Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:35, шпаргалка
В условиях рыночной экономики вопросы контроля исследуются как сфера деятельности государственного и корпоративного управления и как одна из ключевых форм управленческой деятельности. Контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание, способы и методы его осуществления. Экономический контроль — это функция управления производительными силами и производственными отношениями.
1.Современная организация экономического контроля в сельском хозяйстве
В условиях рыночной экономики
вопросы контроля исследуются как
сфера деятельности государственного
и корпоративного управления и как
одна из ключевых форм управленческой
деятельности. Контроль следует рассматривать
как самостоятельную функцию
управления, особый вид деятельности,
имеющий целевую
Экономический контроль
— это функция управления производительными
силами и производственными
описательный, связанный
со сбором фактов и первоначальным их
группированием;
логико-аналитический
— качественный анализ фактов с последующим
соединением качественных и количественных
(математических) методов научного познания.
Следовательно, контроль
содержит в себе, с одной стороны, факты
и данные исследования, а с другой — определенную
систему знаний — теорию.
Факты образуют реальную
основу выводов контроля. Без систематизации
и обобщений, без логического осмысления
не может быть контроля, поскольку при
этом нет необходимости в нем. Факты становятся
составной частью научных знаний только
тогда, когда они систематизированы, обобщены
и являются основой и подтверждением законов
действительности. Законы и факты в контроле
получают определенную интерпретацию
и являются основой управления экономикой
при условии, что они обобщены в теории.
Основой функции контроля является научное
исследование — процесс изучения определенного
объекта (предмета или явления) с целью
установления закономерностей его возникновения,
развития и преобразования для рационального
использования в практической деятельности
людей. Поэтому возникает потребность
в развитии экономического контроля как
системы научных знаний.
Понятие науки основывается
на содержании и функции в обществе. Содержание
науки — это:
теория как система
знаний, являющаяся формой общественного
сознания;
общественная роль
в практическом использовании рекомендаций
по созданию благ, являющихся жизненной
потребностью людей.
Важная функция науки
— развитие системы знаний, способствующих
наиболее рациональной организации производственных
отношений и использованию производительных
сил в интересах всех членов общества
и каждого в частности. Она включает в
себя ряд конкретных функций:
познавательную —
удовлетворение потребностей людей в
познании законов природы и общества;
культурно-воспитательную
— развитие культуры, интеллектуальное
воспитание человека;
практически-действенную
— совершенствование производства и системы
общественных отношений, т.е. функцию непосредственной
производительной силы материального
производства.
Предмет науки — это
связанные между собой формы движения
материи или особенности отображения
их в сознании. Материальные объекты природы
определяют существование многих отраслей
знаний. Систематизация научных знаний
— адекватное отображение, воссоздание
структуры объекта в системе научных знаний
о нем. Следовательно, наука — это знания,
сведенные в систему.
В то же время следует
отметить, что не все знания, сведенные
в систему, адекватны науке. Например,
практические пособия по слесарному, плотницкому,
кузнечному делу представляют собой определенную
систему знаний, но их нельзя отнести к
научным знаниям, поскольку они не раскрывают
новых явлений в технологии производства,
а содержат конкретные приемы выполнения
постоянно повторяющихся работ.
Экономический контроль,
используя научную теорию, выполняет общественную
роль в обеспечении практическими рекомендациями
производства жизненно необходимых благ
для удовлетворения потребностей людей.
Обнаруживая диспропорции и негативные
явления в обществе, контроль дает возможность
устранить их и предотвращает повторение,
а также способствует рациональной организации
производственных отношений и оптимальному
использованию производительных сил.
Эффективное осуществление
экономического контроля предполагает
соблюдение системы основополагающих
принципов, важнейших идей составляющих
структуры организации и
Широко распространены следующие основные принципы экономического контроля:
А)законность, является одним
из важнейших принципов, означает неприменение
соблюдение правовых норм действующего
законодательства, регулирование соответствующей
среды контрольной
Б)объективность, означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспрестрастности при проведении контроля мероприятий. Несоблюдение этого принципа ведет к утрате их смысла, делает невозможным принятие правил управления решением направления на устранение недостатков и дальнейшее развитие бизнеса.
В)профессиональная компетентность, предполагает наличие специальной профессиональной подготовки необходимой для эффективного выполнения контрольных функций.
Г)функциональная независимость-
обусловлена необходимостью обеспечить
объективность контроля и требует
определенной свободы профессионального
поведения контролируемых не обремененных
служебной подчиненностью по отношению
к проверенным лицам, а также
организационной и
Д)ответственность, связана
с неотвратимостью правовых последствий
при нарушении норм действующего
законодательства. Важное значение этого
принципа состоит в том, что он
направлен на недопущение корысти
в действии контролеров, защиту интересов
лиц. Чаще всего нарушение этого
принципа связано с незаконностью
разглашения и использования
конфиденциальной информации, некачественным
проведением контрольных
Е)действенность контроля означает его воздействие на экономику и выражается через эффективность мер принятых по результатам его осуществления. Соблюдение этого принципа позволяет не только своевременно устранять недостатки и добиваться возмещением виновными лицами причиненного ущерба. Но и создавать условия для более эффективного ведения дел и повышения общей культуры бизнеса.
Ж)рациональность, предполагает соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами полученными от его проведения.
Цель экономического контроля: повышение эффективности, усиление социальной начимости и приращения стоимости бизнеса.
Задачи эк контроля:
1)проверка соблюдения
действующего законодательства
и иного нормативного
2)обеспечение сохранности
контролирования экономических
ресурсов и выявление фактов
недостач, потерь и иного
3)проверка планов, смет
бюджетов, выявление отклонений
фактических результатов от
4)выявление и использование
результатов роста и повышение
эффективности экономического
5)проверка состояния бухг учета и внутреннего контроля, достоверности бухг и налог отчетности. Решение этой задачи обеспечено внешним аудитом.
Ревизии- это система обязательных
контрольных действий по документльным
и фактическим проверкам
Цель ревизии- это осуществление
контроля над соблюдением
Ревизор- это должностное лицо в контрольно- ревизионном аппарате, которое в соответствии с заданиями должно проводить ревизию, проверять выполнение мероприятий и оказания помощи по предупреждению недостач и потерь.
Основной задачей ревизии является проверка фин-хоз деятельности организации по следующим направлениям:
А)соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам.
Б)обоснованность расчетов сметным значениям.
В)исполнение смет расходов.
Г)использование бюджетных средств по целевому назначению.
Д)обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей.
Е)соблюдение финансовой дисциплины и прав ведения бух учета и составления отчетности.
Ж)полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
З)операции связанные с инвестициями.
И)формирование финансовых результатов и их распределение.
Объекты ревизии- это все органы и учреждения РФ, гос внебюджетные фонды, а также органы местного управления, организации, банки, страховые компании и др, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или использование федеральной собственности или управление ею, а также имеют таможенные или иные льготные преимущества.
Комплексные ревизии и
тематические проверки поступления
и расходования бюджетных средств
в федеральных органах
Основанием для проведения ревизии служит мотивированное постановлением которое издается за 3-5 дней до начала ревизии и должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверенный период, наименование проверенной организации, ФИО руководителя, должность и подписи лиц выдавших данное постановление.
Сроки проведения ревизии и состав ревизионных групп определяются с учетом объема предстоящих работ, но сроки проведения ревизии не могут превышать 45 календарных дней. Продлить срок может только руководитель контрольно- ревизионного органа.
Основанием для продления срока ревизии могут быть следующие причины:
1)проведение ревизии за время превышающем 1 год.
2)изменение программы
ревизий в ходе ее
3)необходимость проведения
сплошной проверки в
4)болезнь ревизора на срок более 1 месяца.
Каждая ревизия должна охватывать период начинающегося со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающаяся датой начала планируемой ревизии.
Контрольно- ревизионные службы составляют перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.
Перспективные планы составляются на 5 и более лет, и включают в себя мероприятия по организации КРР, ее совершение, подготовку и повышение квалификации кадров и разработке нормативных справочных материалов.
Текущий план составляется
на предстоящий календарный год
и включающий в себя перечень работ
связанных непосредственно с
осуществлением контрольных функций.
Текущие планы более
К годовому плану прилагаются график отпусков, список рабочих направленных на курсы повышения квалификации, план проведения семинаров и совещаний.
Годовые планы визируются руководителем КР службы. На основании годовых планов КРР каждым работником КР аппарата разрабатывается индивидуальный план работы на предстоящий период в котором указывается виды работ подлежащих выполнению в этом периоде, даты и сроки их выполнения и фамилии исполнителей.
При планировании КРР необходимо
предусматривать равномерную
1)установление делового
контакта. Это начальный этап
проведения ревизии, на
2)оповещение. Это широкая
огласка проводится в
3)общие ознакомления с
объектами контроля. Ревизионная
группа изучает на месте