Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет".
Сам учетный процесс слагается из следующих основных элементов: первичный учет; регистры бухгалтерского учета; документооборот; инвентаризация; отчетность.
На организацию учета затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная структура управления, правовая форма и т.п.
При построении системы учета затрат экономически наиболее целесообразен следующий подход:
1. Выделение типичных целей (например, контроль за трудозатратами или использованием материалов);
2. Выбор соответствующих
данным целям объектов учета затрат (например, продукция или подразделение);
3. Выбор наиболее удобной классификационной группы затрат.
Для надлежащей организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организации:
– осуществляют учет расходов: по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, по экономическим элементам,
– разрабатывают внутренние
положения, инструкции, иные организационно-
Организация учета затрат основывается на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования с/с в течение года, полнота отражения в учете всех хозяй-х операций, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, соответствие фактических показателей с/с нормативным и плановым.
В целях контроля и регулирования затрат их надлежит разделить на:
- регулируемые (расходы, величина которых м. зависеть от менеджера) и нерегулируемые;
- затраты в пределах норм, смет, плана и отклонения от норм, плана, сметы. Выявления указанных отклонений позволит менеджерам принимать решения по управлению затратами.
Также по возможности осуществления контроля над затратами они подразделяются на контролируемые (м. контролироваться работниками организации) и неконтролируемые (например, цены на оборудование или налоги).
26. Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов.
Расходы делятся на четыре группы:
1. Расходы по обычным видам деятельности (уставная деятельность, торговля, производство, снабжение.) 2. Операционные расходы- расходы от выбытия основных средств, р-ды по аренде, р-ды по совместной деятельности. 3. Внереализационные расходы- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде суммы отрицательных курсовых разниц, суммы кредиторской задолженности (по займам, кредитам), сумма уценки осн. средств. 4. Чрезвычайные расходы- р-ды по страхованию, р-ды от стихийных бедствий.
Р-ды м.б. признаны в учете
при наличии следующих условий:
сумма расхода д.б. четко рассчитана,
р-ды обуславливают понижение
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 ПБУ 10/99).
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
• расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Основанием для установления перечня счетов для бухгалтерского учета расходов по элементам служит ПБУ-10/99 "Расходы организации",
Для учета производственных затрат служат производственные счета.
Для сбора и систематизации затрат по основному производству применяется счет №20 «Основное производство». Этот счет в зависимости от производственной структуры предприятия, может быть детализирован по цехам и другим структурным подразделениям, а внутри цехов – по конкретным видам изделий, работ и услуг. Учет затрат вспомогательных цехов ведется по счету №23 «Вспомогательное производство», где учет ведется в течение отчетного периода, а в конце отчетного периода эти затраты также переносятся на 20 счет пропорционально фактической себестоимости продукции, работ и услуг.
Непосредственно, на счет №20 и №23 можно отнести только прямые затраты. Косвенные затраты предварительно собираются на счете №25 «Общепроизводственные расходы» и счете №26 «Общехозяйственные расходы». В конце каждого месяца 25 и 26 счета закрываются и затраты списываются на счет 20 или 23, в зависимости от выбранной нормативной базы. Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
На счете 44 "Расходы на продажу" отражены следующие расходы (расходы) :
• на перевозку товаров;
• на оплату труда;
• на аренду;
• на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
• по хранению и подработке товаров;
• на рекламу;
• на представительские расходы;
• другие аналогичные по назначению расходы.
Расходы на продажу, как
общие расходы отчетного
27. Учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности.
Центр ответственности и место формирования затрат не всегда совпадают. Например, работающий станок — это место формирования затрат; но цех, где он расположен, — центр ответственности.
Место формирования затрат и центр ответственности могут совпадать лишь в отдельных случаях, когда невозможна либо нецелесообразна более детальная дифференциация расходов, например в передельных производствах, очистных и горно-подготовительных участках добывающей промышленности и т.п., где одновременно выполняется комплекс зависящих друг о друга работ и операций на различном оборудовании.
Для учета и исчисления фактической величины затрат совокупности мест расходов и центров ответственности разрабатывают единую систему кодирования группировочных признаков. Учетная группировка осуществляется на основе первичных документов, в которых указывают место издержек или центр ответственности, его код (шифр).
Группировка затрат по местам их формирования осуществляется одним из двух основных способов:
1. путем применения принципов двойной записи на взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения (перераспределения) учтенных сумм затрат с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек;
2. на основе использования специальных регистров (сводных ведомостей) и расчетов матричной формы, обобщающих виды затрат по местам их возникновения.
При использовании метода двойной записи разрабатывают специальный план счетов мест издержек для каждого предприятия. Он может быть привязан к действующему плану счетов бухгалтерского учета затрат, а может ориентироваться на применение специальных счетов управленческой бухгалтерии. Но это важно только для обозначения первых двух-трех знаков кода того или иного места издержек. Далее идет нумерация шифра самого места расходов. Чтобы показать возможную степень детализации мест затрат и центров ответственности, приведем выдержку из плана счетов управленческого учета сравнительно небольшой (около 1200 работающих) машиностроительной фирмы.
23 Производственные места обслуживания:
2314 Электромастерские
2315 Стройгруппа
10 Материальное хозяйство:
1030 Участок испытания материалов
1031—1035 Склады сырья и материалов
20 Места производственного изготовления:
2050 Места
производственного
2060 Места
производственного
2070 Места
производственного
2680—2690 Места затрат хозяйственного управления (дирекция, общее планирование, финансовое планирование и контроль, бухгалтерия, узел связи, отдел персонала и т.п.) и т.д.
Коды, по которым производится учетная группировка расходов этих подразделений, указывают на первичных документах по учету расхода материалов, комплектующих изделий, заработной платы и других издержек. Дальнейшее обобщение расходов по счетам затрат производится так же, как сейчас в бухгалтерском учете. Взаимосвязь между данными управленческого и финансового учета осуществляется через специальные счета — экраны.
Одним из вариантов системных записей в управленческом учете является ведение счетов отклонений от нормативной величины расходов. В этом случае обороты по дебету и кредиту счетов сырья и материалов, затрат на производство, готовой продукций отражают по нормативной стоимости. Все расхождения между нормативными и фактическими издержками снабжения, производства, сбыта относят в дебет или кредит соответствующих счетов отклонений. Таким образом, по местам и центрам формирования учитывают лишь отклонения от норм и нормативов.
Учет и исчисление затрат по местам их формирования с помощью регистров матричной формы основано на сочетании группировок затрат по видам и местам их возникновения. Для этого составляют специальную шахматную ведомость, по строкам и столбцам которой отражаются виды (статьи, элементы) затрат и мест (центров) их формирования, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты мест. Если какие-то расходы невозможно отнести на то или иное место затрат прямо, их распределяют пропорционально избранной базе.
Регистр матричной формы имеет следующий вид
Виды затрат |
Места затрат | ||
| Вспомогательные |
Основные | |
Первичные места затрат |
Места единичных расходов |
Отнесение первичных общих затрат на места издержек | |
|
| ||
Вторичные места затрат |
Исчисление баз распределения |
Матричное представление
регистра сводного учета и группировки
затрат по местам формирования и центрам
ответственности позволяет
Матрица издержек мест и центров всегда прямоугольна, конечна и ограниченна, а ее элементы представляют собой скаляры, т.е. действительные значения производственных затрат. Количество столбцов матрицы равно числу мест расходов, а число строк — количеству элементов издержек. Общая матрица, характеризующая производственные расходы в целом по предприятию, может подразделяться на подматрицы, выражающие соотношения между видами затрат и центрами их образования в разрезе отдельных подразделений. С каждой из них возможны операции суммирования, умножения, исчисления произведения матрицы на скаляр, т.е. практически все действия по преобразованию планово-учетной информации об издержках.
Аналогичная ведомость составляется и для обобщения издержек в Целом по предприятию.
28. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.
В управленческом учете известны три метода перераспределения издержек непроизводственных подразделений между производственными сегментами:
Метод прямого распределения затра, последовательный ( пошаговый ), двухсторонний.
Метод прямого распределения затрат : расходы, аккумулированные по месту возникновения в каждой вспомогательной службе, затраты по каждому обслуживающему подразделению, относятся на производственные сегменты напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Данный случай применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответ-ти не оказывают друг другу услуги.
Метод пошагового распред. Затрат применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке.Процесс распред. Затрат непроизводств. Подразделений между производств. Осущ. Поэтапно. Шаг.1-Определение затрат по подразделениям. Учитываются все затраты подразделения. Шаг 2- Опред. Базовой единицы. Например для гаража-пробег автотранспорта, для стовловой –кол-во приготовлен. порций и т.д. Шаг3-Распределение затрат на основе выбранных базовых единиц распределения. В результате распред. Все затраты непроизводств. Подразделений должны быть присвоены производственным центрам затрат.
Метод двухсторонний Он применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. 1) Определяется показатель, выступающий в роли базы распределения 2) рассчитываются затраты непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом взаимного потребления усуг 3) скорректированные затраты непроизводств подразделений распред. между производств. ЦО