Сегмент, его виды и основные понятия отчетности по сегментам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и организационно-методических положений учета и в формировании внутренней и внешней отчетности по сегментам в торговле

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     В данной курсовой работе освещаются следующие  вопросы:

     -что это за отчетность, кто и с какой целью ее составляет, как ее правильно подготовить.

     Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и организационно-методических положений учета и в формировании внутренней и внешней отчетности по сегментам в торговле 
 
 

     Последний стандарт бухгалтерского учета ПБУ-29, вступивший в силу в прошлом году, посвящен составлению нового для нас вида отчетов — отчетности по сегментам. Что же это за отчетность, кто и с какой целью ее составляет, как ее правильно подготовить — именно эти вопросы рассматриваются в данной курсовой работе.

     Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и организационно-методических положений учета и в формировании внутренней и внешней отчетности по сегментам в торговле.

     Предметом исследования являются теоретические  и организационно методологические аспекты формирования системы учета и отчетности по сегментам.

     Объект исследования - система бухгалтерского учета и отчетности организаций, различных организационно-правовых форм и форм собственности.

     В настоящее время вопросам о формировании отчетности по сегментам посвящено немало исследований и статей, обосновывающих актуальность и значимость данной проблемы.

     Раскрытие информации по сегментам согласно ПБУ 12/2010 должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить:

     > отраслевую специфику деятельности  организации (достигается путем  выделения сегментов и раскрытия информации о наименовании вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг по каждому отчетному сегменту);

     > хозяйственную структуру организации  (достигается путем выделения  сегментов);

     > распределение финансовых показателей  по отдельным направлениям деятельности (достигается путем раскрытия совокупности показателей по каждому отчетному сегменту).

Задачами курсовой работы являются:

- Рассмотреть виды сегментов и основные  
понятия отчетности по сегментам.

-Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему.

- Раскрытие понятия первичной и вторичной информации.

    1. Сегмент, его виды и основные понятия отчетности по сегментам  
    1.1. Значение формирования отчетности по сегментам

 

     Баланс (форма № 1) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2) раскрывают информацию об основных финансовых показателях предприятия (финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности). Однако если предприятие занимается различными видами деятельности и при этом одни из них прибыльны, а другие — убыточны, либо работает в нескольких географических регионах и состояние дел в одном из этих регионов прекрасное, а в остальных — неважное, то в основных формах отчетности это видно не будет. Прибыль или убыток, отраженные в Отчете о финансовых результатах, носят усредненный характер. А ведь потенциального инвестора может заинтересовать более подробная информация, которая, в конечном счете, сможет повлиять на его решение о приобретении предприятия. 

     Зачем предприятиям заниматься различными видами деятельности или открывать филиалы (представительства) в разных регионах или странах? Затем, что это дает возможность, с одной стороны, наращивать прибыль предприятия, а с другой — диверсифицировать его риски. Именно для отражения такой диверсифицированной деятельности и предназначена отчетность по сегментам. Данная отчетность дает возможность пользователям лучше понять логику развития предприятия, проанализировать важнейшие показатели (доходы, расходы, активы и обязательства) по каждому из основных видов деятельности предприятия и географических регионов, оценить риски и прибыли, характерные для деятельности предприятия. Вместе с тем раскрытие информации о сегментах может негативно повлиять на конкурентную позицию предприятия, поскольку, таким образом, конкуренты, покупатели, поставщики и прочие заинтересованные лица могут получить более подробные сведения о бизнесе. 

     Естественно, информация о сегментах интересна, в первую очередь, потенциальным  инвесторам. Поэтому в международной  практике отчетность по сегментам в  обязательном порядке должны составлять только компании, ценные бумаги которых находятся в свободном обращении на рынках ценных бумаг или готовятся к выпуску. Остальные предприятия могут не составлять эту отчетность. 

     А вот национальный стандарт ПБУ-29 (см. п.2 указанного стандарта в редакции, существующей после внесения в него изменений Приказом № 8682) обязывает составлять данную отчетность предприятия, которые: 

     – обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность; 

     – занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг); 

     – выпускают продукцию (товары, работы, услуги), относительно которой до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен. 

     1.2. Виды отчетных сегментов.

     Отчетность  по сегментам представляет собой Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности и составляется в конце каждого финансового года. Процесс составления отчетности подразумевает выделение в деятельности предприятия отдельных направлений (так называемых отчетных сегментов) либо по видам деятельности, либо по географическому признаку. Таким образом, существуют два вида отчетных сегментов: хозяйственные сегменты и географические сегменты . 

     Хозяйственный сегмент характеризуется: 

     – определенным видом производимой или  продаваемой продукции (товаров, работ, услуг); 

     – отличающимся от других хозяйственных  сегментов способом получения дохода (способом распространения продукции, товаров, работ, услуг);

     – определенным характером производственного  процесса; 

     – характерными для этой деятельности рисками; 

     Схема. Виды отчетных сегментов.

     Таблица 1.

 
     Отчетные сегменты
     Хозяйственные сегменты — это обособляемая часть деятельности предприятия по производству и/или продаже определенного вида (или группы) продукции (товаров, работ, услуг)      Географические  сегменты — это обособляемая часть деятельности предприятия по производству и/или продаже определенного вида (или группы) продукции (товаров, работ, услуг) в конкретной экономической среде (регионе), отличающейся от других
 

     – определенной категорией покупателей  продукции (товаров, работ, услуг). 

     Хозяйственный сегмент может также отличаться от других сегментов нормативно-правовой базой, регулирующей тот или иной вид деятельности. 

     Если  предприятие работает в нескольких отраслях, то в качестве хозяйственных  сегментов можно выбирать виды деятельности предприятия (например, строительство, производство строительных материалов, оптовая торговля, розничная торговля). Если же предприятие занимается только одним видом деятельности (к примеру, производством игрушек), то хозяйственными сегментами могут быть разные виды производимой продукции (мягкие игрушки, конструкторы, куклы). Основное условие — эти виды деятельности должны иметь разную рентабельность и риск. 

     Географический  сегмент характеризуется: 

     – отличающимися от других географических регионов экономическими и политическими условиями; 

     – особой взаимосвязью между деятельностью  в разных географических регионах; 

     – территориальным расположением  производственных мощностей или покупателей (точек сбыта) продукции (товаров, работ, услуг); 

     – характерными рисками, связанными с  конкретным регионом; 

     – определенными правилами валютного  контроля и валютными рисками  в конкретном регионе. 

     Географическим  сегментом могут быть подразделения  предприятия, расположенные в разных областях Украины, в разных странах или в группах стран. В мировой практике обычно принято в качестве географических сегментов выделять группы стран со сходными экономическими и политическими условиями (например, Северная Америка, Южная Америка, Азия, Восточная Европа). В зависимости от того, какие именно объекты находятся в различных регионах (производственные мощности или торговые представительства и магазины), выделяют два подвида географических сегментов: географический производственный и географический сбытовой (п.7 ПБУ-29). 

     Если  деятельность предприятия можно  разбить и по видам деятельности, и по регионам, руководство предприятия  должно выбрать приоритетный вид сегмента, основываясь на том, какой вид сегментов является основным источником рисков и прибылей, а также с учетом особенностей организационной структуры предприятия. Оставшийся вид сегментов будет считаться вспомогательным. В финансовой отчетности информация о приоритетных сегментах раскрывается с большей степенью детализации. 

     Фирма «Бета» торгует кондитерскими изделиями, напитками и фруктовыми смесями. Торговая наценка для всех изделий примерно одинакова, риски также аналогичны. Филиалы фирмы расположены в трех странах: в Украине, России и Польше. Филиал в Украине приносит максимальную прибыль, в России филиал работает в основном с прибылью, а в Польше филиал убыточный. Все филиалы представляют собой обособленные хозяйственные единицы, во главе которых стоят руководители филиалов. 

     В данном случае приоритетными будут признаны географические сбытовые сегменты (Украина, Россия, Польша), поскольку прибыли и риски значительно больше колеблются по странам, нежели по видам продукции. 

     Соответственно, вспомогательными сегментами станут хозяйственные сегменты (кондитерские изделия, напитки и фруктовые смеси). 

     Если  четко определить приоритетность того или иного вида сегментов сложно, то приоритетным признается хозяйственный  сегмент, а вспомогательным —  географический. 

     В отчетности по сегментам отражаются следующие показатели. 

     Доход сегмента — доход, который непосредственно относится к сегменту, а также соответствующая часть всех доходов предприятия, полученных от реализации внешним клиентам или от операций с прочими сегментами предприятия, которая может быть распределена на сегмент. При этом доход сегмента от реализации прочим сегментам рассчитывается на основе цен, которые обычно используются для операций внутри предприятия. При включении в «сегментную» отчетность предприятия из доходов сегмента вычитаются непрямые налоги (НДС, акцизный сбор) и прочие сборы и вычеты из дохода (скидки, возврат товаров от покупателей) (п.18, 20 ПБУ-29). 

     Доход сегмента не включает: 

     – доход по налогу на прибыль; 

     – процентные, дивидендные доходы, доходы от реализации финансовых инвестиций и погашения основной суммы долга (кроме предприятий, которые относятся к финансовым учреждениям); 

     – доходы от чрезвычайных событий. 

     Расходы сегмента — расходы обычной деятельности предприятия, которые непосредственно относятся к сегменту, и соответствующая часть всех расходов предприятия, связанных с реализацией внешним клиентам или с операциями с прочими сегментами предприятия, которая может быть распределена на сегмент (п.18, 21 ПБУ-29). 

     Расходы сегмента не включают: 

     – расходы по налогу на прибыль; 

     – процентные расходы, расходы от реализации финансовых инвестиций и погашения основной суммы долга (кроме предприятий, которые относятся к финансовым учреждениям); 

     – общие административные и прочие расходы, которые возникают на уровне всего предприятия (если только они  не связаны непосредственно с деятельностью сегмента); 

Информация о работе Сегмент, его виды и основные понятия отчетности по сегментам