Россия и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Уже сегодня с высокой степенью уверенности можно утверждать, что беспрецедентный за последние 3,5 года обвал производственной и деловой активности во многом обусловлен именно присоединением России к ВТО и осознанием отечественными товаропроизводителями пагубности данного шага для всех несырьевых секторов экономики. Принимая во внимание беспрецедентно высокие затухания российской «экономики трубы» и масштабы спада в производственном секторе, можно говорить о том, что решение о вступлении в ВТО обойдётся России гораздо большими потерями, чем первоначально ожидали эксперты.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 112.64 Кб (Скачать файл)

Разработать эффективную  систему, позволяющую обеспечивать сбалансированное распределение выгод  между принимающей страной и  ТНК, оказалось очень трудным, а  в случае экономически слабых стран  – практически невозможно5. Корпорации могли быстро и эффективно реагировать на те или иные их попытки ввести строгое регулирование. Когда интересы корпораций существенным образом не ущемлялись, они соглашались на подобное регулирование. Иногда они смирялись, иногда оказывали давление на правительства, а в крайнем случае будучи свободными могли перенести свою деятельность в другое место. Поэтому многие развивающиеся страны при регулировании деятельности ТНК должны соблюдать международный кодекс поведения. В целом до сих пор их усилия оставались безрезультатными. Но в последнее время в мире стали обращать внимание на то, каким образом можно повысить ответственность транснациональных корпораций в принимающих их странах.

 

Выводы

 

В данной работе удалось  затронуть лишь некоторые изменения  в тенденциях, связанных с ролью  и стратегией ТНК в международной  системе.

1. Период после “холодной  войны” открыл более благоприятные  возможности для международного  сотрудничества ТНК благодаря  снижению политических рисков  и политике открытости тех  регионов мира и производств,  которые в течение десятилетий  были закрыты. Число таких корпораций  растет. Они превратились в серьезных  актеров в сфере глобального  управления, играют важную роль  в глобализации. Изменяются и  сами ТНК. Чем больше стран,  с которыми они должны сотрудничать, тем менее сложную иерархическую  структуру они могут себе позволить.

2. В новую эпоху более  жесткой международной конкуренции  ТНК часто должны вносить коренные  изменения в стратегию, использовать  на рынках новые инструменты,  с тем чтобы поддерживать или наращивать свою рыночную долю, а также доходность своей деятельности. Сейчас мы являемся свидетелями новой волны глобальной концентрации, обусловленной слиянием и поглощением компаний, особенно в высокотехнологичных отраслях, телекоммуникациях, фармацевтике, международном финансовом секторе.

3. Менее конфликтными  стали отношения между исходными  и принимающими ТНК странами. В основе отношений на родине  лежат по большей части национальные  традиции в области связей  между корпорациями и правительством, а не финансовые интересы. С  начала 80-х годов здесь сделан  упор на сотрудничество. Обе стороны  пошли на существенные уступки.  Однако сохранились и многочисленные  источники конфликтов в сферах, связанных с распределением издержек  и выгод от их деятельности. Как правило, когда ТНК и  национальные правительства вступают  в конфликт, вероятными победителями  выходят первые.

4. Возрастающая роль транснационального  сектора в мировой экономике  вылилась в попытки заключения  многосторонних международных соглашений. Некоторые из них, касающиеся  многосторонних гарантий инвестиций, расширения прав на интеллектуальную  собственность, открытия сферы  услуг для ПИИ, отмены национальных дискриминационных мер, направленных против иностранных компаний, служат интересам ТНК. Однако и страны наращивают свои коллективные усилия с целью заключить многосторонние соглашения, призванные оградить их от определенных видов деятельности ТНК и содействовать более четкому формулированию взаимных обязательств.

 

Расплатиться за выход из ВТО  Россия может самой собой

25. ИЮН, 2012 | РУБРИКИ: ДРУГИЕ НОВОСТИ | ПРОСМОТРОВ: 3 054

Расплатиться за свой выход из ВТО  Россия может только самой собой. То есть своей территорией со всеми  природными ресурсами на ее поверхности  и в ее недрах. Выход из этой странной, но легко просчитываемой ситуации для России – лишь в одностороннем отказе от всех своих обязательств. Однако в этом случае главные «бенефициары» ВТО – ТНК – вынуждены будут прибегнуть к «аргументу последней инстанции» – военной силе. Вот таковы «правила» ВТО. Не трудно заметить, что по ним живут любые преступные сообщества.

90% российских публикаций  по проблемам ВТО посвящены  оценке возможных последствий  присоединения России к этой  организации в результате изменения  импортных тарифов, а также  государственной бюджетной поддержки  экономики (прежде всего, аграрного  сектора). Это те последствия,  которые лежат на поверхности  и могут затронуть российский  бизнес и граждан России вскоре  после окончательного вступления  страны в ВТО. В то же время  целый ряд последствий не только  не просчитывается, но даже не  обсуждается. 

 

1.  Эволюция ВТО: от регулирования тарифов к глобальному контролю над экономикой

Не учитывается и не обсуждается по той причине, что  ВТО – механизм, который постоянно  расширяет свои цели, задачи, функции  и полномочия. Когда-то ВТО (тогда  еще ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле – предшественник ВТО) занималась лишь регулированием международной  торговли товарами с помощью согласования и унификации таможенных пошлин. Потом  организация стала заниматься вопросами  гармонизации и снижения нетарифных барьеров (количественные ограничения  торговли товарами, технические и  экологические стандарты и т.п.). Постепенно в поле зрения и регулирования  организации оказалась также  торговля услугами. Все большее внимание ВТО стала уделять такому сектору  услуг, как финансовые услуги. В связи  с этим по целому ряду вопросов, относящихся  к финансовому сектору экономики, деятельность ВТО стала пересекаться с Международным валютным фондом (МВФ). Наконец, в сферу регулирования  организации попали объекты интеллектуальной собственности.

ВТО крайне озаботилась обеспечением «равных» условий хозяйственной  деятельности в разных частях и уголках  мира, начав «крестовый поход» против разного рода государственных субсидий. Соответственно, ВТО стала все  глубже вникать в вопросы налогов, бюджетного финансирования экономики, ценообразования и тарифов, заработных плат и социальных условий работников, экологию и стандарты безопасности пищевых продуктов, технологий, промышленных изделий и т.п. Как тут не вспомнить поговорку «Аппетит приходит во время еды».

«Аппетит» главных «акционеров» ВТО (стран «золотого миллиарда») продолжает расти. Об этом можно судить по тематике встреч, которые в последние  годы проводятся в штаб-квартире ВТО, а также на международных форумах, организуемых её главными «акционерами». В ближайшее время функции  ВТО могут быть значительно расширены, и вопросы торговли окажутся тогда  не самыми главными в деятельности этой организации. Среди новых функций: регулирование инвестиционной деятельности, международной миграции рабочей  силы, финансовой деятельности государства (в том числе налоговая политика), использования природных ресурсов.

В частности, готовится пакет документов, в которых предусмотрено резкое ограничение (фактически ликвидация) суверенных прав государств по регулированию инвестиционных процессов на своих территориях. Так, транснациональные корпорации получат право в судебном порядке оспаривать те национальные законы, которые снижают прибыли ТНК от производственно-инвестиционной деятельности в соответствующих странах. А также – требовать компенсаций за понесенный ущерб (упущенные прибыли).

Остановимся подробнее на планах ВТО, касающихся наднационального регулирования использования природных  ресурсов. 

 

2. ВТО: планы тотального контроля  над природными ресурсами.

Основные положения концепции  наднационального регулирования допуска  транснациональных корпораций к  природным ресурсам суверенных государств были оглашены Генеральным директором ВТО Паскалем Лами осенью 2010 года в  Берлине на Конгрессе по сырьевым товарам (1). Руководитель ВТО обратил  внимание на то, что в документах этой организации нет специального соглашения, посвященного регулированию  торговли сырьевыми товарами. Фактически вне сферы «эффективного контроля»  ВТО оказывается 20% мирового торгового  оборота. А также множество стран, у которых в экспорте преобладают  природные ресурсы. По данным ВТО, на сегодняшний день в мире насчитывается 21 страна, экспорт которых более  чем на 80% состоит из сырья. Руководитель ВТО явно поскромничал, сказав, что  его организация не оказывает  влияния на мировую сырьевую торговлю. Оказывает, и даже очень. Например, правила  ВТО запрещают введение прямых количественных ограничений на экспорт природных  ресурсов. Также ВТО потрудилась  на славу для того, чтобы «извести»  различные межгосударственные товарные соглашения (торговля различными биржевыми  товарами – кофе, бананы, хлопок, руды металлов и т.д.). Последние создавались  в свое время для того, чтобы  обеспечивать стабильность экспортных доходов сырьевых стран, тормозить  растущие ценовые «ножницы» в  торговле сырьевыми и готовыми промышленными  товарами.

П. Лами посетовал на то, что  в рамках ВТО страны до сих пор  используют законные и не вполне законные ограничения для торговли товарами, причем делают это почти исключительно  экспортеры, а не импортеры. И вот  что важно: по его мнению, ограничения  торговли природными ресурсами могут  наносить ущерб экономике больший, чем ограничения торговли готовыми изделиями.

Зачем же правительства стран  – экспортеров природных ресурсов вмешиваются в торговлю сырьевыми  товарами? Они, как отметил П. Лами, оправдывают это вмешательство  тем, что необходимо сохранять истощающиеся ресурсы, защищать окружающую среду, диверсифицировать базу экспорта, проводить структурную перестройку экономики. Все это проявления устаревшего «национального эгоизма».

Практически власти реализуют  «национальный эгоизм» в сфере  природопользования с помощью таких  традиционных инструментов, как экспортные квоты и экспортные пошлины, а  также экономическое и административное регулирование объемов добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов. Власти могут это делать и потому, что конституции многих стран  в тех или иных выражениях подтверждают национальный суверенитет над природными ресурсами, что, по мнению П. Лами, является анахронизмом. А ВТО, к несчастью, для ее главных «бенефициаров» –  ТНК – ограничена в своих возможностях воздействовать на страны-экспортеры природных ресурсов. Правила ВТО  запрещают устанавливать количественные квоты на экспорт ресурсов, но при  этом ВТО не имеет полномочий регулировать размеры экспортных пошлин. И уж тем более не может указывать  странам, сколько им добывать природных  ресурсов. С точки зрения ВТО и  ТНК это непорядок, его следует  исправить, добычу и вывоз природных  ресурсов надо поставить под свой жесткий контроль.

Как и полагается, под это  подводится «теоретическая база». Лами на упомянутом международном форуме сформулировал следующие тезисы.

Во-первых, экспортные пошлины  на природные ресурсы вызывают большие  различия между внутренними и  внешними ценами на ресурсы.

Во-вторых, более высокие  внешние цены снижают уровень  благосостояния других государств, что, естественно, «несправедливо».

В-третьих, более низкие внутренние цены стимулируют чрезмерное внутреннее потребление ресурсов, что, в свою очередь, способствует быстрому истощению  запасов этих ресурсов.

Такова незамысловатая «теория», шитая белыми нитками. О том, что  снижение цен на природные ресурсы  после снятия ограничений на экспорт  природных ресурсов приведет к еще  более быстрому истощению их запасов, генеральный директор ВТО почему-то умолчал.

Чтобы придать «наукообразность»  своим умственным построениям, чиновники  и эксперты ВТО любят манипулировать цифрами. Например, на том же конгрессе  в Берлине приводились оценки экспертов ВТО: «либерализация»  международной торговли природными ресурсами обеспечит странам  Запада дополнительные доходы в размере 110 млрд. долл. в год, а странам  периферии мирового капитализма (ПМК) – 220 млрд. долл. Подобные цифровые фокусы должны убедить тех, кого не впечатлил  доклад генерального директора ВТО. Даже если предположить, что цифра  по странам ПМК действительно  равна 220 млрд. долл., надо иметь в  виду, что эта цифра означает лишь увеличение стоимостного объема экспорта из сырьевых стран. А вот финансовый результат достанется (как всегда) не народам, проживающим в этих сырьевых странах, а транснациональным корпорациям, которые осуществляют добычу природных  ресурсов на территориях этих стран. Или же это будет означать увеличение валютных резервов стран ПМК на 220 млрд. долл. Мы знаем, что у России валютные резервы уже перевалили за планку 500 млрд. долл., но россияне от этого богаче не стали. Эти деньги представляют собой почти беспроцентное  кредитование западной экономики. А  сумма в полтриллиона долларов является констатацией того печального факта, что  Россия как сырьевая колония поставила  на Запад «дань», измеряемую сотнями миллионов тонн нефти, сотнями миллиардов кубических метров природного газа, сотнями тонн золота и т.п.

В ВТО давно уже не дружат с логикой, там она не нужна. Недостаток логики с лихвой компенсируется силой, которую ВТО и стоящие за ней  ТНК применяют для практического  внедрения «теории» в жизнь. 

 

3. ВТО: внедрение «теории» в  жизнь.

Пилотный проект под названием  «Редкоземельные металлы».

Сегодня словосочетание «редкоземельные  металлы» стало часто встречаться  не только на страницах специальных  технических изданий, но и в экономической  и политической прессе. Причина в  том, что уже в течение в  нескольких лет СМИ следят за конфликтом, который разворачивается во Всемирной  торговой организации и который  касается ситуации на мировом рынке  редкоземельных металлов (РЗМ). Данная группа металлов играет сегодня большую  роль в самых разных отраслях промышленности, особенно в тех, которые производят высокотехнологическую продукцию. На основе РЗМ осуществляется, например, производство мобильных телефонов. Они используются при создании сверхпрочных керамических изделий, сложных оптических приборов, гибридных автомобилей, в  радиоэлектронике, атомной технике, химической промышленности, машиностроении, нефтепереработке, авиационной промышленности, ракетостроении и многих других отраслях.

Информация о работе Россия и ВТО