Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в раскрытии особенностей нормативного регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.
Для решения поставленной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть классификацию документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- дать пояснения основным направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
- определить место и роль Учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
- методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;
- типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
пересмотреть:
- регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
- первичную учетную
4) для улучшения кадрового
обеспечения переработать
- начального (бухгалтер - счетовод);
- среднего (бухгалтер - техник);
- высшего (бухгалтер - экономист);
- профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы).
Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно - методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета. В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.
Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами», в которой указываются конкретные направления реформ:
совершенствование правового регулирования; формирование нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение;
международное сотрудничество;
«Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».
Предполагается пересмотреть главный технический документ – план счетов.
Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат. Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие «мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета.
Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и соответствие их национальных стандартов.
Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров. [24]
Должен быть создан соответствующий механизм осуществления регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в 1997 году институт профессиональных бухгалтеров.
Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель – повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит принятие решений.
Третье направление – международное сотрудничество. Здесь предполагается вступление и активная работа в международных организациях. Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития.
При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России. Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных отношений в стране. [26]
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [25]
Учетная политика, охватывает все составляющие бухгалтерского учета в организации: методическую, техническую, организационную. Поэтому диапазон практического применения очень широк, через финансовую отчетность, не говоря уже о влиянии ее на конечные результаты организации путем оптимизации (см. рис.1).
Рис.1. Экономические интересы пользователей информации и учетная политика
Учетная политика организации, как совокупность принципов и правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета.
Взаимосвязь методов бухгалтерского учета и учетной политики предприятия наглядно отражена на рис.2.
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (взаимосвязь, отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности предприятия) | |||||||
ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА | |||||||
Первичное наблюдение |
Стоимостное измерение |
Текущая группировка |
Итоговое обобщение | ||||
Документация |
Инвентаризация |
Оценка |
Калькуляция |
Счета |
Двойная запись |
Баланс |
Отчетность |
Реквизиты и формы первичных документов, документооборот и т.д. |
Периодичность и масштабы инвентаризации, порядок ее проведения |
Конкретные способы оценки имущества и обязательств |
Конкретные способы калькуляции себестоимости продукции и т.д. |
План счетов |
Схемы отражения в учете отдельных фактов хозяйственной деятельности |
Состав статей баланса, конкретные способы оценки имущества и обязательств |
Реквизиты и формы отчетов, состав статей и т.д. |
Первичное наблюдение |
Стоимостное измерение |
Текущая группировка |
Итоговое обобщение | ||||
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | |||||||
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (как реализация метода |
Рис.2. Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики
Для выбора и обоснования учетной политики организации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации.
Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать все влияющие факторы.
Рис.3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики предприятия
Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным.
Учетная политика организации оформляется организационно - распорядительным документом – приказом или распоряжением руководителя. [26] Вновь созданная организация оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее девяносто дней со дня государственной регистрации (пункт 10 ПБУ 1/98). Учетная политика принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год. В соответствии с пунктом 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2) разработки организацией новых
способов ведения
3) существенного изменения
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Содержание приказа об учетной политике принято подразделять на две группы вопросов:
1.Организационно-технические (рабочий план счетов, формы используемых первичных документов, график документооборота и т. п.);
2.Методические (порядок начисления амортизации, формирование резервов и т. п.).
Обязательность включения в приказ об учетной политике организационно- технического раздела следует из содержания статьи 6 Закона о бухгалтерском учете. Однако этот раздел достаточно велик по объему, при этом он представляет интерес в первую очередь для внутренних, а не для внешних пользователей бухгалтерской информации. Поэтому для решения данной проблемы можно оформлять большинство организационно-технических решений в виде приложений к приказу об учетной политике (в этом случае внешним пользователям предоставляется приказ об учетной политике без таких приложений). [21]
Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации