Сегмент, его виды и основные понятия отчетности по сегментам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и организационно-методических положений учета и в формировании внутренней и внешней отчетности по сегментам в торговле

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     – чрезвычайные расходы (если только их возникновение прямо не связано  с определенным отчетным сегментом). 

     Доходы  и расходы, связанные с продажей основных средств и нематериальных активов, включаются в состав прочих доходов и прочих расходов отчетного сегмента при условии, что данные активы касаются отчетного сегмента. 

     Финансовый  результат сегмента — это доход сегмента за вычетом расходов сегмента. 

     Активы  сегмента — активы, используемые сегментом в его обычной деятельности, а также активы, которые могут быть распределены на сегмент с достаточным основанием (п.25 ПБУ-29). 

     Активы  сегмента не включают отсроченные налоговые  активы, дебиторскую задолженность  по налогу на прибыль, а также активы, генерирующие финансовые доходы (кроме предприятий, которые относятся к финансовым учреждениям). 

     Обязательства сегмента — это обязательства, возникающие в результате обычной деятельности сегмента, а также обязательства, которые могут быть распределены на сегмент с достаточным основанием (п.25 ПБУ-29). 

     Обязательства сегмента не включают отсроченные налоговые  обязательства и обязательства  по прочим налогам (сборам, обязательным платежам), текущие обязательства по расчетам с участниками, а также обязательства, генерирующие финансовые расходы (кроме предприятий, которые относятся к финансовым учреждениям).

     1.3. Определение отчетных сегментов

 

     Итак, с приоритетностью сегментов  и основными показателями, отражаемыми  в отчетности, мы определились. А  теперь представим, что предприятие  выпускает несколько десятков видов продукции или же филиалы предприятия размещены в большинстве стран мира. Неужели отчетность необходимо составлять в разрезе абсолютно всех сегментов?! 

     Вовсе нет! Просто надо выбрать наиболее значимые из сегментов (так называемые отчетные сегменты). 

     Согласно  п.9 ПБУ-29 сегмент является отчетным, если большая часть его доходов зарабатывается от продажи продукции (товаров, работ, услуг) внешним покупателям и соблюдается, хотя бы одно из условий: 

     – доход сегмента от реализации внешним  покупателям и прочим сегментам составляет не менее 10% совокупного дохода предприятия (от продажи внешним покупателям и по внутрихозяйственным расчетам); 

     – прибыль (убыток) сегмента составляет не менее 10% общей прибыли (убытка) всех сегментов; 

     – активы сегмента составляют не менее 10% совокупной балансовой стоимости активов всех сегментов предприятия. 

     При этом более «мелкие» сегменты можно  объединять в один сегмент, если они  похожи по всем показателям и при этом демонстрируют на протяжении весьма длительного времени похожие финансовые результаты. 

     Таким образом, руководство предприятия  начинает выделять наиболее «весомые»  сегменты и делает это до тех пор, пока доход от операций с внешними покупателями по выделенным сегментам  составит не менее 75% дохода предприятия от операций с внешними покупателями. Именно в разрезе этих сегментов и нужно будет составлять отчет. 

     В процессе отбора сегментов возможно использование нескольких методик. В приложении 2 к ПБУ-29 приведен пример определения отчетного сегмента последовательно на основе критерия дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), на основе критерия финансового результата сегмента, на основе критерия балансовой стоимости активов. Здесь приводится наиболее простая, с нашей точки зрения, методика, которая несколько отличается от приведенной в приложении 2 к ПБУ-29, но при этом дает тот, же результат. 

     Деятельность  предприятия условно можно разбить  на шесть сегментов. Данные о доходах  каждого сегментаприведены в табл.2. 

     Таблица 2. Исходные данные по доходам сегментов

 
Хозяйственный сегмент Доход сегмента от операций с внешними покупателями Доход сегмента от операций с прочими сегментами Доход от операций с внешними покупателями больше дохода от операций с прочими сегментами (графа Б > графы В)
     А      Б      В      Г
Производство  и продажа лекарств 205000 да
Производство  и продажа пищевых добавок 195000 да
Производство  и продажа автомобилей 50000 10000 да
Производство  и продажа диагностического оборудования 55000 да
Производство  и продажа ароматизаторов 30000 25000 да
Производство  и продажа медицинского оборудования 30000 70000 нет
Итого 565000 105000 X
 

     Как видно из табл.1, шестой сегмент не может быть «кандидатом» в отчетные сегменты, так как по этому сегменту доходы от операций внутри предприятия (с прочими сегментами) превышает доходы от операций с внешними покупателями. Отбросив этот сегмент, сравниваем доходы остальных сегментов с общими доходами предприятия. Следует отобрать те сегменты, доля которых составляет не менее 10% в доходе предприятия. 

     Таблица 2. Доля доходов сегментов  в общем доходе предприятия

 
№п/п Хозяйственный сегмент Совокупный  доход сегмента Доля  дохода сегмента в  общем доходе предприятия5 Доход сегмента составляет не менее 10% в доходах  предприятия? Доход сегмента от операций с внешними покупателями Доля  “внешнего” дохода сегмента в общем  “внешнем” доходе предприятия6
            А      Б      В      Г      Д      Е
     1 Производство  и продажа лекарств      205000      31%      да      205000      36%
     2 Производство  и продажа пищевых добавок      195000      29%      да      195000      35%
     3 Производство и продажа автомобилей      60000      9%      нет      50000      9%
     4 Производство  и продажа диагностического оборудования      55000      8%      нет      55000      10%
     5      Производство  и продажа ароматизаторов      55000      8%      нет      30000      5%
     6 Производство  и продажа медицинского оборудования      100000      15%      Х      30000      5%
     7 Итого      670000      100%      Х      565000      100%
 
 

     Итак, первый и второй сегменты могут быть отобраны в качестве отчетных сегментов, так как соблюдены два обязательных условия: большая часть их доходов  зарабатывается от продажи внешним  покупателям и их доходы составляют не менее 10% доходов предприятия. 

     Далее нужно просуммировать доли доходов  отобранных сегментов от продажи  внешним покупателям в общем  доходе предприятия от продажи внешним  покупателям. Совокупная доля составит 71% (36% + 35%, это стр.1 + стр.2 графы Е)7

     Это меньше, чем 75%. Поэтому нужно сделать  следующий шаг — продолжить отбор  отчетных сегментов из третьего, четвертого, пятого сегментов (напомним, что шестой сегмент не может быть выбран в  отчетные). Для этого следует сравнить прибыль или убыток каждого сегмента с общей прибылью (убытком) всех сегментов. 

     
     № п/п      Хозяйственный сегмент      Прибыль сегмента      Убыток  сегмента      Соотношение прибыли (убытка) сегмента и прибыли всех сегментов8      Финансовый  результат сегмента составляет не менее 10% прибыли предприятия?
            А      Б      В      Г      Д
     1      Производство  и продажа лекарств      10000            7%      нет
     2      Производство  и продажа пищевых добавок      80000            53%      да
     3      Производство  и продажа автомобилей      30000            20%      да
     4      Производство  и продажа диагностического оборудования      10000             7%      нет
     5      Производство и продажа ароматизаторов            10000      7%      нет
     6      Производство  и продажа медицинского оборудования      200009            13%      Х
     7      Итого      150000      10000      Х      Х

     Таблица 3. Доля финансовых результатов  сегментов в финансовом результате предприятия

     Таблица 3. Доля финансовых результатов  сегментов в финансовом результате предприятия 
 

     По  итогам последних расчетов получается еще один отчетный сегмент (третий сегмент), который соответствует двум обязательным условиям: большая часть его доходов зарабатывается от продажи внешним покупателям и финансовый результат сегмента составляет не менее 10% от общей прибыли предприятия. Теперь нужно проверить, соблюдается ли правило «75 процентов». Для этого необходимо сложить доли доходов трех отобранных сегментов от продажи внешним покупателям в общем доходе предприятия от продажи внешним покупателям (графа Е табл.2). Этот показатель составляет 80% (36% + 35% + 9%). 

     Сумма доходов более 75%. Следовательно, все  сегменты отобраны. Если бы этого не случилось, следовало бы произвести еще одну операцию — сравнить активы сегментов с общими активами предприятия. Если же и в этом случае 75% набрать невозможно, то необходимо либо объединять оставшиеся сегменты, либо отбирать из оставшихся сегментов наиболее весомые по трем критериям (доходы, финансовые результаты, активы) или же по роли, которую эти сегменты играют в жизни предприятия (например, тот или иной сегмент обеспечивает деятельность других сегментов). 

     Аналогичным образом отбираются и вспомогательные  сегменты. 

     Отчет по приоритетным и вспомогательным  сегментам составляется по форме  № 6 (см. приложение 1 к ПБУ-29). Составление такого отчета в соответствии с требованиями ПБУ-29 — процесс сложный и трудоемкий. Кроме того, менеджмент предприятия может опасаться, что детализация информации по сегментам раскроет конкурентам важные аспекты деятельности предприятия. Однако если предприятие составляет отчетность в соответствии не только с национальными, но и с международными стандартами бухгалтерского учета, оно обязано раскрывать информацию по сегментам. Без составления этого отчета невозможно получение, безусловно, положительного аудиторского заключения.  

     Для формирования информации по отчетному сегменту, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., будет применяться ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н. Информация по сегментам раскрывается в пояснительной записке.

     Согласно п. 4 ПБУ 12/2010 при раскрытии информации по сегментам организация применяет общие требования к представлению информации в бухгалтерской отчетности, установленные нормативными правовыми актами. Обратим внимание, что пояснительная записка в обязательном порядке составляется только при формировании страховой организацией годовой бухгалтерской отчетности для представления ее в орган страхового надзора. При формировании же промежуточной отчетности пояснительная записка представляется по усмотрению страховщика. Таким образом, в соответствии с действующими правилами информация по сегментам подлежит обязательному раскрытию только в годовой бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Сегмент, его виды и основные понятия отчетности по сегментам