая, макроэкономическая проблема. Чем
выше степень международной
Кроме того, ТНК сталкиваются с рядом проблем и дилемм. Так, помимо регулирования в принимающих странах существуют международные соглашения и правила, касающиеся трудовых отношений4 и охраны окружающей среды, которые корпорациям следует принимать в расчет. Они, как правило, являются объектом более пристального национального и даже международного общественного внимания, потому что речь идет об иностранных, крупных и мощных структурах. Они также испытывают на себе эффект маркетинговой стратегии своих международных конкурентов. Поэтому ТНК заинтересованы в том, чтобы избегать нападок со стороны правительств и общественности.
ТНК вынуждены также вступать в конфликт с менеджментом по многочисленным и разнообразным экологическим проблемам. Они сталкиваются с языковыми различиями, что затрудняет общение руководства с сотрудниками и между сотрудниками. Им приходится также учитывать культурные особенности, находящие выражение в стиле управления, отношении к служебной иерархии, работе в команде, способу выражения своего согласия или несогласия, участию в принятии решений.
В целом же для ТНК основополагающим является вопрос, в какой мере особенности тех или иных принимающих стран могут стать источником выгод или, напротив, потерь и конфликтов. Многие компании делают ставку на преимущества, вытекающие из различий, но очень редко говорят о том, какие именно показатели представляют большую или меньшую значимость. Как правило, они стремятся не к разнообразию в организационных формах и применяемых методах, а к тому чтобы создавать и поддерживать заданный уровень общности, сплоченности и единообразия в рамках своей структуры. Проблема здесь не в том, как найти баланс обоих явлений, а как одновременно извлекать выгоду из них. Оба данных явления – это две стороны медали. Вместе с тем существуют, конечно, важные сферы, где необходимы последовательность и единообразие.
Опыт свидетельствует, что в современном мире ослабление принимающей страны не соответствует интересам ТНК. Они в большинстве случаев заинтересованы в политической и экономической стабильности, а также социальной устойчивости стран, в которых расположены их аффилированные компании. Естественно, это верно лишь при условии, что международные компании могут добиваться своих предпринимательских целей в виде прибыли, завоевания рыночной доли и предпринимательского роста. С другой стороны, их деятельность – это не средство спасения слабых стран с больной экономикой.
Вместе с тем правительства
принимающих стран в настоящее
время располагают более