Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии особенностей нормативного регулирования бухгалтерского учета коммерческой организации.
Для решения поставленной цели в работе поставлен ряд задач:
- рассмотреть классификацию документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- дать пояснения основным направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
- определить место и роль Учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;

Файлы: 1 файл

КР система нормативного регулирования БУ в РФ.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Основная  цель  реформирования  бухгалтерского   учета   -   приведение национальной системы бухгалтерского учета в  соответствие  с  международными стандартами финансовой  отчетности  и  требованиями  рыночной  экономики.  В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования

    • формирование системы  национальных  стандартов  учета  и  отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
    • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с  основными тенденциями;
    • гармонизация стандартов на международном уровне;
    • оказание методической помощи организациям  в  понимании  и  внедрении управленческого учета. [21]

Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:

    • законодательное и нормативное регулирование (на уровне  Президента  и Правительства Российской Федерации);
    • формирование нормативной базы (стандартов);
    • методическое   обеспечение   (инструкции,   методические   указания, комментарии);
    • кадровое   обеспечение   (формирование   бухгалтерской   профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
    • международное сотрудничество.

    Для  выполнения  задач  по  каждому  направлению  намечено  осуществить следующие меры:

    1) подготовить необходимые  изменения и дополнения в  Федеральный  закон "О бухгалтерском учете", Гражданский  кодекс  Российской  Федерации  и  иные федеральные нормативные акты;

    2) разработать и утвердить  около 20  новых  положений  (стандартов)  по бухгалтерскому учету и пересмотреть  существующие  на  основе  международных учетных стандартов, а также новые  планы  счетов  бухгалтерского  учета  для коммерческих и бюджетных организаций;

    3) разработать:

    - методические указания (инструкции и рекомендации)  по  бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические  рекомендации  по  учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

    - типовые методические  рекомендации по организации  бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

    пересмотреть:

    -  регистры  бухгалтерского  учета   для   коммерческих   и   бюджетных организаций,  кредитных  учреждений  и  профессиональных  участников   рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;

    - первичную учетную документацию  с учетом требований рыночной  экономики и международных стандартов;

    4) для улучшения кадрового  обеспечения переработать программы  обучения специалистов разных уровней:

    - начального (бухгалтер - счетовод);

    - среднего (бухгалтер - техник);

    - высшего (бухгалтер - экономист);

    -  профессиональных   бухгалтеров   (главные   бухгалтеры,   финансовые менеджеры, аудиторы).

    Кроме того, должны постоянно  пересматриваться программы  переподготовки сотрудников  бухгалтерских  служб,  разрабатываться  учебно  -  методическая литература,   осуществляться   аттестация   профессиональных    бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;

5)  в  области  международного  сотрудничества  намечены  вступление  в Комитет по международным  бухгалтерским  стандартам  финансовой  отчетности, взаимодействие  с   международными   и   национальными   специализированными организациями,  в  том  числе  с  Координационным  советом  по   методологии бухгалтерского учета стран  СНГ.  Важная  роль  в  улучшении  международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997г. Международному  центру по реформе бухгалтерского учета.     В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать  активное  участие  Институт  профессиональных  бухгалтеров  (ИПБ) России.

 

1.3. Нормативное регулирование  в соответствии с программой  реформирования бухгалтерского  учета

Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами», в которой указываются конкретные направления реформ:

совершенствование правового регулирования; формирование нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение;

международное сотрудничество;

«Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».

Предполагается пересмотреть главный технический документ – план счетов.

Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат. Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие «мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета.

Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и соответствие их национальных стандартов.

Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров. [24]

Должен быть создан соответствующий механизм осуществления регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в 1997 году институт профессиональных бухгалтеров.

Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель – повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит принятие решений.

Третье направление – международное сотрудничество. Здесь предполагается вступление и активная работа в международных организациях. Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития.

При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России. Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных отношений в стране. [26]

 

2. Учетная политика организации как элемент нормативного регулировании бухгалтерского учета

2.1.Роль учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [25]

Учетная политика, охватывает все составляющие бухгалтерского учета в организации: методическую, техническую, организационную. Поэтому диапазон практического применения очень широк, через финансовую отчетность, не говоря уже о влиянии ее на конечные результаты организации путем оптимизации (см. рис.1).

Рис.1. Экономические интересы пользователей информации и учетная политика

Учетная политика организации, как совокупность принципов и правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета.

Взаимосвязь методов бухгалтерского учета и учетной политики предприятия наглядно отражена на рис.2.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

(взаимосвязь, отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности предприятия)

ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Первичное наблюдение

Стоимостное измерение

Текущая группировка

Итоговое обобщение

Документация

Инвентаризация

Оценка

Калькуляция

Счета

Двойная запись

Баланс

Отчетность

Реквизиты и формы первичных документов, документооборот и т.д.

Периодичность и масштабы инвентаризации, порядок ее проведения

Конкретные способы оценки имущества и обязательств

Конкретные способы калькуляции себестоимости продукции и т.д.

План счетов

Схемы отражения в учете отдельных фактов хозяйственной деятельности

Состав статей баланса, конкретные способы оценки имущества и обязательств

Реквизиты и формы отчетов, состав статей и т.д.

Первичное наблюдение

Стоимостное измерение

Текущая группировка

Итоговое обобщение

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

(как реализация метода бухгалтерского  учета)


 

Рис.2. Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики

Для выбора и обоснования учетной политики организации необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации.

Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать все влияющие факторы.

 

Рис.3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики предприятия

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным.

2.3. Варианты выбора учетной политики организации

 

Учетная политика организации оформляется организационно - распорядительным документом – приказом или распоряжением руководителя. [26] Вновь созданная организация оформляет учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее девяносто дней со дня государственной регистрации (пункт 10 ПБУ 1/98). Учетная политика принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год. В соответствии с пунктом 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий  деятельности, которое может быть  связано с реорганизацией, сменой  собственников, изменением видов  деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Содержание приказа об учетной политике принято подразделять на две группы вопросов:

1.Организационно-технические (рабочий  план счетов, формы используемых  первичных документов, график документооборота и т. п.);

2.Методические (порядок начисления  амортизации, формирование резервов и т. п.).

Обязательность включения в приказ об учетной политике организационно- технического раздела следует из содержания статьи 6 Закона о бухгалтерском учете. Однако этот раздел достаточно велик по объему, при этом он представляет интерес в первую очередь для внутренних, а не для внешних пользователей бухгалтерской информации. Поэтому для решения данной проблемы можно оформлять большинство организационно-технических решений в виде приложений к приказу об учетной политике (в этом случае внешним пользователям предоставляется приказ об учетной политике без таких приложений). [21]

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации