Система контроля бюджетов. Анализ отклонений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности бюджета, технологии формирования бюджета и системы контроля исполнения бюджета организации.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических вопросов бюджетного планирования;
- разработка концептуальной схемы формирования бюджета предприятия;
- изучение технологии бюджетного планирования;

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджет организации и его сущность 5
1.1 Понятие бюджета организации, сущность 5
1.2 Виды бюджетов, их классификация 10
2. Технология составления бюджета организации 16
2.1 Формирование операционного бюджета организации 16
2.2 Формирование финансового бюджета организации 29
3. Система контроля исполнения бюджета предприятия и анализ отклонений 31
3.1 Сущность, классификация видов контроля за исполнением бюджета 31
3.2 Учет и анализ отклонений в бюджетировании 35
Заключение 37
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

BUU_-_sistema_kontrolya_byudzhetov.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

..ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

 

Кафедра Бухгалтерского учета

 

Курсовая работа на тему: Система контроля бюджетов. Анализ отклонений.

Учебная дисциплина: Бухгалтерский управленческий учет

Номер группы: БУП62

 

Наименование специальности: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

ФИО студента: Быковская Анна Валерьевна

Номер зачетной книжки: 060284

 

Дата регистрации представительством «__» _________ 200_г.

Дата регистрации институтом «__» __________ 200_г.

Дата регистрации кафедрой «__» __________ 200_г.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2008

Содержание

Введение             3

  1. Бюджет организации и его сущность       5
    1. Понятие бюджета организации, сущность      5
    2. Виды бюджетов, их классификация              10
  2. Технология составления бюджета организации                     16
    1. Формирование операционного бюджета организации           16
    2. Формирование финансового бюджета организации           29
  3. Система контроля исполнения бюджета предприятия и анализ  отклонений                  31
    1. Сущность, классификация видов контроля за исполнением бюджета                           31
    2. Учет и анализ отклонений в бюджетировании            35

Заключение                            37

Список использованных источников              39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

В условиях жесткой конкуренции, руководители компаний задумываются о завтрашнем дне. Какими финансами будет располагать их организация в определенный период времени? Как наиболее оптимально использовать ресурсы? Как спланировать и распределить прибыль? Как сократить расходы? Эти и другие вопросы, связанные с управлением финансами компании решаются постановкой и автоматизацией системы бюджетного управления. 

Для того чтобы построить на предприятии систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета компании, структура бюджетов и другие важные методологические области. Первым шагом в построении системы бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования.

В результате перехода на бюджетное планирование финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Предприятие имеет возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние

показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности бюджета, технологии формирования бюджета и системы контроля исполнения бюджета организации.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение теоретических  вопросов бюджетного планирования;

- разработка концептуальной  схемы формирования бюджета предприятия;

- изучение технологии  бюджетного планирования;

- разработка оперативных  бюджетов;

- формирование окончательного бюджета предприятия;

- оценка и анализ  его отклонений и сбалансированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджет организации и его сущность
    1. Понятие бюджета организации, сущность

Бюджетирование  -  это  процесс   планирования   будущей   деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

  1. Разработка концепции ведения бизнеса:
  • планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  • оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  • координация — согласование деятельности различна подразделений предприятия.
  1. Коммуникация — доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
  1. Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
  2. Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
  3. Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Существуют следующие этапы разработки бюджетов;

• сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;

• разработка первого варианта бюджетов;

• координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;

• утверждение бюджетов руководством предприятия;

• последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.

  Обычно  создание  бюджетов   осуществляется   в   рамках   оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы,  бюджеты  решают  задачи распределения   экономических   ресурсов,   находящихся    в    распоряжении организации.  Разработка  бюджетов  придает  количественную   определенность выбранным перспективам существования фирмы.

     К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

- обеспечение текущего планирования;

- обеспечения  координации,  кооперации  и  коммуникации  подразделений

предприятия;

- обоснование затрат предприятия;

- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

- исполнение требований законов и контрактов.

     Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их  исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку.  Безусловно,  очень многое зависит от специфики  деятельности  предприятия,  но  даже  небольшим фирмам рекомендуется  применение  бюджетирования  (например,  в  сокращенном варианте).

     Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с  двумя  группами проблем:  методические  проблемы  и  организационные.  Как  правило,  самым трудным  в  бюджетировании  является  этап  его  внедрения  на  предприятие.

Приватизированные  предприятия   получили   в   наследство   огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной  экономике.  Поэтому принципиально  важным  является  решение  высшего  менеджмента  о  внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И  с  этого  момента  по существу начинается серьезная  работа,  основные  этапы  которой  состоят  в следующем:

- изучение внутренней и внешней документации предприятия, его  структуры

и взаимодействия подразделений,  механизмов  управленческого  учета  и

т.д.;

- поиск наименее болезненных  путей  вовлечения  управленческой  команды

предприятия в процесс бюджетирования;

- разработка плана внедрения  бюджетирования  (все  дальнейшие  действия

будут определены планом внедрения);

- пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

- создание информационной  базы  для  бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных  к  специфике деятельности предприятия;

- создание   новых   или   реорганизация   старых   подразделений   для

осуществления процесса бюджетирования;

- разработка или приобретение программного обеспечения и  его  установка

на внутренней сети предприятия;

- обучение персонала.

     Трудоемкий  процесс  внедрения  системы  бюджетирования  может  длиться месяцами  и  даже  годами.  Помимо  временных  затрат  он  требует   наличия высококвалифицированных   специалистов   в    области    бюджетирования    и компьютерной  техники. 

     Бюджеты составляются как  для  структурных  подразделений,  так  и  для компании  в  целом.  Бюджеты  подразделений   сводятся   в   единый   бюджет предприятия,  называемый  основным  или  головным.  Американские   финансовые менеджеры говорят Master Budget.

     С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных  части  бюджетирования,  каждая  из которых является законченным этапом планирования:

   1. Подготовка операционного бюджета;

   2. Подготовка финансового  бюджета.

Перечень операционных бюджетов, как  правило,  исчерпывается  следующим списком:

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет производственных запасов;

- бюджет прямых затрат на материалы;

- бюджет производственных накладных расходов;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджет управленческих расходов;

- прогнозный отчет о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся:

- инвестиционный бюджет;

- бюджет денежных средств;

- прогнозный баланс.

     Прежде,  чем  приступать  к  изучению  методики  подготовки   основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:

  1. Бюджеты  могут  быть  недостижимыми,  если  недостижимы  поставленные маркетинговые и производственные цели.
  2. Бюджеты могут быть  неприемлемыми,  если  условия  достижимости  целей невыгодны для предприятия.
  3. Эффективность  принятых  бюджетов  оценивают  в  процессе  диагностики состояния предприятия.
  4. При составлении бюджетов следует опираться на документы,  по  форме  и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
  5. Производить  бюджетирование  без  применения  вычислительных  средств (локальной  компьютерной   сети)   и   соответствующего   программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех  бюджетных  таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что  в  этом  случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не  устраивает финансового  менеджера,  и  он  стремится   производить   дальнейшее   более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на  декады.  Такой случай  можно  считать  идеальным.   Главная   проблема   его   практической реализации – это оперативное обеспечение процесса  бюджетирования  исходными данными. Практическая истина здесь очень проста:  запрограммировать  процесс планирования  –  это  только  часть  задачи.  Гораздо   сложнее   обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.     В дальнейшем последовательно дадим краткую  характеристику  каждому  из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.

 

 

 

 

 

    1. Виды бюджетов, их классификация

Информация о работе Система контроля бюджетов. Анализ отклонений