Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности бюджета, технологии формирования бюджета и системы контроля исполнения бюджета организации.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических вопросов бюджетного планирования;
- разработка концептуальной схемы формирования бюджета предприятия;
- изучение технологии бюджетного планирования;
Введение 3
1. Бюджет организации и его сущность 5
1.1 Понятие бюджета организации, сущность 5
1.2 Виды бюджетов, их классификация 10
2. Технология составления бюджета организации 16
2.1 Формирование операционного бюджета организации 16
2.2 Формирование финансового бюджета организации 29
3. Система контроля исполнения бюджета предприятия и анализ отклонений 31
3.1 Сущность, классификация видов контроля за исполнением бюджета 31
3.2 Учет и анализ отклонений в бюджетировании 35
Заключение 37
Список использованных источников
Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки.
Таблица № 1.2.1 Классификация бюджетов
Признак классификации |
Виды бюджетов |
Состав бюджетов |
Степень обобщения информации |
- генеральный (главный) - общий - частный |
- финансовые (основные) - операционные - вспомогательные - дополнительные |
Периодичность составления бюджета |
- краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные |
- до 1 года - на 2-3 года - на 3 года и более |
Способы планирования |
- дискретные - скользящие |
- - |
Механизм использования |
- статические - гибкие - специальные |
- - -дополнительные -приростное -добавочные -модифицированные -стратегические -пооперационные |
По степени обобщения информации
бюджеты подразделяются на главный (генеральный),
общий и частный.
Генеральный бюджет состоит из следующих частей (бюджетов):
Основные бюджеты предназначены
для управления финансами предприятия,
оценки финансового состояния бизнеса,
для выполнения всех управленческих задач.
Они позволяют руководителям иметь всю
необходимую информацию для оценки финансовой состоятельности бизнеса
и инвестиционной привлекательности.
- о доходах;
- о расходах;
- о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх. Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение 1 квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета на I квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед). Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы, как:
Операционные и вспомогательные
бюджеты нужны, прежде всего, для увязки
натуральных показателей планирования
(кг, шт.) со стоимостными, для более точного
составления основных бюджетов, определения
наиболее важных пропорций, ограничений
и допущений, которые стоит учитывать при составлении
основных бюджетов. Если набор основных
бюджетов является обязательным, то состав
операционных и вспомогательных может
определяться руководителями предприятия,
прежде всего, исходя из характера стоящих
перед ними и целей и задач, специфики
бизнеса, а также уровня квалификации
работников финансовых и планово-экономических
служб, степени методической, организационной
и технической готовности предприятия.
По механизму использования выделяют статический, гибкий и специальный бюджеты. Статический – бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Показатели такого бюджета соответствуют нормальному уровню деятельности предприятия. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, статические. При сравнении данного бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Статический бюджет наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризаводских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельностью, зависящей от объема, например, в отделах административного управления. Статические бюджеты могут использоваться для расчета специальных программ, предполагающих некоторую определенность, например, для рекламной деятельности. Недостатком такого бюджета является то, что он имеет ограниченную гибкость, так как предназначен только для одного уровня активности и потому плохо подходит для контроля затрат при изменении этой активности. Гибкий – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона. Поэтому им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж или другой деятельности и, соответственно, определенные уровни затрат. Гибкий бюджет в наибольшей степени приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменениями. Он исходит из реальной ситуации, но достаточно эффективен при изменении объема продаж и других показателей деятельности в сравнительно узком диапазоне. Гибкий бюджет можно использовать как при планировании, так и при анализе производственно-сбытовой деятельности. В первом случае он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, во втором – оценить их фактические результаты. На практике часто разрабатывают серию бюджетов доходов и расходов для конкретных уровней активности. Группа специальных бюджетов достаточно разнообразна. Важнейшими из них являются:
В целом совокупность разных бюджетов может образовывать отдельные целостные перенастраиваемые системы, каждая из которых соответствует некоторому уровню использования ресурсов и получения прибыли.
Формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы. Для составления бюджетов рекомендуется иметь на предприятии стандарты, которые содержат инструкции и схемы организационных потоков. Использование стандартов помогает построить бюджет, оценить выполнение, проанализировать и способствовать принятию правильного решения. Когда работа выполнена, фактические данные сравниваются со стандартом для выявления отклонений. Это обратная связь помогает совершенствованию норм. На первоначальной стадии разработка стандартов и бюджетов входит в обязанности персонала, непосредственно связанного с производством продукции. При составлении бюджетов необходимо использовать документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно упрощает процесс бюджетирования. Программное обеспечение и своевременные компьютерные технологии позволяют значительно облегчить этот трудоемкий процесс и применять в расчетах и прогнозах комбинации экспертных, статистических методов. Техника составления бюджета, последовательность его формирования, определяется руководителем организации. Применительно к практике отечественных предприятий следует придерживаться следующего порядка формирования бюджетов. Составление бюджета продаж – первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты предприятия. Для надежности прогноза продаж используют комбинации экспертных и статистических методов:
Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:
- объем продаж предшествующих
периодов;
Бюджет продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию предприятия, географию сбыта, категории покупателей, сезонных факторов и прочих аналогичных факторов. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов. Бюджет продаж должен отражать квартальный или месячный объем продаж в натуральных стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции. Бюджет продаж включает ожидаемой денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц отгрузки, во второй и т.д. Таблица № 2.1.1 Этапы составления бюджета продажи
Исходные данные |
Проводимая работа |
Выходные данные |
1. Существующие договоры, их анализ
2. Поступающие заявки
на приобретение готовой
3. Бюджет плановых остатков готовой продукции и запасов |
- Оценка производственных возможностей организации, предложения по изменению плана (бюджета) производства - Проведение рыночного
анализа по конкурентам и |
- План продаж; план возникновения и погашения обязательств по готовой продукции - План поступления и расходования денежных средств по готовой продукции; план продаж по ответственным лицам (менеджерам) - Осуществление контроля по фактическим продажам и планам продаж по менеджерам |
Пример № 2.1.1 Таблица № 2.1.2 Бюджет продаж на первое полугодие 2008г.
Показатель |
Факт 2007г. |
Плановое значение по месяцам 2008г. | |||||
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь | |
1. Продажи, шт.: - изделие А - изделие Б |
2500 800 |
3500 1000 |
4000 1100 |
4000 1200 |
4000 1300 |
4000 1400 |
4000 1500 |
2. Цена, раб./шт.: - изд. А - изд. Б |
250 1500 |
260 1500 |
260 1500 |
260 1500 |
270 1550 |
270 1550 |
270 1550 |
3. Выручка, тыс. руб.: - изд. А - изд. Б |
1825 625 1200 |
2410 910 1500 |
2690 1040 1650 |
2840 1040 1800 |
3095 1080 2015 |
3250 1080 2170 |
3405 1080 2325 |
Информация о работе Система контроля бюджетов. Анализ отклонений