Синтетический учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретического опыта учета расходов и калькулирования себестоимости. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
- изучить основные нормативные документы, регламентирующие учет затрат на производство продукции;
- раскрыть понятия затрат на производство;
- изучить виды учета затрат на производство продукции;
- раскрыть методологии учета затрат;
- рассмотреть формирование себестоимости с учетом затрат;
- рассмотреть некоторые пути оптимизации расходов.

Содержание работы

Введение 3
Обзор экономической литературы 5
1. Нормативно-правовое регулирование и теоретические основы затрат на производство
1.1 Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования 7
1.2.Экономическое содержание затрат на производство и их классификация 13
1.3.Методы учета затрат 28
2. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
2. 1 Учет материальных затрат 32
2. 2 Учет затрат на оплату труда и его социальную защиту 37
2. 3 Учет расходов на обслуживание производства и управление 39
2. 4 Учет производственных потерь 43
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая_работа_по_Бух_учету))))).doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

 Для получения информации о затратах по экономическим элементам используют данные синтетических счетов 10 «Материалы», 70 «расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» и ряд других счетов для учета «прочих затрат» (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами и др.).

Затраты на производство продукции  включаются в себестоимость продукции  того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени  оплаты – предварительной (арендная плата) или последующей (оплата отпусков работников).

Необходимость учета затрат на производство в разрезе экономических элементов  служит целям управленческого учета. Счета управленческого учета  предназначены для обобщения  информации о процессах формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации. Выделение управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции, ее конкурентоспособности.

Группировка затрат по экономическим элементам не показывает целевое использование средств. Поэтому применяется классификация расходов по статьям калькуляции. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции для предприятий промышленности определяется Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на промышленных предприятиях Министерства промышленности.

По назначению все  затраты подразделяются на технологические (основные) и хозяйственно-управленческие (накладные).

К основным относятся  затраты, непосредственно связанные с процессом производства. В их число входят: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы, связанные с освоением производства новых видов продукции и содержанием и эксплуатацией машин и оборудования.

К накладным относятся расходы, связанные с управлением и  обслуживанием производства, т.е. общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По способу  включения в себестоимость продукции  затраты подразделяются на прямые, распределяемые и косвенные.

Прямыми называются затраты, которые на основании первичных  документов могут быть отнесены непосредственно  на определенные виды продукции, с изготовлением которых они связаны.

Распределяемые  затраты находятся в непосредственной зависимости от изготовления изделий, времени работы оборудования, веса перевозимых ценностей и т. п. Поэтому их распределяют между видами продукции пропорционально конкретным базам. При этом должна обеспечиваться точность их распределения. [23]

В отличие от распределяемых косвенные могут  быть отнесены на объекты калькулирования  лишь условно. К ним можно отнести  накладные расходы. Наличие косвенных  затрат приводит к неточному исчислению себестоимости продукции. Поэтому их необходимо всемерно снижать.

Общая схема затрат на производство представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ и включает следующие этапы.

На первом этапе все фактически произведенные затраты в течение отчетного периода (месяца) на основании первичных документов отражаются на производственных счетах:

·      Д 20    К 10,51,60,70 и т.п.  – прямые затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) основного производства

·      Д  23   К  10,51,60,70 и т.п.  – прямые затраты вспомогательного производства

·      Д  25   К  10,51,60,70 и т.п.  – расходы на обслуживание, организацию структурного подразделения предприятия (цеха, мастерской и т.п.)

·      Д  26   К  10,51,60,70 и т.п.  – расходы на общее обслуживание и  организацию производства и управления предприятием в целом

·      Д  28   К  10,51,60,70 и т.п.  – расходы по исправлению брака

·      Д  97   К  51,60,76 и т.п.  – расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам (оплаченные вперед арендная плата, подписка на периодическую печать и др.).

На втором этапе производится распределение затрат по назначению после окончания отчетного периода. Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, накопленная на дебете сч. 23 списывается в Д 25, 26. (Д 25,26    К 23).

Расходы будущих периодов списываются  с  К  97  в  Д 25,26 в доле, относящейся к отчетному периоду.

Рассмотрим примеры расчета фактической себестоимости единицы продукции масло растительное.

В результате переработки семян  подсолнечника получают основную продукцию  – растительное масло и побочную – жмых. Побочная продукция оценивается  по ценам возможного использования.

Объектом калькуляции является масло растительное. Калькуляционной единицей – 1 ц. исчисление себестоимости 1 ц масла растительного производится в хозяйстве методом исключения затрат на побочную продукцию.

Расчет фактической себестоимости 1 ц масла растительного.

1.Общая сумма затрат на производство масла растительного – 98815 руб.

2.Получено масла растительного  – 63,85 ц.

3.Стоимость побочной продукции  (жмых) – 24696 руб.

4.Плановая себестоимость 1 ц  масла растительного составила  – 1548 руб.

5.Фактическая себестоимость 1 ц масла растительного 1161 руб. ( (98815-24696)/63,85).

6.Сумма калькуляционной разницы  на 1 ц 3,87 руб., на всю готовую  продукцию 24710 руб.

Себестоимость по маслу растительному  на 1 ц 387 руб, всего 24710 руб

На третьем этапе распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25,26 расходы сначала распределяются между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства пропорционально нормативной их величине.

Расходы, учтенные на счетах 25 и  26, списываются по окончании отчетного периода в Д 20 счета с К 25,26.

На четвертом этапе при наличии производственного брака на счете 28 выявляются окончательные потери от брака и списываются с К 28 в Д 20. По завершении данного этапа на счете 20 собираются все прямые и косвенные затраты на производство продукции (работ, услуг) за отчетный период.

На пятом этапе определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. Для расчета фактической себестоимости определяется незавершенное производство на конец периода, т.е. затраты на продукцию, не прошедшую всех стадий обработки, испытаний, приемки, неукомплектованную.

Стоимость незавершенного производства остается как сальдо на счете 20 «Основное  производство» в разрезе каждого  изделия. Остальная сумма затрат списывается на выпущенную продукцию  (Д 43   К 20)

Аналитический учет по 20 счету организуется по видам изделий или услуг.

По отношению к объему производства затраты можно разделить на условно-переменные и условно-постоянные.

Переменными являются затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства. В отличие от переменных постоянные затраты не зависят от изменения объема производства. Но с увеличением объема производства доля переменных затрат в себестоимости продукции не изменяется, а доля постоянных – снижается. Поэтому эти затраты соответственно называют условно-переменными и условно-постоянными.

По степени однородности различают  простые и комплексные затраты.

Простые – это затраты, состоящие  из экономически однородных элементов (материалы, заработная плата).

Комплексные представляют собой совокупность разнородных экономических элементов. К ним можно отнести общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы  и др. Каждая из таких статей включает затраты на материалы, топливо, заработную плату и т.п.

По целесообразности затраты делятся  на производительные и непроизводительные.

В зависимости от связи с производством  они бывают производственные и расходы  на реализацию.

В зависимости от времени возникновения  и включения в издержки производства затраты можно разделить на текущие, предстоящие и будущих периодов.

Текущие – это расходы, производимые в процессе производства и непосредственно  относимые на издержки производства.

К предстоящим относится создание резервов предстоящих расходов и платежей за счет издержек производства для предстоящих расходов в будущих периодах.

Расходы будущих периодов – затраты, понесенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.   

Расходы на рекламу. Реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых услуг. В п.4 ст.264 НК РФ указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются на расходы в полном объеме, а именно:

· расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

· расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

· расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные расходы учитываются  только в пределах 1 % выручки от реализации за отчетный налоговый период.

Пример. В I квартале 2009 года для проведения рекламной акции организацией была использована готовая продукция на сумму 15 000 руб., в том числе: стоимость продукции, экспонируемой в витринах, — 3 200 руб.; стоимость продукции, вручаемой в виде призов победителям розыгрышей, — 11 800 руб. Выручка от реализации готовой продукции в отчетном периоде составила 600 000 руб.

Продукция, экспонируемая в витринах, дальнейшему использованию не подлежит по причине утраты своих первоначальных качеств.

Списание готовой продукции  на рекламные расходы отражается в учете проводкой:

Д 44 К 43— на сумму стоимости готовой продукции — 15 000 руб.

Для целей налогового учета стоимость  готовой продукции, утратившей свои первоначальные качества при экспонировании, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и  реализацией, в полном объеме, т.е. в  сумме 3 200 руб.

Расходы на изготовление готовой продукции, вручаемой в виде призов, подлежат нормированию.

Фактическая величина этих расходов — 11 800 руб. 1 процент выручки от реализации продукции составляет 6 000 руб. (600 000 руб. х 1%). Таким образом, для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на изготовление готовой продукции, вручаемой в виде призов, относятся только в размере 6 000 руб.

           Представительские расходы. Согласно п.2 статьи 264 представительские расходы - расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, расходы на проведение официального приема для указанных лиц и другие аналогичные расходы.

Представительские расходы в течение  отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов  на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.  

Расходы на оплату процентов банков. Принимаются в размере ставки рефинансирования, увеличенной на 10%.

Пример. В течение I квартала 2009 года организацией было израсходовано на представительские цели 12 000 руб. Расходы на оплату труда за этот период составили 400 000 руб.

В соответствии с Планом счетов представительские  расходы отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Таким образом, на сумму представительских расходов в учете организации следует оформить проводку:

Д 44 К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. — 12 000 руб.

Для целей налогового учета фактическую величину представительских расходов следует сравнить с величиной, исчисляемой как 4 процента от расходов на оплату труда. В нашем примере 4 процента от расходов на оплату труда составляют 16 000 руб. (400 000 руб. х 4%). Поскольку расходы организации на представительские цели не превышают нормативной величины, они могут быть учтены для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме, т.е. в сумме 12 000 руб.

Информация о работе Синтетический учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции