Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии особенностей нормативного регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.
Для решения поставленной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть классификацию документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- дать пояснения основным направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
- определить место и роль Учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;

Файлы: 1 файл

КР система нормативного регулирования БУ в РФ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Главный бухгалтер кредитной организации

должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации. Разногласия между главным бухгалтером или специалистом, ведущим бухгалтерский учет, и руководителем, возникающие в процессе отражения фактов

хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, разрешаются по-прежнему в письменном порядке.

Руководитель единолично несет ответственность за информацию, созданную на основе его письменного распоряжения, и достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Учетная политика как совокупность способов ведения бухгалтерского учета должна будет формироваться на основе федеральных и отраслевых стандартов, которые и будут составляющими обновленной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, а формируют — на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности следует отметить появление в нормативном акте некоторых уточнений, например, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, при опубликовании должно включаться аудиторское заключение. Самое главное для пользователей обстоятельство то, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Кроме того, в число общих требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности, включены:

  • достоверность;
  • формирование экономическим субъектом годовой и промежуточной отчетности;
  • период охвата информации для годового и промежуточного отчетов;
  • необходимость включения в отчетность данных филиалов, структурных подразделений и представительств.

Валюта, в которой должна быть сформирована отчетность, — рубль.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций определяется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Состав промежуточной отчетности остается в компетенции федеральных стандартов. Организациям государственного сектора при определении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности следует обращаться к бюджетному законодательству. Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливается состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центральному банку Российской Федерации.

Нормативный документ устанавливает отчетный период и отчетную дату для бухгалтерской (финансовой) отчетности действующих субъектов хозяйствования и проходящих процедуру реорганизации и ликвидации. Заметным является изменение ранее действующей нормы в отношении первой отчетности для вновь созданных организаций. Если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом в такой ситуации признается период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего календарного года. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации отмечены на рис. 2.

Изменение в рамках одного дня означает, что государственная регистрация экономического субъекта, датируемая 1 октября, в настоящее время обязывает составлять первую годовую отчетность по окончании первого календарного года его функционирования.

Коммерческие организации, обязанностью которых является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяют круг ее пользователей самостоятельно, за исключением обязательных экземпляров, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в органы государственной статистики не позднее 3 мес. после окончания отчетного периода и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в органы налоговой инспекции.

К преимуществу пользователей, предоставленному новым законом, можно отнести тот факт, что обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляющие государственный 
информационный ресурс, могут предоставляться заинтересованным лицам за плату, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Такой режим доступа к информации не является новшеством, а является скорее напоминанием о праве пользователя на информацию в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о за

 

щите информации» и нормативными документами государственной статистической деятельности.

Организация внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно п. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определена как обязанность, а не желание экономического субъекта. Исключение составляют случаи, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Можно предположить, что данная мера будет способствовать повышению доверия пользователей к информации финансовой отчетности.

К значимым изменениям с точки зрения категории пользователей следует отнести учет их разнонаправленных интересов в составе принципов регулирования бухгалтерского учета, сформулированных в ст. 20 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (рис. 3).

Принцип согласно определению, содержащемуся в Большой советской энциклопедии, происходит от лат. principium — начало, основа и означает:

  • основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации;
  • внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности;
  • нормы поведения и деятельности;

— основную особенность устройства какого- либо механизма, прибора.

В данном случае этот термин применим к механизму регулирования бухгалтерского учета. По мнению автора, не совсем удачно сформулирован принцип единства системы требований к бухгалтерскому учету. Глава 2 «Общие требования к бухгалтерскому учету» Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит 15 статей, название которых и представляют вышеназванные требования. Если бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, то требования могут предъявляться к организации самого процесса формирования информации.

Некоторые принципы уже легли в основу формирования нормативных актов, регулирующих организацию и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время. Действующие положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе международных стандартов с поправкой на экономические условия хозяйствования организаций в России и на ограничения в применении для субъектов малого предпринимательств

Единообразие применения федеральных и отраслевых стандартов возможно при отсутствии противоречий между ними. Это означает, что отраслевые стандарты должны предусматривать только особенности вида экономической деятельности в организации объектов бухгалтерского учета, а разрабатываться на основе федеральных.

Недопустимость в совмещении полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета вытекает из содержания Федерального закона от 06.12.2011 N° 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ст. 22 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Какой федеральный орган примет на себя эти полномочия, вышеназванный закон не устанавливает.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено четыре вида документов, в которых и планируется реализация объявленных принципов регулирования бухгалтерского учета. Это в первую очередь федеральные стандарты, на основе которых должны разрабатываться отраслевые стандарты, раскрывающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в добровольном порядке в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов.

Для организации и ведения бухгалтерского учета каждый экономический субъект разрабатывает собственные стандарты бухгалтерского учета. В первую очередь — это учетная политика, объединяющая в своем содержании выбранные способы оценки, учета отдельных объектов, формы первичных учетных документов и регистров учета, график документооборота и процедуру закрытия отчетного периода в организации, и другие аспекты. По мнению автора, уполномоченный федеральный орган должен определить принадлежность действующих в настоящее время положений по бухгалтерскому учету к категории федеральных или отраслевых.

По мнению автора, к категории отраслевых стандартов следует отнести Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), поскольку документ регулирует вопросы бухгалтерского учета деятельности организаций в области строительства, и Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), которое вступило в силу с бухгалтерской отчетности 2012 г. и применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к компетенции федеральных стандартов относятся:

  1. определения, признаки, классификация, способы измерения, условия признания и списания объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  2. требования к учетной политике, условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  3. план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  4. состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  5. условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  6. состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  7. состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

 упрощенные  способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

До перехода на рыночную экономику была создана  система  бухгалтерского учета, отвечающая  требованиям  плановой  экономики.  Основным  потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство  в  лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и  финансовых органов.

Изменение системы  общественных  отношений,  пользователей  информации, гражданско - правовой среды, а также необходимость приведения  отечественной системы бухгалтерского учета в  соответствие  с  международными  стандартами финансовой    отчетности    обусловили     необходимость     соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России. [19]

Началом реформирования бухгалтерского учета в  России  следует  считать разработку  и  внедрение  в  учетную  практику   Плана   счетов   1991   г., утвержденного Приказом  Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  1ноября 1991 г. N 56. В соответствии с этим Планом счетов в учетную  практику введены новые объекты учета  (нематериальные  активы,  финансовые  вложения, займы, арендные отношения и др.).  Существенно  изменена  методология  учета многих объектов учета - основных средств, капитальных  вложений,  прибыли  и убытков и др.

В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора  вариантов  оценки  и  учета  соответствующих  объектов  учета, ответственность  за  осуществление  бухгалтерского  учета   в   организациях возложена на их руководителей; организации получили право  поручать  ведение бухгалтерского учета  и  составление  отчетности  сторонним  предприятиям  и лицам,  минуя  бухгалтерию;  на  предприятиях   малого   бизнеса   разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.

Существенно изменены состав, содержание, сроки и  адреса  представления бухгалтерской   отчетности,   формы   отчетности   в    значительной   мере соответствуют международной практике, она стала публичной  и  доступной  для любых сторонних пользователей.

В  настоящее  время  реформирование  бухгалтерского  учета   в   России осуществляется на основе Программы  реформирования  бухгалтерского  учета  в соответствии   с   международными   стандартами    финансовой    отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации