Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии особенностей нормативного регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.
Для решения поставленной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть классификацию документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- дать пояснения основным направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
- определить место и роль Учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;

Файлы: 1 файл

КР система нормативного регулирования БУ в РФ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Отечественный бухгалтерский учет и отчетность по степени унификации и стандартизации, по технике обобщения и группировки учетной информации занимает передовые позиции в мире.  Вместе с тем, поворот нашей экономики к рынку, естественно, меняет экономическое содержание учетной информации и финансовых отчетных показателей.  Замена их на рыночное содержание и есть суть реформирования нашей системы учета и отчетности в соответствии с международными стандартами  Значительная часть работы в этом направлении уже проделана.  Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета  установил  Закон Российской  Федерации “О бухгалтерском учете” №129-ФЗ  от 21. 11. 96 г.  К  2006  году принято 20 национальных стандартов, соответствующих международным.  С 2001 года  введен новый план счетов – перечень, взаимосвязанный двойной записью в единую, цельную систему, способную реагировать на все изменения в рыночной экономике. Эта новая законодательная и нормативная база изменяет методологию и организацию нашего отечественного учета.

Актуальность курсовой работы определена в рассмотрении единообразного нормативно-законодательного регулирования ведения бухгалтерского учета составления и предоставления отчетной информации по объектам учета.

Цель курсовой работы заключается в раскрытии особенностей нормативного регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.

Для решения поставленной цели в работе поставлен ряд задач:

- рассмотреть классификацию документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- дать пояснения основным направления  совершенствования системы нормативного  регулирования бухгалтерского учета  в РФ;

-  определить место и роль Учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;

- раскрыть особенности Учетной политики организации.

 Методами, используемыми  в ходе исследования, явились:

  1. изучение нормативно-правовых актов по теме исследования;
  2. изучение специализированной литературы по бухгалтерскому учету отечественных и зарубежных авторов;
  3. анализ материалов периодической печати.

При написании курсовой работы методологической базой явились труды отечественных и зарубежных теоретиков и практиков бухгалтерского учета, Кондракова Н.П., Бакаева А.С., Палий В.Ф., Друри К., Скоун Т., а также использованы данные нормативно-правовой базы министерств и правительства РФ

Предметом исследования является структура, содержание соподчинение, регламентация деятельности, нормативного регулирования бухгалтерского учета

Объектом исследования является нормативная база регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.

Практическая значимость курсовой работы заключается в методологическом раскрытия системы нормативного регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.

Общая структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

 

I. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

 

Бухгалтерский учет определяется через формирование документированной систематизированной информации об объектах в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под действие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подпадают любые субъекты хозяйствования:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • органы власти;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • организации бюджетной сферы;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы;
  • представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Доверительные управляющие в рамках договора доверительного управления имуществом обязаны руководствоваться данным нормативным документом, а также при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Однако обязательного применения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при подготовке информации для формирования внутренней отчетности и отчетности для кредитных учреждений не требуется.

Обязанность вести бухгалтерский учет не распространяется и на субъекты хозяйствования, ведущие учет доходов и расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

 

 

Основное понятие

Значение представленных терминов

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом

Уполномоченный федеральный орган

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Стандарт бухгалтерского учета

Документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета

Международный стандарт

Стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта

План счетов бухгалтерского учета

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета

Отчетный период

Период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность

Руководитель экономического субъекта

Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий

Факт хозяйственной жизни

Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств

Организации государственного сектора

Государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов


 

Возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности наряду с субъектами малого предпринимательства предоставлена организациям, получившим статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Наиболее ожидаемыми для понимания бухгалтерского учета как науки и определения его места в системе научных знаний являются такие термины, как «факт хозяйственной жизни» и «стандарт бухгалтерского учета». Впервые к понятию «факт хозяйственной деятельности» и трактовке его сущности обращается в своих работах Людвиг Флек (1896—1961), рассматривая его целью любого научного познания. Упоминание о фактах хозяйственной деятельности как элементарном моменте хозяйственного процесса в теории бухгалтерского учета имеет место в работах Я. В. Соколова. Развитие теории факта хозяйственной деятельности продолжено в работах М. Л. Пятова, рассматривающего отражение факта хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета как процесс преобразования реального хозяйственного факта в факт информационный.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» рассматривает факт хозяйственной деятельности как сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Стандарт бухгалтерского учета определен как документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Если применение стандарта бухгалтерского учета является обычаем в международном деловом обороте, то он приобретает статус международного.

Названный закон не дает определения «предмет бухгалтерского учета». По мнению ряда современных экономистов, отсутствие этой фундаментальной основы препятствует появлению общепринятых и ясных толкований ряда основных элементов метода. И если ранее эта проблема объяснялась отсутствием исследований вопросов теории бухгалтерского учета, необходимых как для практиков, так и для методологов, разрабатывающих нормативные документы, регулирующие порядок ведения учета, то в настоящее время данное утверждение будет некорректным. Это означает, что исследования в данном направлении проводятся, и подтверждением этого

Рис. 1. Объекты бухгалтерского учета

 

В состав объектов бухгалтерского учета включены активы, обязательства экономического субъекта, доходы и расходы, факты и источники финансирования хозяйственной деятельности (рис. 1).

Перечень объектов бухгалтерского учета заметно изменен по сравнению с предыдущим нормативным актом. Это объясняет стремление отразить в нормативном документе соответствие принципу разработки стандартов на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Организация бухгалтерского учета на предприятии осталась в компетенции его руководителя, обязанностью которого является создание бухгалтерии как структурного подразделения во главе с главным бухгалтером. У руководителя есть выбор, возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со специализированной организацией. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Новшеством для отечественной практики это назвать трудно. Однако самостоятельное ведение бухгалтерского учета руководителем субъекта хозяйствования возможно только на предприятиях малого и среднего бизнеса.

К лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются следующие основные требования:

  1. высшее профессиональное образование;
  2. стаж работы бухгалтером или аудитором не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;
  3. при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — стаж работы бухгалтером или аудитором не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  4. не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего обозначенным требованиям.

По мнению автора, дополнительные требования к претендентам на должность главного бухгалтера и

к специалисту, ведущему бухгалтерский учет, могут устанавливаться не только другими федеральными законами, но и руководством организации. Этими требованиями могут быть: наличие аттестата профессионального бухгалтера или аудитора, участие в профессиональных сообществах и др. По мнению автора, это повысит степень доверия пользователей к информации финансовой отчетности, формируемой данным субъектом хозяйствования. Но следует отметить, что это лишь возможности, а не желание руководителя организации, а значит, пользователю остается надеяться, что в данной ситуации его интересы будут учтены.

Как основные, так и дополнительные требования к лицам, которые будут вести бухгалтерский учет, обязательны для следующих экономических субъектов:

  • открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
  • страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;
  • акционерных инвестиционных фондов;
  • управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации