Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

К первому уровню — законодательному относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ, ГК РФ, налоговый кодекс РФ, трудовой кодекс РФ.
Ко второму уровню регулирования бухгалтерского учета — нормативному — относятся в первую очередь российские бухгалтерские стандарты, которые носят названия положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются приказами Министерстве финансов Российской Федерации, носят обязательный для исполнения.

Файлы: 1 файл

otvety_na_voprosy_bfu.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

1. Система нормативного  регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации

 

Включает 4 уровня:

 

К первому уровню — законодательному относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства РФ, ГК РФ, налоговый кодекс РФ, трудовой кодекс РФ.

Ко второму уровню регулирования бухгалтерского учета  — нормативному — относятся в первую очередь российские бухгалтерские стандарты, которые носят названия положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются приказами Министерстве финансов Российской Федерации, носят обязательный для исполнения.

К третьему уровню регулирования  бухгалтерского учета - методическому - относятся инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень -  организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

 

2. Учетная политика  организации, ее содержание и  назначение

 

Учетная политика - это свод обязательных для организации, постоянно применяемых единых правил отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

 

В структуре учетной  политики условно можно выделить две составляющие части: организационно-техническую и методическую.

В первой части раскрывается информация об организации системы  бухгалтерского учета на предприятии. Здесь приводится информация о структуре  бухгалтерии, применяемом плане  счетов бухгалтерского учета, формах первичной  документации, организации документооборота, порядке проведения инвентаризаций, технологии обработки учетной информации, видах внутренней отчетности и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

Во второй части перечисляются  способы ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе учета. Эта часть учетной политики особенно важна, так как указанные в ней способы отвечают за отражение объектов бухгалтерского учета в отчетности.

Организации самостоятельно формируют свою учетную политику. Этот документ составляется в произвольной форме путем выбора одного из нескольких способов отражения хозяйственной операции, допускаемых законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету в РФ, или самостоятельно разработанными организацией. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы отражения данной хозяйственной операции или имеют место противоречивые требования, то организация должна разработать способ отражения хозяйственной операции, исходя из положений по бухгалтерскому учету или требований Международных стандартов.

 

Основное назначение учетной политики - документально  закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета, так как нормативными актами по бухгалтерскому учету установлен различный порядок учета хозяйственных операций. Единственный и обязательный способ учета в учетной политике не отражается. Если законодательством предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация вправе выбрать один из них и закрепить его, как элемент учетной политики. Способ учета хозяйственных операций, не предусмотренный нормативной базой по бухучету, организация разрабатывает самостоятельно и также отражает его в учетной политике.

 

3 .Учет кассовых операций

 

Кассовые операции оформляются  типовыми формами первичной документации. При поступлении наличных денежных средств в кассу организации  формируется документ «Приходный кассовый ордер» (КО 1). Выдача наличных денежных средств из кассы организации оформляется «Расходным кассовым ордером» (КО 2). Все оформленные за день кассовые операции, должны быть зарегистрированы в кассовой книге (КО 4).

В случаях оплаты труда, выдачи депонированных сумм, выплаты  пособий по социальному страхованию  и т.п. кассовые операции могут оформляться платежными ведомостями без составления кассового ордера для каждого получателя. В таком случае, на основании платежной ведомости, формируется один расходный кассовый ордер на общую сумму выданных по ведомости денежных средств.

Для организации бухгалтерского учета кассовых операций предназначен счет 50 «Касса». Согласно утвержденному  плану счетов бухгалтерского учета  к счету 50 «Касса» могут быть открыты  субсчета:

  • 50.1 «Касса организации». На субсчете отражается поступление и расход денежных средств в кассе организации;
  • 50.2 «Операционная касса». На субсчете отражается поступление и расход денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.;
  • 50.3 «Денежные документы». На субсчете отражаются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов.

По дебету счета 50 «Касса»  отражается поступление денежных средств  и денежных документов в кассу  организации. По кредиту счета 50 «Касса»  отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Контроль соответствия остатка наличных денежных средств  в кассе с учетными данными  осуществляется проведением инвентаризации денежной наличности кассы. Инвентаризация может проводиться периодически в соответствии с регламентом инвентаризаций, установленным в организации или в неплановом порядке при смене кассира. Излишки, выявленные в результате инвентаризации, оформляются приходным кассовым ордером.

Выдача зарплаты, пособий, пенсий, стипендий оформляется платежными ведомостями, подписанными руководителем и главным бухгалтером предприятия без оформления расходных кассовых ордеров на каждого получателя. По истечении срока выдачи зарплаты и других платежей (3 дня) по ведомости в отношении лиц, не получивших соответствующей выплаты, вместо подписи о получении делается отметка о депонировании, затем подсчитываются и записываются в конце ведомости суммы выплаченных и депонированных средств за подписью кассира. На эти суммы составляются расходные кассовые ордера, на невыданную зарплату - реестр депонированных сумм.

 

4.Основные  формы первичных документов по  учету кассовых операций

 

1. Приходный кассовый  ордер (КО-1).

Применяется для оформления поступления наличных денег как  при ручном, так и автоматизированном способе ведения учета. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3).

2. Расходный кассовый ордер (КО-2).

Используют для оформления выдачи наличных денег как при  ручном, так и автоматизированном способе ведения учета. Расходный  кассовый ордер выписывается в одном  экземпляре, подписывается руководителем  организации и главным бухгалтером или уполномоченными лицами. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях и др.) есть разрешительная надпись руководителя организации, то его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна (п. 14 Порядка ведения кассовых операций).

3. Журнал регистрации  приходных и расходных кассовых  документов (КО-3).

Применяется для регистрации  бухгалтерией приходных и расходных  кассовых ордеров до передачи в кассу  организации. Расходные кассовые ордера, оформленные по платежным (расчетно-платежным) ведомостям на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи. Данная форма может составляться с применением средств вычислительной техники. В этом случае формируется машинограмма "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров" за соответствующий день.

4. Кассовая книга (КО-4).

В Кассовой книге учитываются  все факты поступления и выдачи наличных денег предприятия. Каждое предприятие ведет только одну Кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в Кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в Кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые экземпляры листов остаются в Кассовой книге, вторые являются отрывными и служат отчетом кассира. Оба экземпляра нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в Кассовой книге не допускаются. Записи вносятся кассиром после получения или выдачи денег по каждому ордеру или заменяющему его документу. При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов

 

5. Формы безналичных  расчетов

 

Безналичные расчеты  в основном осуществляются:

– платежными поручениями

– платежными требованиями-поручениями

– расчетными чеками

– аккредитивом

– векселем

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный  письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Вексель - это безусловное  письменное долговое обязательство  строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении  срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.

 

6. Учет операций  по расчетным и валютным счетам

 

Особенности учета операций по расчетному счету

Расчетные счета открываются  предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный  баланс и др.

Счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 "Расчетные  счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.

 

Учет операций на валютных счетах.

Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке текущий валютный счет.

   Для учета движения  средств в иностранной валюте  в плане счетов предусмотрен  счет 52 «Валютные счета».

   По дебету счета  52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств на валютные счета, а по кредиту этого счета — их списание.

К счету 52 «Валютные счета» могут быть открыты следующие субсчета:

52.1 «Транзитный валютный  счет»

52.2 «Текущий валютный  счет»

52.3 «Валютные счета  за рубежом»

 

7. Учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками

 

К поставщикам и подрядчикам  относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие  различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг либо одновременно с  ними с согласия организации или по ее поручению.

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и дебетуют соответствующие  материальные счета (10, 11,15 и др.) или  счета по учету соответствующих  расходов (20, 26, 97 и др.).

На счете 60 задолженность  отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим  товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и  арифметических ошибок, счет 60 кредитуют  на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета  на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретённым ценностям» и кредиту счета 60.

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации