Шпаргалка по "Контролю и ревизии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1.Сущность, роль и функции контроля в управлении. Контрольно-ревизионный процесс
2. Виды контроля. Контролирующие органы.
3.Взаимосвязь и отличия внеш., внутр., управ. контроля и ревизии.

Файлы: 1 файл

Вопросы контроль и ревизия.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)


1.Сущность, роль и функции контроля в управлении. Контрольно-ревизионный процесс

Контроль – это  система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управл-м решениям, определение рез-в управл-х воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Контроль на предприятии  включает текущий сбор и обработку инф-ции, проверку отклонений фактич-х показателей деят-ти фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, – подготовку рекомендаций для принятия решения.

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.

Понятие «контроль в  управлении» следует рассматривать в трех осн. аспектах:

  • контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
  • контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
  • контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Финансово-хозяйственный  контроль в основном звене фирмы и предприятия осуществляется путем проведения ревизий, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-ревизионный процесс. Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда состоит из организационной, технологической и завершающей стадий. Применительно к контрольно- ревизионному процессу это стадии: организационная, исследовательская, обобщения и реализации результатов контроля. Организацией и проведением этого процесса занимаются контрольно-ревизионные подразделения, имеющиеся в структуре органов управления предприятия, ведомств, министерств, администраций субъектов, городов.

 Организационная стадия  включает в себя выбор объекта  ревизии и организационно-методическую подготовку ревизии. Выбор объекта зависит от определения первоочередности объектов ревизии. Ими могут быть предприятия, которые должны подвергаться комплексной ревизии в соответствии с планом их проведения (по прошествии межревизионного периода), или отдельные показатели их деятельности, неотложная контрольная проверка которых вызвана невыполнением договора, государственного заказа, нерентабельной работой, необеспечением сохранности ценностей и др.

..  
2. Виды контроля. Контролирующие органы.

В зависимости от субъекта контроля различают следующие его  виды.

Гос-й фин-й контроль – неотъемлемая часть гос-го устройства, одна из важн-х ф-ций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его цель – контроль над исполнением гос-го бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, исп-ванием кредитных ресурсов, состоянием гос-ного внутреннего долга, гос-ных резервов, осуществлением финн-х и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов гос-ных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на соц-ю сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Негосуд-ный фин.контроль необходим государству как информация о результатах дея-сти всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан новый вид контроля – аудит, к-й построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.

К негос-му контролю отн-ся контроль со стороны комме-х банков, к-е в соотв-и с действ-м законод-вом обязаны контр-вать соблюдение клиентами установ-го гос-вом порядка ведения расчетно-кас-х операций и валютного законод-ва.

Общественный фин.контроль осущ-ся неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль лишь косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий (бухгалтерией, финансовыми отделами и др.). В ходе проведения данного вида контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием, с использованием выделенных бюджетных средств.

Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы  федерального значения;

2. Государственные органы  регионального значения (субъектов  РФ и местного самоуправления);

3. Негосударственные  контролирующие организации; 

4. Международные контролирующие организации.

К числу самых распространенных негосударственных контролирующих организаций относятся: 1) союзы потребителей; 2) профессиональные союзы; 3) аудиторские организации; 4) негосударственные организации по экспертизе и сертификации качества товаров и услуг; 5) общественные объединения. Общественные объединения могут выступать в качестве контролирующих органов в двух случаях: • если их контроль распространяется на членов общественного объединения (это так называемый внутрикорпоративный контроль в различного рода ас- социациях с уставом объединения); • если право общественного контроля по какому-либо виду деятельности предусмотрено законом.

Контролирующие органы в сфере государственного управления: • Главное контрольное управление Президента РФ; • Счетная палата РФ; • Министерство по налогам и сборам РФ; • Департамент финансового контроля и аудита (в со- ставе Минфина России).

 

3.Взаимосвязь и отличия внеш., внутр., управ. контроля и ревизии.

В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний  аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы, и основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной, т. е. осуществляется по предприятию самого экономического субъекта.

Особенности внутреннего  и внешнего аудита можно представить  следующим образом.

Внутренний  аудит. Постановка задач определяется собственниками или руководством исходя из потребностей управления. Объектом данного вида аудита является решение отдельных функциональных задач управления. Цель определяется руководством предприятия. Средства выбираются самостоятельно. Вид деятельности – исполнительская. Организация работы – выполнение конкретных заданий руководства. Взаимоотношения – подчиненность руководству. Оплата – начисление заработной платы по штатному расписанию. Отчетность – перед собственником или руководством.

Внешний аудит. Постановка задач определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудитором. Главным образом система учета и отчетности предприятия. Цель определяется законодательством по аудиту: оценке достоверности финансовой отчетности и законодательства. Средства определяются общепринятыми аудиторскими стандартами. Вид деятельности – предпринимательская. Организация работы определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм. Взаимоотношения – равноправное партнерство, независимость. Оплата – по договору.

Несмотря на кажущиеся  различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы, разница лишь заключается в системе точности и детальности применения этих методов.

Управленческий  контроль – это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности. Другими словами, необходима система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности.

Ревизия – средство, как правило, внешнего контроля, – направлена в интересах внешних пользователей – лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.

Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом  порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

Несмотря на различия в целях и пользователях информации, и ревизия, и внутренний управленческий контроль имеют четкую взаимосвязь.

Ревизия использует систему  внутреннего контроля, а система  внутреннего контроля получает независимую  оценку степени ее эффективности  и надежности при проведении ревизии.

К тому же и ревизия  и внутренний контроль используют одинаковые приемы и способы сбора данных, их анализа, одни и те же аналитические процедуры и систему доказательств, имеют рабочую документацию и результативный документ – акт (отчет) о результатах контроля, используют одну нормативную базу. Результат и внутреннего контроля, и ревизии во многом зависит от того, кто осуществляет контроль (его опыта, профессионализма, квалификации, понимания особенностей экономического субъекта, независимости и объективности в оценке).

 

 

4.Основные задачи внешнего финансового контроля.

В наст.время финконтроль осущ-тся законодательными и исполн-ми органами власти, а также спец-но созданными учрежд-ми, наблюдающими за фин-й дея-ю всех эконом-х субъектов (государств, предприятий, учр-й, орг-ций, граждан).

Поскольку гос-ный финконтроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики – коммерческие организации и граждан.

Финконтроль гос.организаций – это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью гос. предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финконтроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:

  1. налоги и другие обязательные платежи;
  2. соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;
  3. соблюдение устан-х законод-вом правил орг-ции денеж-х расчетов, ведения учета и отчетности.

Деят-сть органов фин-го контроля регламентируется юр-ми нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Организации, осуществляющие финконтроль, могут быть как государственными, так и негосударственными. Финконтроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.

Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.

Информация о работе Шпаргалка по "Контролю и ревизии"