Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности бюджета, технологии формирования бюджета и системы контроля исполнения бюджета организации.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических вопросов бюджетного планирования;
- разработка концептуальной схемы формирования бюджета предприятия;
- изучение технологии бюджетного планирования;
Введение 3
1. Бюджет организации и его сущность 5
1.1 Понятие бюджета организации, сущность 5
1.2 Виды бюджетов, их классификация 10
2. Технология составления бюджета организации 16
2.1 Формирование операционного бюджета организации 16
2.2 Формирование финансового бюджета организации 29
3. Система контроля исполнения бюджета предприятия и анализ отклонений 31
3.1 Сущность, классификация видов контроля за исполнением бюджета 31
3.2 Учет и анализ отклонений в бюджетировании 35
Заключение 37
Список использованных источников
В бюджет коммерческих
расходов включают издержки текущего
характера, связанные с продажей продукции,
маркетинговой деятельностью. Бюджет коммерческих
расходов может быть
различной степени детализации. Все зависит
от целей планирования этих расходов.
В частности, расходы могут группироваться
по типам продукции, видам покупателей,
регионам сбыта. К управленческим относят
расходы, не связанные с производственной
или коммерческой деятельностью предприятия.
Состав этих затрат целесообразно принимать
с учетом себестоимости. В бюджете управленческих
расходов принято планировать услуги
собственных подразделений предприятия
только при определении расхода материальных
ресурсов потребляемых общественными
службами. Зарплата обслуживающих подразделений,
амортизация их имущества, другие затраты
учитываются в бюджете производственных
накладных расходов и в данном бюджете
не отражены. Такой порядок принят во избежание
дублирования. Услуги сторонних организаций
включается в данный бюджет в их полной
стоимости (без НДС). Эта статья включает
командировочные расходы, стоимость услуг
связи, канцелярские расходы, стоимость
услуг сторонних ремонтных, транспортных,
строительных организаций, а также кредитных
учреждений, юридических и охранных фирм,
лицензионных и регистрационных органов,
кадровых агентств, агентств недвижимости,
учебных центров. В принципе, данная статья
бюджета управленческих расходов может
быть расшифрована по перечисленным позициям. В
бюджете управленческих расходов планируется
только те налоги, которые по существующим
правилам включаются в себестоимость
продукции. Проценты за кредит включаются
в бюджет управленческих расходов только
в части, относимой на себестоимость продукции.
Проценты за кредит, которые надлежит
выплачивать из прибыли, в данном бюджете
не планируется. Бюджет расчетов
с кредиторами является основой для
построения одного из результирующих
бюджетов, а именно – бюджета движения
денежных средств. Предприятие имеет несколько
типов кредитов: - поставщиков и подрядчиков,
с которыми оно рассчитывается за поставленные
товары; - собственников работников, с
которыми рассчитывается по зарплате;
- государственный бюджет, с которым рассчитывается
по налогам; - государственные внебюджетные
фонды, с которыми рассчитывается по ЕСН;
- кредитные учреждения или другие заемщики,
с которыми рассчитывается по кредитам
и займам.
Пример № 2.1.7 Таблица № 2.1.9
Прогноз прибылей и убытков
№ стр. |
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Выручка от продаж |
3800 |
2 |
Себестоимость продаж |
2012, 7 |
3 |
Валовая прибыль (стр. 1 – стр. 2) |
1787, 3 |
4 |
Операционные расходы: - затраты на маркетинг - коммерческие затраты - затраты отдела работы с клиентами - административные затраты Итого операционных расходов |
336 100 60 374 870 |
5 |
Прибыль от основной деятельности (стр. 3 – стр. 4) |
917 |
После соответствующей корректировки прибыли налогооблагаемая прибыль составит 808, 556 тыс. руб.
Налог на прибыль: 808, 556 тыс. руб. * 24 % = 194, 056 тыс. руб.
2.2 Формирование финансового бюджета организации
Цель финансового бюджета заключается
в разработке прогнозируемого баланса,
который является результатом как финансовых, так и нефинансовых
операций организации. Он составляется
с использованием данных плана прибылей
и убытков, бюджета капитальных вложений
и прогноза движения денежных средств. При
наличии каких-либо инвестиционных проектов
на предстоящий бюджетный период разрабатывается бюджет капитальных
вложений. В данном бюджете определяется,
за счет каких средств будет происходить
финансирование капитальных вложений.
И если не будет хватать своих источников,
то разрабатываются планы привлечения
инвестиций и кредиты банков для реализации
планируемых целей. Бюджет движения
денежных средств составляется с целью
планирования денежных потоков предприятия.
В традиционной бухгалтерии этому бюджету
соответствует отчет о движении денежных
средств (форма № 4 Приложения к бухгалтерскому
балансу). Необходимость его составления
вызвана тем обстоятельством, что реальные
притоки и оттоки денежных средств на
предприятии не совпадают с суммами объемов
продаж или с суммами плановых затрат.
Это вызвано многими причинами. Во-первых,
момент отгрузки продукции не совпадают
с моментом оплаты. Во-вторых, момент
поступления на предприятие приобретенных
товаров не совпадают с моментом оплаты.
В-третьих, затраты труда «вливаются»
в стоимость создаваемого продукта непрерывно,
а их фактическая оплата осуществляется
в дискретном режиме. В результате названных
причин график поступлений и выплат денежных
средств никогда не бывает равномерным.
Контроль как инструмент управленческого учета призван обеспечивать эффективность результатов деятельности как отдельных служб и подразделений предприятия, так и их руководителей. На основе своевременного выявления причин и виновников отклонений от установленных норм и нормативов в процессе деятельности управляемого объекта управленческий контроль вскрывает неблагоприятные условия или явления, целесообразность и законность принимаемых решений и результатов их выполнения. Для успешной деятельности организации необходим платежный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный контроль. По предмету контроля: - Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условия, способствующие этим явлениям; - Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей; - Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций; - Технический контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов; - Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющий собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установления законности совершенных им операций, достоверности и качества полученных финансовых показателей с применением отдельных форм, методов и разновидностей ее организации. По времени осуществления контроля: - Предварительный контроль ; - Текущий контроль; - Последующий контроль.
По субъекту контроля: - Государственным
контролем считается контроль, осуществляемый государственными контрольными
органами; - Негосударственный контроль
осуществляется негосударственными контрольными
органами. Примером является внутрихозяйственный
контроль. По отношению к объекту контроля:
- Внешний контроль – контроль, осуществляемый
специальными вышестоящими по отношению
к проверяемому объекту или независимыми
от него органами контроля; - Под внутренним
контролем понимают контроль в пределах
одной организации или отрасли, ведомства
силами их структурных подразделений
и штатных сотрудников. Бюджетирование
всегда связано с предварительным, текущим
и последующим контролем. Предварительный
контроль проводится до начала выполнения
действий по претворению намеченных целей
предприятия. Его задача – установить,
могут ли возникнуть какие-либо трудности,
препятствующие выполнению этих планов.
Данный вид контроля осуществляется в
процессе формирования бюджетов: когда
предполагаемые результаты могут быть
далеки от требуемых, когда рассматриваются
различные варианты действий до тех пор,
пока составленный бюджет не будет
соответствовать установленным критериям.
В ходе предварительного контроля
даются оценки ожидаемых продаж и выпуска
продукции, рассматриваются необходимые
для этого материальные, трудовые, финансовые
и инвестиционные ресурсы.
Учет в системе бюджетного контроля
выполняет функцию обратной связи. Используя обратную
связь, получают информацию, отражающую
фактические значения бюджетных показателей,
что позволяет своевременно выявлять
отклонения между фактическими и бюджетными
данными о затратах и результатах. Наиболее
сложным в бюджетировании является техника
отражения фактических данных и отклонений
от бюджетов в разрезе центров ответственности
на счетах управленческой или бюджетной
бухгалтерии. Первый вариант основан на
отражении отклонений в системном бухгалтерском
учете на базе использования соответствующих
счетов синтетического и аналитического
учета и последующего списания на счета
продаж или результатов производственно-сбытовой
деятельности. Второй вариант ориентируется
на отражение отклонений в первичной документации
и учетных регистрах без использования
специальных счетов и субсчетов. Управленческий
учет и контроль всегда сопровождает анализ.
В зависимости от видов бюджетного контроля
различают три вида бюджетного анализа:
перспективный, оперативный, ретроспективный.
Заключение
Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений. Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина «Бюджетирование».
Бюджетирование подразделяется на краткосрочное или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным. В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев.
Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Бюджетирование является вторым шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия, после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли. Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать определенным образом.
Формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы. Техника составления операционного и финансового бюджета, последовательность его формирования, определяется руководителем организации. Цель финансового бюджета заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств. Контроль исполнения бюджета организации как инструмент управленческого учета призван обеспечивать эффективность результатов деятельности как отдельных служб и подразделений предприятия, так и их руководителей. На основе своевременного выявления причин и виновников отклонений от установленных норм и нормативов в процессе деятельности управляемого объекта управленческий контроль вскрывает неблагоприятные условия или явления, целесообразность и законность принимаемых решений и результатов их выполнения. Сложным в бюджетировании является техника отражения фактических данных и отклонений от бюджетов в разрезе центров ответственности на счетах управленческой или бюджетной бухгалтерии. Для анализа обоснованности сформированных бюджетов можно использовать методы оценки напряженности плановых заданий, поскольку последние лежат в основе бюджетного планирования.
Информация о работе Система контроля бюджетов. Анализ отклонений