Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и организационно-методических положений учета и в формировании внутренней и внешней отчетности по сегментам в торговле
Еще раз подчеркнем, что при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. страховщики используют ПБУ 12/2000.
Замена ранее действующего ПБУ 12/2000 новым ПБУ 12/2010 обусловлена переходом на международные стандарты финансовой отчетности. Новые правила формирования информации по сегментам соответствуют требованиям МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», которые введены с 1 января 2009 г. При этом в отличие от ПБУ 12/2010 требования МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» распространяются не только на годовую бухгалтерскую отчетность, но и на промежуточную.
В ПБУ 12/2010 изменен подход к формированию информации по сегментам. За основу принимается внутренняя отчетность, то есть управленческий подход. Отличия от ПБУ 12/2000, где за основу принимались внешняя отчетность и требования учетной политики, существенны. Раскрытие информации по новым правилам направлено на обеспечение пользователей данными, которые готовятся для высшего менеджмента и в соответствии с которыми в организации принимаются управленческие решения. Эта информация позволяет оценить отраслевую специфику деятельности и хозяйственную структуру компании, а также распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности
Доступ к ранее закрытой для внешних пользователей информации должен способствовать повышению прозрачности отчетности. Хотя не стоит сбрасывать со счетов то, что свобода формирования управленческой отчетности и отсутствие систематизированного подхода могут стать причиной несоответствия или даже противоречивости данных бухгалтерской отчетности и отчетных сегментов, а также привести к несопоставимости данных различных, хотя и идентичных по характеру деятельности страховщиков. Кроме того, в силу заинтересованности менеджмента информация по сегментам может быть представлена в «удобном» для страховщика срезе, отражающем более благоприятные результаты деятельности. Это, в свою очередь, напротив, будет вводить в заблуждение пользователей отчетности и снижать полезность и прозрачность информации.
Принципиальные изменения в ПБУ 12/2010 коснулись:
— требований к организациям, на которые распространяется новое ПБУ;
— условий выделения сегментов;
— основ оценки отчетных сегментов;
— способов раскрытия информации.
Требования к организациям, на которые распространяются ПБУ 12/2010
Информацию по сегментам формируют не все страховщики, а только те организации, которые выступают эмитентами публично размещаемых ценных бумаг или которые самостоятельно приняли такое решение. Если страховщик на добровольных началах раскрывает информацию по сегментам, такое решение ему рекомендуется закрепить во внутренних документах.
Обратим внимание на то, что в соответствии с ПБУ 12/2000 информацию по сегментам формировали организации при составлении сводной отчетности. Таким образом, новое ПБУ может распространять свое действие на компании, которые ранее не формировали информацию по сегментам.
Условия выделения сегментов
— способность приносить экономические выгоды и предполагать соответствующие расходы;
— возможность обособленного формирования финансовых показателей от показателей других частей деятельности организации;
— наличие систематического анализа результатов по выделенной части деятельности полномочными лицами организации. К полномочным лицам относятся только те, которые вправе принимать решения о распределении ресурсов внутри организации и оценке результатов по выделенной части деятельности.
Однако в зависимости от структуры организации перечисленные условия могут оказаться недостаточными для обоснованного выделения сегмента, тогда в дополнение к ним могут рассматриваться и иные критерии обособления сегмента, такие как специфический характер отдельного направления деятельности; ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности (например, при распределении ответственности по видам страховых операций между заместителями руководителя); обособленность информации, предоставляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации.
Как и ранее, основы и перечень выделяемых сегментов организация выбирает самостоятельно, что следует закрепить внутренними распорядительными документами. Это могут быть виды, направления, способы, территория предоставления услуг, структурные подразделения, методы организации продаж, основные клиенты, категория потребителей и т.п. Только детальный анализ внутренней документации (отчетности) и четкое представление о самом бизнесе и структуре организации позволят правильно выбрать основы выделения сегмента. Так, страховщик должен определить, на основании каких показателей принимаются решения в организации, в том числе и о планируемых направлениях и объемах деятельности, а также установить, что положено в основу формирования финансовых показателей в управленческой отчетности. Например, если руководство страховой организации анализирует результаты деятельности по способу организации продаж (агентские продажи, продажи через брокеров, прямые продажи) или по категориям клиентов (корпоративные продажи, розничные продажи), то именно указанные критерии формирования информации должны быть положены в основу выделения сегментов.
При обособлении сегментов возникает множество вопросов. Но в любом случае, если руководство организации выделяет и контролирует какую-либо часть деятельности на постоянной основе, значит, она является приоритетной и подлежит обособлению в отдельный сегмент. Кроме того, если страховщик разработал стратегию развития бизнеса, в которой определены ключевые направления деятельности, то их также следует выделять как отдельный сегмент. Руководство может принять решение и о выделении части деятельности, которую еще только планируется осуществлять, но при этом страховщиком уже приняты меры, направленные на ее развитие (например, получена лицензия, разработаны новые правила и программы страхования, созданы рабочие места и структурные подразделения и т.п.).
При выделении сегмента возможно объединение в одну группу нескольких сегментов по принципу их однородности и при условии сходства, например, по следующим характеристикам: процессу оказания услуг; кругу страхователей; методам и способам реализации страховых продуктов. Объединенные сегменты рассматриваются как единый сегмент. Так, группа клиентов — юридических лиц, находящихся под общим контролем, может рассматриваться как единый покупатель.
1.1. Отчетный сегмент
Раскрытие информации по сегментам в бухгалтерской отчетности осуществляется не по всем выделенным сегментам, а по тем, которые признаны отчетными. В соответствии с п. 10 ПБУ 12/2010 к отчетному относится сегмент, отвечающий одному из следующих условий:
— выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляют не менее 10% от общей суммы выручки всех сегментов;
— финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов или суммарного убытка сегментов;
— активы сегмента составляют не менее 10% от суммарных активов всех сегментов.
На совокупность выделенных отчетных сегментов в бухгалтерской отчетности должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. Если же она установлена в размере меньшем, чем 75%, то страховщику следует выделить дополнительные сегменты. В этом случае пороговое значение (10%) может не соблюдаться. Кроме того, если по какому-либо сегменту не достигнуто указанное пороговое значение, он может рассматриваться как отчетный, когда информация по нему является полезной заинтересованным пользователям и соответствующее решение принято руководством.
Так как порядок определения выручки по страховым операциям нормативно-правовыми актами не установлен, страховщик самостоятельно принимает решение по ее определению. Если в качестве основы выделения сегмента выбран вид страхования, то в качестве выручки может быть принята сумма страховой премии. Обратим внимание на то, что согласно ПБУ 12/2000 при определении выручки исходили из величины от продаж покупателям, а внутрисегментная выручка не учитывалась.
ПБУ 12/2010 жестко не ограничивает количество выделяемых отчетных сегментов, однако если их количество составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность их объединения. Указанное требование основывается на принципе существенности отчетного сегмента и направлено на исключение из отчетности информации, не являющейся полезной заинтересованным пользователям.
Другие сегменты, которые не признаны отчетными, необходимо объединить. Информация по ним раскрывается в бухгалтерской отчетности в составе прочих сегментов.
В бухгалтерской отчетности должна соблюдаться последовательность в определении перечня отчетных сегментов из одного отчетного периода в другой. В отличие от ранее действующего ПБУ 12/2000, где указывалось на необходимость сохранения в отчетном периоде перечня выделенных сегментов в предшествующем году, в новом ПБУ 12/2010 внимание сосредоточивается именно на отчетных сегментах. Так, если сегмент выделен в качестве отчетного в предшествующем периоде, то в отчетном он сохраняет свой статус только при условии, что предполагается его выделение в качестве отчетного в текущем и будущих периодах. Когда же сегмент впервые стал отвечать условиям отчетного, то в отчетном периоде по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие периоды, несмотря на то, что в тех периодах он не соответствовал критериям отчетного сегмента.
В другой ситуации, когда в отчетном периоде меняется сама структура отчетных сегментов, сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой. При этом пересчету подлежит сравнительная информация по каждому показателю отчетного сегмента. Если сравнительная информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов.
Ретроспективное представление информации не требуется, если необходимые данные отсутствуют и их подготовка требует высоких затрат, то есть нерациональна.
Основы оценки отчетных сегментов.
Показатели отчетного сегмента приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений. По отдельным показателям применяются данные как управленческого, так и бухгалтерского учета. В случае если полномочные лица организации для принятия решений используют несколько показателей отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в бухгалтерской отчетности показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.
Исключением являются отчетные сегменты, выделенные по географическим регионам деятельности, покупателям, а также показателю выручки от продаж покупателям (заказчикам), которые приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности. Информация по ним может не раскрываться, если ее формирование требует существенных затрат и противоречит принципу рациональности.
Способы раскрытия информации по сегменту.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта как минимум следующая информация:
1. Общая информация:
— описание основы выделения сегментов, признанных отчетными;
— случаи объединения сегментов;
— наименование вида (группы) страховых продуктов, а также прочих работ и услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах;
— случаи пересчета (невозможности такого пересчета) сравнительной информации в соответствии с новой структурой отчетных сегментов.
2. Показатели по каждому отчетному сегменту:
— финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
— общая величина активов на отчетную дату;
— общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).
В случае представления полномочным лицам следующих показателей на систематической основе независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) и общей величины активов отчетного сегмента:
Информация о работе Сегмент, его виды и основные понятия отчетности по сегментам